ДОП Мультипликация 24-25

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа Воскресенского муниципального округа
Нижегородской области

Принята Педагогическим
советом школы
Протокол №1 от 28 августа
2024 года

Утверждена приказом
директора № 309(о) от 28
августа 2024 года

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Основы мультипликации»
Возраст обучающихся: 10 - 12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составительпедагог дополнительного образования
Целищева Е.А.

Воскресенское, 2024 год

1. Учебный план.
№

Количество часов
Название разделов

1.

Планирование и организация
деятельности

Всег Теория Практика
о
4

2

2

2 Знакомство с
мультпрофессиями.

4

2

2

3 Теоретические
основы
мультипликации.

8

4

4

36

10

26

4.

Рисованные
мультипликационные
фильмы (перекладка).

Формы
контроля/
аттестации
Беседа, опрос
беседа,
наблюден
ие, опрос,
игра.
беседа,
наблюден
ие, опрос,
самостоятельн
ая
работа.

беседа,
наблюден
ие, опрос,
практическ
ое задание.
практическое
задание.

4. Создание анимации на бумаге
1 (герои, фон, декорации)

14

4

10

Фотосъёмка
4. мультипликационного
2 фильма.

8

2

6

4. Озвучка персонажей.
3

6

2

4

практическое
задание.
наблюдение,
практическ
ое задание.

Монтаж фильма, работа в
4. программе Movavi
4 видеоредактор.
Пластилиновые
5.
мультипликационные фильмы.
Создание объектов (герои,
5.
фон, декорации)
1

8

2

6

40

10

30

16

2

4

12

беседа,
наблюден
ие, опрос,
практическ
ое задание

Фотосъёмка
5.
мультипликационного
2
фильма.

8

5.3 Озвучка персонажей.

2

6

8

2

6

5.4

Монтаж фильма, работа в программе
и VegasPro

8

2

6

6.

Индивидуальный проект
мультфильма.

52

18

34

Работа над сценарием
мультипликационного
6.1
фильма и создание объектов (герои,
фон, декорации.)

6.2

Фотосъёмка мультипликационного
фильма

6.3 Озвучка персонажей.
Просмотр отснятого материала.
Обсуждение
Монтаж фильма, работа в программе
6.5 VegasPro. Подготовка фильма к
демонстрации.
6.4

6.6 Демонстрация фильма. Обсуждение.
Итого

20

8

12

8

2

6

8

2

6

4

2

2

8

2

6

4

2

2

144

46

98

наблюдени
е,
практическ
ое задание.
наблюдение,
практическое
задание.
наблюдение,
практическое
задание.

самостоятельная
работа,
обсуждение,
реализация
творческого
задания
самостоятельная
работа,
обсуждение
самостоятельная
работа, опрос.
Беседа, опрос,
обсуждение
самостоятельная
работа,
обсуждение
Просмотр,
обсуждение.

2.Календарно учебный график
Дата начала реализации программы: 02.09.2024
Продолжительность реализации программы: 36 учебных недель.
Количество учебных дней (занятий): 144 (4 занятия в неделю)
Каникулы: 30.12.2024 - 08.01.2025
Нерабочие дни: 01.05.2025 - 04.05.2025 и 08.05.2025 – 11.05.2025
Дата окончания реализации программы: 23.05.2025
3

3. Список оборудования (получено в рамках федерального проекта «Успех

каждого ребёнка»):
1. Мультстанок - 1 шт.
2. Графический планшет - 3 шт.
3. Световой планшет А3 - 12 шт.
Пояснительная записка
Данная программа по мультипликации предназначена для обучающихся 5-6
классов (10-12 лет) общеобразовательных школ, дополнительно изучающих
мультипликацию в рамках дополнительного образования. Программа рассчитана на
1 год обучения (144 часа, 4 часа в неделю).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы
мультипликации» технической направленности рассчитана на детей, желающих
освоить увлекательный мир анимации. На занятиях юные мультипликаторы познают
секреты производства рисованных, пластилиновых, кукольных, компьютерных
мультфильмов, а также узнают о том, как придумываются и оживают любимые
персонажи, кто наделяет их голосом и характером.
Занятия в детской мультипликационной студии помогут ребятам реализовать
свои творческие замыслы. Они смогут попробовать себя в качестве сценариста,
режиссёра, художника. Под руководством педагога дети смогут придумать сюжеты
сказок, рисовать и оживлять персонажей с помощью различных анимационных
программ.
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы мультипликации»
построена с учётом эмоциональной отзывчивости детей, любознательности и
способности овладевать определёнными теоретическими знаниями в области
мультипликации, практическими навыками в области изобразительного и
декоративно-прикладного искусства и работы на компьютере в программах
видеоредактора «Movavi» и фоторедакора «Movavi».
4

Направленность программы:
Программа рассчитана на работу с детьми от 10 до 12 лет.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Срок реализации программы - один год.
Численность обучающихся в группе - 10-15 человек.
Комплектование групп проводится в конце августа - начале сентября.

Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу обучения дети должны
Знать:
виды анимационных техник;
этапы создания мультфильма;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных
материалов.
Уметь:
определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
составлять сценарий, создавать раскадровку к мультипликационному фильму;
передавать движения фигур человека и животных.
Владеть:
навыками создания персонажей и декораций к мультипликационному фильму
из различных материалов (бумага, картон, пластилин и др.);
основами фото- и видеосъемки;
Методическое обеспечение программы:
Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
проблемно-поисковый (обучающиеся ищут пути решения в соответствии с
заданной педагогом тематикой).
Содержание
5

1.
Планирование и организация деятельности
Теоретические понятия.Знакомство педагога и обучающихся.Знакомство с
режимом работы, планом учебного года. Техника безопасности с ПК и санитарногигиеническими нормами. Знакомство с мультипликацией. История анимации и
мультипликации. Беседа о любимых фильмах и передачах. Виды и жанры
киноискусства.Правила дорожного движения.
Практическая работа.Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов.
Зарисовка любимого персонажа мультфильма.
При реализации раздела применяются следующие формы занятий: беседа, опрос,
самостоятельная работа.
2.
Знакомство с мульт профессиями.
Теоретические понятия. Профессии: мультипликатор, сценарист,
режиссер, художник, звукооператор. Игра «Отгадай профессию»
Практическая работа.Создание кроссворда по теме урока.
При
реализации раздела применяются следующие формы занятий:
беседа, опрос, самостоятельная работа.
3.
Теоретические основы мультипликации.
Теоретические понятия.Первое представление о кадре. Кадр как часть
пространства (фотографический кадр). Крупный, средний и общий планы.
Понятие «сюжет», понятие о прямой последовательности событий. Непрямая
последовательность событий. Поступки и характер героев.
Первое представление о монтаже.
Речь героев как средство их характеристики. Музыка в фильме: музыка в кадре и
за кадром.
Практическая работа. Рисование раскадровки по сказке, стихотворению.
Просмотр и анализ мультипликационного фильма «Похитители красок», реж.
Л.Атаманов, 1959.Работа с мультфильмом «Ёжик в тумане», реж.
Ю.Норштейн,1975.
При
реализации раздела применяются следующие формы занятий:
беседа, опрос, самостоятельная работа.
4.
Рисованные мультипликационные фильмы (перекладка).
4.1Создание анимации на бумаге (герои, фон, декорации)
Теоретические понятия. Жанр- «сказка». Вспоминаем, какие есть сказки.
Практическая работа. Создание художественного мультипликационного фильма
по сказке. Выполнение графических работ: персонажа, масштаб персонажа,
декорации (фона и панорамы), прорисовка (чистовые рисунки). Одушевление
рисованных героев мультфильма.
6

4.2
Фотосъёмка мультипликационного фильма.
Теоретические понятия. Включение и выключение фотокамеры. Обзор
возможностей фотосъёмки. Начало и окончание съёмки. В
мультипликационной съемке камера устанавливается стационарно,
закрепляется на штативе. Фотосъемка сцены мультипликационного фильма.
Практическая работа. Мультипликационная съемка.
4.3
Озвучка персонажей.
Теоретические понятия. Порядок распределения ролей для озвучивания
мультфильма. Музыкальное сопровождение.
Практическая работа. Запись озвучки.
4.4
Монтаж фильма, работа с программами Movavi видеоредактор и VegasPro
Теоретические понятия. Правила выстраивания отснятых
кадров.Интерфейс программы. Работа с кадром, видео дорожкой и звуковой
дорожкой.
Практическая работа. Монтаж кадров, наложения музыки и текста. Создание
титров и названия мультфильма в программах Movavi видеоредактор и VegasPro.
При реализации раздела применяются следующие формы занятий: беседа, опрос,
самостоятельная работа.
5.
Пластилиновые мультипликационные фильмы.
5.1Создание объектов (герои, фон, декорации)
Теоретические понятия. История отечественной мультипликации. Пластилиновая
мультипликация. Масштаб, декорации, для чего служат и способы их создания.
Практическая работа. Создание художественного мультипликационного фильма.
Выполнение работ: персонажа, масштаб персонажа фильма, декорации(фона и
панорамы). Лепка из пластилина. Одушевление героев мультфильма.
5.2
Фотосъёмка мультипликационного фильма.
Теоретические понятия. Основные принципы разработки движений персонажа.
Покадровая натурная мультипликация. Объемная перекладка. Создание объемной
перекладки с помощью фотокамеры.
Практическая работа. Мультипликационная съемка.
5.3
Озвучка персонажей.
Теоретические понятия. Порядок распределения ролей для озвучивания
мультфильма.
Практическая работа. Запись озвучки. Подбор музыкального сопровождения.
5.4

