ДОП Шаги в экспериментальную биологию 24-25

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа Воскресенского муниципального округа
Нижегородской области

Принята Педагогическим
советом школы

Утверждена приказом директора
№ 309(о) от 28 августа 2024 года

Протокол №1 от 28 августа 2024
года

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
естественнонаучной направленности

"Шаги в экспериментальную биологию"
программа рассчитана на детей 11-13 лет.
Срок реализации программы 1 год

Составитель:
Рашмакова Валентина Андреевна
педагог ДОП образования

2024 год

Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение
результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост
ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает
организацию дополнительного образования, которое способствует раскрытию
внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его
таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в
современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является
овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно –
исследовательской деятельностью.
Внеурочная

деятельность

является

составной

частью

учебно-

воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся. Она дает возможность предоставлять учащимся широкий спектр
знаний,

направленных

на

развитие

и

выявление

индивидуальных

особенностей ребенка. Занятия в системе внеурочной воспитательной работы
по

биологии

способствуют

развитию

интеллектуальной

одаренности

учащихся, взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного
образования в школе и воспитания в семье. Применение игровой методики и
современных технологий для развития интеллекта позволит школьникам
самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным
для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации
внеурочной деятельности позволяет создать условия:
 для расширения содержания школьного биологического образования;
 для

повышения

познавательной

активности

обучающихся

в

естественно-научной области;
 для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его
способностей, формирования и удовлетворения социально значимых
интересов и потребностей;

 для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в
различных

областях

образовательной,

творческой

деятельности.

Применяя цифровые лаборатории во внеурочной деятельности по
биологии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ
и экспериментов.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к
целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также
личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в
том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений,
позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в
разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных
задач.
Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и
организация досуга обучающихся, расширение их кругозора и повышение
мотивации к учению.
Задачи:
 образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету,
популяризация интеллектуального творчества;
 развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность,
умения устанавливать причинно — следственные связи, умения
рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе
духовных ценностей современного поколения;
 воспитательная: развивать навыки коммуникации и коллективной
работы, воспитание понимания эстетический ценности природы и
бережного отношения к ней, объединение и организация досуга
учащихся.
Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер,
целью

которой

является

формирование

поисково-исследовательских,

коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Важнейшим

приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков,
которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей обучающихся опирается на
приобретение

ими

опыта

разнообразной

деятельности:

учебно-

познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.
Занятия по программе внеурочной деятельности разделены на теоретические
и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и
индивидуальный характер.
Деятельность

школьников

при

освоении

программы

имеет

отличительные особенности:
 практическая

направленность,

которая

определяет

специфику

содержания и возрастные особенности детей;
 групповой характер работ будет способствовать формированию
коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности
в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
 в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества
детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие
семьи и школы;
 реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и
одаренностей к различным видам деятельности посредством вовлечения
их в творческую деятельность.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, коллективные и
индивидуальные

исследования

естественнонаучного

направления,

самостоятельная работа, выступление, участие в конкурсах, создание проектов
и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять
свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный
потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Место данного курса в учебном плане. Программа рассчитана на 1 год
обучения

(34

часа

в

год,

1

час

по программе проводятся во внеурочное время.

в

неделю).

Занятия

Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
природными объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
 использование справочной и дополнительной литературы;
 владение цитированием и различными видами комментариев;
 использование различных видов наблюдения;
 качественное и количественное описание изучаемого объекта;
 проведение эксперимента;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который
приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной
деятельности:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в
открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
Обучающиеся смогут:
 узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
 применять теоретические знания при общении с живыми организмами и
в практической деятельности по сохранению природного окружения и
своего здоровья;
 ухаживать

за

культурными

растениями

и

домашними

животными;
 доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
 заботиться об оздоровлении окружающей природной среды;
 предвидеть последствия деятельности людей в природе;
 осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей
природе;
 ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Содержание
Введение (3часа)
План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных,
практических работ. Ознакомление с оборудованием центра «Точка роста».
Практические

и

лабораторные

работы:

Лабораторная

работа

«Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований».
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (6 часов)
Методы

изучения

живых

организмов:

наблюдение,

измерение,

эксперимент История изобретения микроскопа, его устройство и правила
работы. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы
изучения живых. Техника приготовления временного микропрепарата.
Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых
организмов. Микромир вокруг нас.

Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа «Изучение
устройства увеличительных приборов».
«Части клетки и их назначение». Мини-исследование.
Раздел 2. Биология растений (16часов).
Дыхание и обмен веществ у растений. Изучение механизмов испарения
воды листьями. Испарение воды растениями. Тургор в жизни растений.
Воздушное питание растений — фотосинтез. Кутикула. Условия прорастания
семян.

