Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа Воскресенского муниципального округа
Нижегородской области
Принята Педагогическим
советом школы
Протокол №1
от 28 августа 2024 года
Утверждена приказом директора
№ 309(о)
от 28 августа 2024 года
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
естественнонаучной направленности
«Практическая экология»
Возраст: 10 -12 лет
Срок обучения: 1 год
Автор-составитель:
Чугунцова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования
р.п. Воскресенское
2024 год
2
1. Учебный план
№
п/п
1
2.
3
4
5
6
Название раздела
Количество часов
Всего
Вводное занятие. Что 1
изучает экология.
Инструктаж по Т.Б.
Сезонные изменения в
природе. Осень.
Проблемы природопользования
Сезонные изменения в
природе. Зима.
Особенности природы.
Краеведение
Полевая экология
Всего
Теория
1
Форма промежуточной аттестации
Практика
0
анкетирование
5
1
4
тестирование
7
2
5
8
2
6
исследовательская работа
тестирование
4
1
3
тестирование
9
34
1
8
8
26
Проектная работа
2. Календарный учебный график
Дата начала реализации программы: 02.09.2024
Продолжительность реализации программы: 34 учебных недели.
Количество учебных дней (занятий): 34 (1 занятие в неделю)
Каникулы: 30.12.2024 - 08.01.2025
Нерабочие дни: 01.05.2025 - 04.05.2025 и 08.05.2025 – 11.05.2025
Дата окончания реализации программы:23.05.2025
3. Рабочая программа
Планируемые результаты:
В результате освоения данной программы у учащиеся формируются нравственные качества личности: любви к родному краю, Отечеству; чувства личной ответственности
за все живое на планете, забота о сохранении и бережном использовании природных
ресурсов. Становление экологической культуры личности как части духовнонравственного развития через утверждение в сознании, поведении и деятельности
принципов ответственного отношения к природе. А также повышение экологической
грамотности, применение опыта экологически безопасного природопользования и
3
принятия экологически компетентных решений учащимися.
Освоение экологической деятельности, имеющей гражданскую и общественную
значимость, основанную на активной жизненной позиции и ответственном отношении
к природе.
Учащиеся должны уметь:
- бережно относится к природе, к наследию родного края как земле своих предков
-пропагандировать природоохранную деятельность среди местного населения
- практически применять знания полученные в течение года
- выявлять роль хозяйственной деятельности человека в изменении данного ландшафта
- приобретать знания и навыки поисково-исследовательской деятельности
-овладевать элементарными правилами охраны природы при проведении экскурсий
-определять взаимосвязи компонентов ПТК (природно-территориальный комплекс)
-приобретать опыт принятия экологически компетентных решений
Содержание программы
В программе используются методы обеспечивающие единство и взаимосвязь научного, нравственно-эстетического и практического отношения к природе. В процессе
изучения природы, строения и жизни растительных сообществ, их топографического
размещения, учащиеся получают практические знания и навыки, которые затем используются при изучении курсов географии, биологии, экологии и прочее. Это позволяет изучать природу более целенаправленно, логично, научно и доступно для детей.
В экспедиционных условиях учащиеся ориентируются на комплексное восприятие
природных и социальных процессов. Создается представление о единстве природы и
общества. Оцениваются природные условия и ресурсы и антропогенные влияния на
данную территорию. Тематика программы реализуется в приложении к полевым
условиям с максимальным использованием возможностей природной среды и среды
традиционной культуры. Исследовательская деятельность является активным средством мотивации деятельности учащихся на использование научных знаний для понима-
4
ния и решения проблем экологии и охраны окружающей среды. Особенно глубоко и
устойчиво это достигается посредством организации экологических походов по родному краю. Через комплекс краеведческих знаний у школьников формируется экологическое сознание, воспитывается любовь к родной земле, Ответственность за ее судьбу. Вопросы краеведения особенно интересны и доступны для научных исследований
школьников.
Непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыт, эксперименты одновременно являются и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность. Через наблюдения и опыт учащиеся познают природу, накапливают знания для сравнений, обобщений, выводов. Наблюдения, опыты, эксперименты - это важнейший путь осуществления связи теории с практикой, который помогает превратить знания в убеждения.
