ДОП Практическая экология 24-25

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа Воскресенского муниципального округа
Нижегородской области
Принята Педагогическим
советом школы
Протокол №1
от 28 августа 2024 года

Утверждена приказом директора
№ 309(о)
от 28 августа 2024 года

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
естественнонаучной направленности

«Практическая экология»
Возраст: 10 -12 лет
Срок обучения: 1 год

Автор-составитель:
Чугунцова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования

р.п. Воскресенское
2024 год

2

1. Учебный план
№
п/п
1

2.
3
4
5
6

Название раздела

Количество часов
Всего

Вводное занятие. Что 1
изучает экология.
Инструктаж по Т.Б.
Сезонные изменения в
природе. Осень.
Проблемы природопользования
Сезонные изменения в
природе. Зима.
Особенности природы.
Краеведение
Полевая экология
Всего

Теория
1

Форма промежуточной аттестации

Практика
0
анкетирование

5

1

4

тестирование

7

2

5

8

2

6

исследовательская работа
тестирование

4

1

3

тестирование

9
34

1
8

8
26

Проектная работа

2. Календарный учебный график
Дата начала реализации программы: 02.09.2024
Продолжительность реализации программы: 34 учебных недели.
Количество учебных дней (занятий): 34 (1 занятие в неделю)
Каникулы: 30.12.2024 - 08.01.2025
Нерабочие дни: 01.05.2025 - 04.05.2025 и 08.05.2025 – 11.05.2025
Дата окончания реализации программы:23.05.2025
3. Рабочая программа
Планируемые результаты:
В результате освоения данной программы у учащиеся формируются нравственные качества личности: любви к родному краю, Отечеству; чувства личной ответственности
за все живое на планете, забота о сохранении и бережном использовании природных
ресурсов. Становление экологической культуры личности как части духовнонравственного развития через утверждение в сознании, поведении и деятельности
принципов ответственного отношения к природе. А также повышение экологической
грамотности, применение опыта экологически безопасного природопользования и

3

принятия экологически компетентных решений учащимися.
Освоение экологической деятельности, имеющей гражданскую и общественную
значимость, основанную на активной жизненной позиции и ответственном отношении
к природе.
Учащиеся должны уметь:
- бережно относится к природе, к наследию родного края как земле своих предков
-пропагандировать природоохранную деятельность среди местного населения
- практически применять знания полученные в течение года
- выявлять роль хозяйственной деятельности человека в изменении данного ландшафта
- приобретать знания и навыки поисково-исследовательской деятельности
-овладевать элементарными правилами охраны природы при проведении экскурсий
-определять взаимосвязи компонентов ПТК (природно-территориальный комплекс)
-приобретать опыт принятия экологически компетентных решений
Содержание программы
В программе используются методы обеспечивающие единство и взаимосвязь научного, нравственно-эстетического и практического отношения к природе. В процессе
изучения природы, строения и жизни растительных сообществ, их топографического
размещения, учащиеся получают практические знания и навыки, которые затем используются при изучении курсов географии, биологии, экологии и прочее. Это позволяет изучать природу более целенаправленно, логично, научно и доступно для детей.
В экспедиционных условиях учащиеся ориентируются на комплексное восприятие
природных и социальных процессов. Создается представление о единстве природы и
общества. Оцениваются природные условия и ресурсы и антропогенные влияния на
данную территорию. Тематика программы реализуется в приложении к полевым
условиям с максимальным использованием возможностей природной среды и среды
традиционной культуры. Исследовательская деятельность является активным средством мотивации деятельности учащихся на использование научных знаний для понима-

4

ния и решения проблем экологии и охраны окружающей среды. Особенно глубоко и
устойчиво это достигается посредством организации экологических походов по родному краю. Через комплекс краеведческих знаний у школьников формируется экологическое сознание, воспитывается любовь к родной земле, Ответственность за ее судьбу. Вопросы краеведения особенно интересны и доступны для научных исследований
школьников.
Непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыт, эксперименты одновременно являются и способом добывания знаний и видом практики, подтверждающей их истинность. Через наблюдения и опыт учащиеся познают природу, накапливают знания для сравнений, обобщений, выводов. Наблюдения, опыты, эксперименты - это важнейший путь осуществления связи теории с практикой, который помогает превратить знания в убеждения.
Тематическое планирование
№

2

2

Прак- Форма текущего
тика контроля
0

2

0

2

Почему желтеют листья. Осенняя 4
экскурсия.