Деление

клеток.

Многообразие

растений.

Значение

растений в природе и жизни человека. Вегетативное размножение растений
Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа «Дыхание
листьев»,

«Зависимость

поверхности

листьев»,

транспирации
«Испарение

и

температуры

воды

листьями

от
до

площади
и

после

полива». «Тургорное состояние клеток», «Фотосинтез», «Значение кутикулы
и пробки в защите растений от испарения». «Условия прорастания семян.
Значение воды и воздуха для прорастания семян», «Наблюдение фаз митоза в
клетках растений», «Обнаружение хлоропластов в клетках растений»,
«Обнаружение нитратов в листьях». Практическая работа «Способы
вегетативного размножения растений».
Раздел 3. Зоология (7 часов)
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в
природе и жизни человека. Простейшие. Движение животных. Тип кольчатые
черви. Внутреннее строение дождевого червя.
Мини-исследование «Птицы на кормушке»
Практические и лабораторные работы: «Классификация животных.
Отличительные

признаки

животных

разных

царств

и

систематических групп», «Сравнительная характеристика одноклеточных
организмов», «Наблюдение за передвижением животных».
Раздел 4 Экология (2 часа)
Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Экологический
практикум: «Влияние абиотических факторов на организмы», «Определение

запыленности воздуха в помещениях», «Измерение влажности и температуры
в разных зонах класса»
Тематическое планирование
№

Тема занятия

Форма

Использование

Кол-

занятия

оборудование

во

«Точка роста»

часов

Введение (3часа)
1 – План
3

работы

и Беседа.

«Точка

роста»— 3

ЛР

комплект

учебного

техника
безопасности

при «Лабораторное

оборудования детского

выполнении

оборудование и технопарка,

лабораторных,

приборы

практических

научных

для

работ.

исследований».

инновационной

Ознакомление

с

база
создания

образовательной

оборудованием
центра

для материальная

среды

«Точка

роста»
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (6 часов)
4

Методы

изучения ЛР

«Изучение Микроскоп

живых

устройства

организмов:

увеличительных лупа.

наблюдение,

приборов».

измерение,
эксперимент
История
изобретения
микроскопа,
устройство

его
и

световой,

1
цифровой,

правила

5

работы.

Клеточное

Лабораторный

Микроскоп

строение

практикум

световой,

организмов.

«Части клетки и Иллюстрации,

Многообразие

их назначение»

презентация

Техника

ЛР

Интерактивный

приготовления

«Приготовление комплекс,

временного

препарата

микропрепарата

клеток

клеток.

1
цифровой.
схемы,

Методы

изучения
6

1

световой,

цифровой

микроскоп,

сочной репчатый лук, пинцет,

чешуи луковицы препаровальные
лука»

иглы,

стекла

предметные,
стаканчики

с

водой,

пипетки,
фильтровальная
бумага, иод.
7

Клетки,

ткани

и ЛР

органы

растений. растительного

Отличительные
признаки
организмов.

живых

«Ткани Микроскоп

организма»

1

цифровой,
микропрепараты:
«Продольный
стебля

срез

кукурузы»,

«Поперечный

срез

корня

тыквы»,

«Строение

корня»;

таблицы:

«Клеточное

строение

корня»,

«Корень и его зоны»,

«Внутреннее
строение листа»
8 – «Микромир вокруг Мини9

нас»

Микроскоп

исследование

2

цифровой,

спирт,

вода, йод и пищевой
краситель

для

окрашиваний,

чашка

Петри,
предметное

и

покровное
пинцет,

стекло,
пипетка,

тонкая игла
Раздел 2. Биология растений (16 часов)
10 Дыхание и обмен ЛР
веществ

«Дыхание Компьютер

у листьев»

с 1

программой

растений.

Lite,

Releon
датчики

кислорода

и

углекислого газа
11 Изучение

ЛР

Компьютер

–

«Зависимость

программным

воды транспирации

обеспечением

механизмов

12 испарения
листьями

и

температуры Датчики температуры и

от

13 Испарение
растениями

с 2

площади влажности. Комнатное

поверхности

растение: монстера или

листьев».

пеларгония

воды ЛР «Испарение Компьютер
воды
до

листьями программным
и

полива».