Тематическое планирование
№
2
2
Прак- Форма текущего
тика контроля
0
2
0
2
Почему желтеют листья. Осенняя 4
экскурсия.
0
4
Раздел, наименование темы
Вводное занятие. Что изучает экология.
Инструктаж по Т.Б.
2.
Сезонные изменения в природе.
Осень.
2.1 Особенности проведения экскурсий.
1
2.2
Всего Теория
Как наступает листопад. Осенняя 4
экскурсия
Уход за комнатными растениями
2.4 Международные дни учета птиц. Ор- 4
нитологическая экскурсия.
2.5 Викторина « Здравствуйте, птицы!»
4
2.6 Уход за аквариумными рыбками
2.3
3
3.1
Проблемы природопользования
ООПТ России. Красная книга.
4
Создание гербария
листьев
4
4
2
2
2
2
Получение сертификатов biodat
5
Уход за аквариумными рыбками
3.2 Биоразнообразие. Презентации – викто- 4
2
2
Этноэкология природного простран- 4
ства.
Уход за аквариумными рыбками
2
2
4
2
2
Сезонные изменения в природе.Зима.
Зимние явления в природе. Как дере- 4
во живет зимой. Экскурсия.
Викторина «Деревья» Презентации – 4
0
4
4
0
рины по материалам Заповедника «Керженский»
3.3
3.4 Звуки природы. Фонотека «Голоса
птиц».
Уход за членистоногими.
4
11
12
Доклады о краснокнижных животных
Определение на
слух звучания голосов птиц
викторины по материалам Заповедника
«Керженский»
13
Уход за членистоногими.
Игра «Привет от заповедника»
4
2
2
5
14
Особенности природы. Краеведение
Виды съемки местности. Экскурсия в 4
колхозный сад.
Уход за комнатными растениями
0
4
15
Викторина «Душа природы присут- 4
ствует в нас»
Уход за аквариумными рыбками
2
2
Озеро Светлояр-памятник природы 4
Федерального значения. Экскурсия
Изучение вод местности.
4
Экскурсия на р. Ветлугу
2
2
0
4
Занятия-экскурсии по различным ти- 4
пам биоценозов.
Уход за членистоногими.
0
4
6
16
17
18
Создание плана
«Колхозного сада»
Полевая экология
Создание схемы
реки, определение
притоков
6
19
Растительный мир лугов, пойменные 4
луга, суходольные луга.
0
4
20
Энтомологическая экскурсия.
4
0
4
Проект «Растения
в колхозном саду»
Уход за членистоногими.
21
Экскурсия на пожарище.
Уход за аквариумными рыбками
4
0
4
22
Гербаризация растений.
Уход за комнатными растениями
Орнитологическая экскурсия. (4 часа)
Определение сторон горизонта по
Полярной звезде. Уход за членистоногими
Растительный мир хвойных лесов,
тайги, дубравы, широколиственных
лесов.
4
0
4
4
4
0
2
4
2
4
2
2
Опрос местного населения.
Уход за комнатными растениями
Гидробиология.
Уход за аквариумными рыбками
2
2
4
4
23
24
25
26
27
28
29
30
Растительный мир болот, раститель- 4
ный мир водоемов.
Уход за комнатными растениями
Лекарственные, пищевые, ядовитые 2
растения.
Уход за членистоногими.
2
2
0
2
Опыление цветковых растений.
Уход за комнатными растениями
Уход за членистоногими.
2
2
4
31- Однодневный пеший поход.
34
8
Итого:
120
8
Созданиегербариев
растений.
Защита проекта
«Лесные сообщества нашего района»
Доклад о ядовитых
растениях нашей
местности
Применение знаний в полевых
условиях
4.Оценочные и методические материалы.
Оценивание результатов освоения курса осуществляется на без отметочной основе
7
согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Соответственно планируемым результатам, в теоретическом курсе представленным в данной
программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на основе выполненных форм текущего контроля.
Теоретический курс программы составляет 40% занятий, направлен на развитие
целостного восприятия окружающего мира, представлений о взаимосвязи явлений
окружающего мира, постижение законов гармонии в различных его сферах. Он объединяет разрозненные с первого взгляда события, факты, явления, представления.
Практический курс, на который отводится наибольшее количество времени до
60%, предусматривает активность ребенка в практико –ориетиранной деятельности.