0

4

Раздел, наименование темы

Вводное занятие. Что изучает экология.
Инструктаж по Т.Б.
2.
Сезонные изменения в природе.
Осень.
2.1 Особенности проведения экскурсий.
1

2.2

Всего Теория

Как наступает листопад. Осенняя 4
экскурсия
Уход за комнатными растениями
2.4 Международные дни учета птиц. Ор- 4
нитологическая экскурсия.
2.5 Викторина « Здравствуйте, птицы!»
4
2.6 Уход за аквариумными рыбками
2.3

3
3.1

Проблемы природопользования
ООПТ России. Красная книга.

4

Создание гербария
листьев

4

4
2

2

2

2

Получение сертификатов biodat

5

Уход за аквариумными рыбками
3.2 Биоразнообразие. Презентации – викто- 4

2

2

Этноэкология природного простран- 4
ства.
Уход за аквариумными рыбками

2

2

4

2

2

Сезонные изменения в природе.Зима.
Зимние явления в природе. Как дере- 4
во живет зимой. Экскурсия.
Викторина «Деревья» Презентации – 4

0

4

4

0

рины по материалам Заповедника «Керженский»

3.3

3.4 Звуки природы. Фонотека «Голоса
птиц».
Уход за членистоногими.
4
11
12

Доклады о краснокнижных животных

Определение на
слух звучания голосов птиц

викторины по материалам Заповедника
«Керженский»

13

Уход за членистоногими.
Игра «Привет от заповедника»

4

2

2

5
14

Особенности природы. Краеведение
Виды съемки местности. Экскурсия в 4
колхозный сад.
Уход за комнатными растениями

0

4

15

Викторина «Душа природы присут- 4
ствует в нас»
Уход за аквариумными рыбками

2

2

Озеро Светлояр-памятник природы 4
Федерального значения. Экскурсия
Изучение вод местности.
4
Экскурсия на р. Ветлугу

2

2

0

4

Занятия-экскурсии по различным ти- 4
пам биоценозов.
Уход за членистоногими.

0

4

6
16
17

18

Создание плана
«Колхозного сада»

Полевая экология

Создание схемы
реки, определение
притоков

6

19

Растительный мир лугов, пойменные 4
луга, суходольные луга.

0

4

20

Энтомологическая экскурсия.

4

0

4

Проект «Растения
в колхозном саду»

Уход за членистоногими.
21

Экскурсия на пожарище.
Уход за аквариумными рыбками

4

0

4

22

Гербаризация растений.
Уход за комнатными растениями
Орнитологическая экскурсия. (4 часа)
Определение сторон горизонта по
Полярной звезде. Уход за членистоногими
Растительный мир хвойных лесов,
тайги, дубравы, широколиственных
лесов.

4

0

4

4
4

0
2

4
2

4

2

2

Опрос местного населения.
Уход за комнатными растениями
Гидробиология.
Уход за аквариумными рыбками

2

2

4

4

23
24

25

26
27

28

29

30

Растительный мир болот, раститель- 4
ный мир водоемов.
Уход за комнатными растениями
Лекарственные, пищевые, ядовитые 2
растения.
Уход за членистоногими.

2

2

0

2

Опыление цветковых растений.
Уход за комнатными растениями
Уход за членистоногими.

2

2

4

31- Однодневный пеший поход.
34

8

Итого:

120

8

Созданиегербариев
растений.

Защита проекта
«Лесные сообщества нашего района»

Доклад о ядовитых
растениях нашей
местности

Применение знаний в полевых
условиях

4.Оценочные и методические материалы.
Оценивание результатов освоения курса осуществляется на без отметочной основе

7

согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Соответственно планируемым результатам, в теоретическом курсе представленным в данной
программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на основе выполненных форм текущего контроля.
Теоретический курс программы составляет 40% занятий, направлен на развитие
целостного восприятия окружающего мира, представлений о взаимосвязи явлений
окружающего мира, постижение законов гармонии в различных его сферах. Он объединяет разрозненные с первого взгляда события, факты, явления, представления.
Практический курс, на который отводится наибольшее количество времени до
60%, предусматривает активность ребенка в практико –ориетиранной деятельности.
Считается, что учащийся освоил программу если он посетил более 70% занятий.
Год обучения заканчивается организацией летнего экологического похода с применением приобретенных знаний.