после обеспечением
измерительный
Интерфейс

с 1

датчик

температуры

датчик влажности.
14 Тургор
–

в

жизни ЛР «Тургорное Цифровой

растений

15

датчик 2

состояние

электропроводности,

клеток»

вода,

1М

раствор

хлорида

натрия,

пробирки,

штатив,

химические

стаканы,

фильтровальная бумага,
нож

или

скальпель,

линейка

или

штангенциркуль.
Предметные

стека,

препаровальные

игла,

пинцет,

спиртовка,

спички,

пипетка,

метиленовый

синий,

микроскоп,
пророщенные
или

семена

луковицы

с

корешками.
16 Воздушное
питание

ЛР

Цифровая лаборатория 1

растений «Фотосинтез»

— фотосинтез

по

экологии

углекислого

(датчик
газа

и

кислорода).
17 Кутикула

ЛР

«Значение 2 свежих яблока и 2 1

кутикулы

и клубня картофеля, весы,

пробки в защите нож,
растений
испарения»

полиэтиленовые

от пищевые

пакеты,

датчик

относительной

влажности воздуха
18 Условия

ЛР

прорастания семян

«Условия Цифровая лаборатория 1

прорастания

по

экологии

(датчик

семян. Значение освещенности,
воды и воздуха влажности

и

для прорастания температуры).
семян».
19 Деление клеток

ЛР

Предметные

стекла, 2

–

«Наблюдение

покровные

стекла,

20

фаз

митоза

в препаровальная

игла,

клетках

пинцет,

спиртовка,

растений»

спички,

пипетка,

метиленовый

синий,

фильтровальная бумага,
микроскоп,
пророщенные
или

семена

луковицы

с

корешками.
21 Многообразие

ЛР

растений. Значение «Обнаружение
растений

1

микроскопа.

в хлоропластов в Электронные

природе и жизни клетках
человека

цифровой

таблицы и плакаты

растений»

22 Лист

ЛР

Побеги

–

«Обнаружение

растений (бальзамина,

23

нитратов
листьях»

комнатных 2

в сингониума

или

быстрорастущих
видов

семейства

коммелиновые

—

традесканции,
зебрины,
ступка

сеткреазии),
с

пестиком,

ножницы,
марля

воронка,
или

бинт,

химический стакан (50
мл), цифровой датчик
концентрации

ионов,

электрод

нитрат-

анионов,

электрод

сравнения.
24 Вегетативное

ПР

–

вегетативного

укоренения

размножения

рассадные

ящики,

растений».

цветочные

горшки,

размножение

25 растений

«Способы Субстрат

стаканы

для 2
черенков,

с

водой,

ножницы,

нож,

учебник, видеоурок и
таблица
«Вегетативное
размножение».
Раздел 3. Животные (7 часов)
26 Строение

ПР

Цифровой

микроскоп, 1

животных.

«Классификация электронные

Многообразие

животных».

животных, их роль
в природе и жизни
человека.

таблицы и плакаты

27 Простейшие

ЛР

Предметные

стёкла, 2

–

«Сравнительная

покровные

стекла,

28

характеристика

препаровальная

одноклеточных

пинцет,

организмов»

фильтровальная бумага,

игла,

пипетка,

микроскоп,
микропрепарат
инфузория-туфелька,
эвглена,
стакан

мерный
с

природного

водой

из

водоема,

вата.
29 Движение
животных

ЛР

Электронные таблицы и 1

«Наблюдение

плакаты.

за
передвижением
животных».
30 Тип

кольчатые ЛР

Цифровой

микроскоп, 1

черви. Внутреннее «Особенности

препарат

поперечный

строение

внутреннего

срез дождевого червя,

дождевого червя.

строения

лупа.

дождевого
червя»
31 Мини-

Работа

–

группах:

исследование

32 «Птицы
кормушке»

в

на исследование
«Птицы

на

кормушке».
Раздел 4. Экология (2 часа)

2

33 Влияние
экологических
факторов

Экологический

Цифровая лаборатория 1

практикум

по

на «Влияние

организмы.

экологии

(датчик

освещенности,

абиотических
факторов

влажности

и

на температуры).

организмы»
34 «Микроклимат
классе»

в Экологический

Компьютер

с 1

практикум

программным

«Измерение

обеспечением; датчики

влажности

и температуры;

температуры

в влажности.

разных

датчики

зонах

класса»
Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения состоит из сочетания лекционного изложения
теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала
и

приемов

решения

практических

задач.

Обучающиеся

закрепляют

полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ.
Для развития творческого мышления и навыков аналитической
деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и
практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание
дополнительной образовательной программы «Практическая биология»
предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:
 цифровая лаборатория по биологии;
 микроскоп цифровой;
 комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
 комплект гербариев демонстрационный;

 комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
 мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэшкарты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети,
выход в интернет).
Дидактическое

обеспечение

предполагает

наличие

текстов

разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы,
инструкций для выполнения практических работ.
Литература
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека
в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.
2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.:Агр
3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд.,
доп. — М.: Просвещение, 1991.
4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов
//Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
5. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.:
Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие
России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm

—

интернет-сайт

«Общественные ресурсы образования»
4. http://www.ecosystema.ru
изучение природы России.

— экологическое образование детей и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».