Считается, что учащийся освоил программу если он посетил более 70% занятий.
Год обучения заканчивается организацией летнего экологического похода с применением приобретенных знаний.
Методическое обеспечение программы
Раздел, тема
Форма занятий
Вводное занятие.
Что изучает экология.
Лекция
Сезонные изменения в природе.
Осень.
Экскурсия
Проблемы природопользования
Круглый
стол.
Комбинированное
занятие
Приемы и методы организации учебнообразовательного процесса
словесный
Методический и дидактический материал
Игровой
Литература: Юный
эколог (Деятельностьклассного руководителя).,Экологическое
воспитание школьников.
Техническое
оснащение занятий
Экология. Учебное
Проектор
пособие. И.М. Мамедов, И.Т. DVD
фильм об экологии
Суравегина.
репродуктивЭкологическое вос- Блокноты,ручки
ный, нагляд- питание младших Гербарная папка
ный
школьников.
DVD фильм
«Экологические
проблемы человечества».Красная
книга России,
Нижегородской
обл., методические материалы
ГПБЗ «Керженский»
8
Сезонные изменения в природе. Зима.
Экскурсия
в лес
репродуктивНа экологической Блокноный, нагляд- тропе. А.Н. Залеб- ты,карандаши
ный
ный.
простые
Особенности природы. Краеведение
Экскурсия,виктор
ина
репродуктивПутеводитель. Приный, нагляд- родный парк «Восный, игровой
кресеское поветлужье».
Проэктор, презентация «Светлояр»
Полевая экология
Практические занятия, экскурсии
репродуктивный, наглядный,
метод
упражнения
Методические пособия полевой
экологии
Однодневный
ший поход.
пе- Поход
Метод упражнения, репродуктивный,
графический.
Курнишкова, Т.В.,
Старостенкова,
М.М. Полевая учебная практика по
географии растений
с основами ботаники
Полевые практикумы.
Ушаков, В.А., Ушакова, М.М. Экологический
лагерь
школьников
Походное оборудование
Список литературы
Методическая литература:
1.
Головачев, М.В. Ориентирование в пространстве и времени / М.В. Головачев. –
Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – 3 с.
2.
Демидова, Н.Н. Изучение экологических проблем в школьном курсе «География
России» Метод.пособие /Н.Н. Демидова. - Н.Новгород.: Изд-во НГПУ, 2004.-3с.
3.
Добротина, Н.А., Швец, И.Н. Введение в экологию человека / Н.А. Добротина,
И.М. Швец. – Н.Новгород : ННГУ им Лобачевского, 1994. - 21 с.
4.
Захлебный, А.Н. На экологической тропе / А.Н. Захлебный. – М.:Просвещение,
1981. – 21-31 с.
5.
Зверев, Н.Д. Интеграция и «интегрированный» предмет // Биология в школе. –
1991. - №5. - 46-49с.
6.
Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в кон-
тексте идей устойчивого развития / авт. – Н.Ф.Винокурова и др. – Н.Новгород. НГПУ,
- 2002. – 33 с.
9
Кумарин, В. В., ВиноградоваН.Д. Принцип природосообразности и возрождение
7.
школы / В.В. Кумарин, Н.Д. Виноградова. // Педагогика, 1995, N 2. – 14 с.
Курнишкова, Т.В., Старостенкова, М.М. Полевая учебная практика по геогра-
8.
фии растений с основами ботаники / Т.В. Курнишкова, М.М. Старостенкова. –
М.:Просвещение, - 1992.
Мамедов Н.М. Суравегина И.Т. Экология: учебное пособие 9-11 классы /
9.
Н.М.Мамедов, И.Т. Суравегина. – М.:Школа – Пресс, 1996. – 275 с.
10.
Основные направления и план действий по реализации программы развития
воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы //Вестник образования,
2002, № 7.
Литература для детей и родителей:
1. Елисина, Т.В. Игры в летнем лагере /Т.В. Елисина – Чебоксары.:Клио,1997. – 36 с.,17-19c.
2. Ушаков, В.А., Ушакова, М.М. Экологический лагерь школьников / В.А. Ушаков,
М.М. Ушакова. – Н.Новгород: Нижполиграф, 1996.
3. Юный эколог/сост.Т.Е.Заводова – Мн.:Красико- Принт, 2006.