Методическое обеспечение программы
Раздел, тема

Форма занятий

Вводное занятие.
Что изучает экология.

Лекция

Сезонные изменения в природе.
Осень.

Экскурсия

Проблемы природопользования

Круглый
стол.
Комбинированное
занятие

Приемы и методы организации учебнообразовательного процесса
словесный

Методический и дидактический материал

Игровой

Литература: Юный
эколог (Деятельностьклассного руководителя).,Экологическое
воспитание школьников.

Техническое
оснащение занятий

Экология. Учебное
Проектор
пособие. И.М. Мамедов, И.Т. DVD
фильм об экологии
Суравегина.
репродуктивЭкологическое вос- Блокноты,ручки
ный, нагляд- питание младших Гербарная папка
ный
школьников.
DVD фильм
«Экологические
проблемы человечества».Красная
книга России,
Нижегородской
обл., методические материалы
ГПБЗ «Керженский»

8
Сезонные изменения в природе. Зима.

Экскурсия
в лес

репродуктивНа экологической Блокноный, нагляд- тропе. А.Н. Залеб- ты,карандаши
ный
ный.
простые

Особенности природы. Краеведение

Экскурсия,виктор
ина

репродуктивПутеводитель. Приный, нагляд- родный парк «Восный, игровой
кресеское поветлужье».

Проэктор, презентация «Светлояр»

Полевая экология

Практические занятия, экскурсии

репродуктивный, наглядный,
метод
упражнения

Методические пособия полевой
экологии

Однодневный
ший поход.

пе- Поход

Метод упражнения, репродуктивный,
графический.

Курнишкова, Т.В.,
Старостенкова,
М.М. Полевая учебная практика по
географии растений
с основами ботаники
Полевые практикумы.
Ушаков, В.А., Ушакова, М.М. Экологический
лагерь
школьников

Походное оборудование

Список литературы
Методическая литература:
1.

Головачев, М.В. Ориентирование в пространстве и времени / М.В. Головачев. –

Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – 3 с.
2.

Демидова, Н.Н. Изучение экологических проблем в школьном курсе «География

России» Метод.пособие /Н.Н. Демидова. - Н.Новгород.: Изд-во НГПУ, 2004.-3с.
3.

Добротина, Н.А., Швец, И.Н. Введение в экологию человека / Н.А. Добротина,

И.М. Швец. – Н.Новгород : ННГУ им Лобачевского, 1994. - 21 с.
4.

Захлебный, А.Н. На экологической тропе / А.Н. Захлебный. – М.:Просвещение,

1981. – 21-31 с.
5.

Зверев, Н.Д. Интеграция и «интегрированный» предмет // Биология в школе. –

1991. - №5. - 46-49с.
6.

Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в кон-

тексте идей устойчивого развития / авт. – Н.Ф.Винокурова и др. – Н.Новгород. НГПУ,
- 2002. – 33 с.

9

Кумарин, В. В., ВиноградоваН.Д. Принцип природосообразности и возрождение

7.

школы / В.В. Кумарин, Н.Д. Виноградова. // Педагогика, 1995, N 2. – 14 с.
Курнишкова, Т.В., Старостенкова, М.М. Полевая учебная практика по геогра-

8.

фии растений с основами ботаники / Т.В. Курнишкова, М.М. Старостенкова. –
М.:Просвещение, - 1992.
Мамедов Н.М. Суравегина И.Т. Экология: учебное пособие 9-11 классы /

9.

Н.М.Мамедов, И.Т. Суравегина. – М.:Школа – Пресс, 1996. – 275 с.
10.

Основные направления и план действий по реализации программы развития

воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы //Вестник образования,
2002, № 7.
Литература для детей и родителей:
1. Елисина, Т.В. Игры в летнем лагере /Т.В. Елисина – Чебоксары.:Клио,1997. – 36 с.,17-19c.
2. Ушаков, В.А., Ушакова, М.М. Экологический лагерь школьников / В.А. Ушаков,
М.М. Ушакова. – Н.Новгород: Нижполиграф, 1996.
3. Юный эколог/сост.Т.Е.Заводова – Мн.:Красико- Принт, 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».