Монтаж фильма, работа с программами Movavi видеоредактор и VegasPro.
7

Теоретические понятия. Правила выстраивания отснятых кадров.
Практическая работа. Монтаж кадров, наложения музыки и текста. Создание
титров и названия мультфильма в программах Movavi видеоредактор и VegasPro.
При реализации раздела применяются следующие формы занятий: беседа, опрос,
самостоятельная работа.
6.
Индивидуальный проект мультфильма
6.1
Работа над сценарием мультипликационного фильма и создание объектов
(герои, фон, декорации.)
Теоретические понятия.Написание сценария.Техника работы над
персонажами. Техника выполнения фонов и декораций.
Практическая
работа.Написать сценарий к мультфильму. Создание
персонажей. Прорисовка отдельных элементов. Создание фонов и декораций.
6.2
Фотосъёмка мультипликационного фильма
Теоретические понятия.Фотосъемка сцены мультипликационного фильма.
Правила выстраивания кадров.
Практическая работа.Мультипликационная съемка.
Озвучка персонажей.
Теоретические понятия.Порядок распределения ролей для озвучивания
мультфильма. Подбор музыкального сопровождения.
Практическая работа. Запись озвучки.
6.3

Анализ проделанной работы.
Теоретические понятия.Наиболее выразительные кадры для монтажа. Свет и
тень в кадре. Ракурс.
6.4

Практическая работа.Обсуждение возможных вариантов титров (шрифт, цвет
букв, фон и т.д.). Название фильма.
6.5
Монтаж фильма, работа с программами Movavi видеоредактор и VegasPro.
Теоретические понятия.Порядок выстраивание отснятых кадров. Практическая
работа. Монтаж кадров, наложения музыки и текста.
Создание титров и названия мультфильма в программах Movavi видеоредактор и
VegasPro.
6.6
Мультпремьера.
Теоретические понятия. Премьеры мультипликационного фильма.
Практическая работа.Организация премьеры мультипликационного фильма.
При реализации раздела
применяются
беседа, опрос, самостоятельная работа.
8

следующие формы

занятий:

1

2
3

4
5

6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22

Раздел

1.Планирование и
организация
деятельности
1.
2.Знакомство с
мульт
профессиями.
2.
3.Теоретические
основы
мультипликации.
3.
3.
3.
4.1 Создание
анимации на
бумаге (герои, фон,
декорации)
4.1
4.1
4.1
4.1
4.1
4.1
4.2 Фотосъёмка
мультипликационн
ого фильма.
4.2
4.2
4.2
4.3 Озвучка
персонажей.
4.3
4.3

Тема занятия

Количество
часов

№
п\п

Планируемая
дата занятия

Календарный учебный график

Вводное занятие. Знакомство с
мультипликацией. Техника безопасности..

2

История анимации и мультипликации.
Рассказ о профессиях мультипликатор.
Просмотр презентации по теме

2
2

Игра «отгадай профессию», кроссворд по теме
урока.
Развитие представлений о кадре: план, ракурс

2

Сюжет
Монтаж
Звук и музыка в мультфильме

2
2
2
2

Жанр- «сказка». Вспоминаем, какие есть
сказки.

2

Создание эскизов героев и раскадровки.
Прорисовка героев и отдельных частей.
Создание фонов для мультфильма
Создание эскизов декораций
Линейный чистовой рисунок декораций
Рисунок декораций в цвете
Подготовка материалов к съемке, раскладка по
сценам.

2
2
2
2
2
2
2

Фотосъёмка заставки и титров.
Фотосъёмка сцен мультфильма.
Фотосъемка сцен, подпись кадров по порядку
Подготовка к озвучке, распределение ролей и
реплик.
Озвучка персонажей.
Подбор фоновой музыки и отдельных звуков.

2
2
2
2

9

2
2

24

4.4Монтаж фильма,
работа с
программой
Movavi
видеоредактор
4.4

25

4.4

26
27

4.4
5.1 Создание
объектов (герои,
фон, декорации)
5.1
5.1
5.1
5.1
5.1
5.1
5.1
5.2 Фотосъёмка
мультипликационн
ого фильма.
5.2
5.2
5.2

23

28
29
30
31
32
33
34
35

36
37
38
39
40
41
42
43

44
45
46
47

48

5.3 Озвучк
персонажей.
5.3
5.3
5.3
5.4 4Монтаж
фильма, работа с
программой Vegs
Pro
5.4
5.4
5.4
6.1 Работа над
сценарием
мультипликационн
ого фильма и
создание объектов
(герои, фон,
декорации.)
6.1

2
Подготовка материалов к монтажу.

Знакомство с программой Movavi
видеоредактор.
Выстраивание отснятых кадров в программе,
скорость кадров.
Наложение звуковой дорожки.
Знакомство с темой «Пластилиновая
мультипликация»

2

Техника и приемы создания героев.
Рисунок эскизов героев и раскадровка
Создание элементов для заставки и титров.
Создание главных героев.
Создание декораций для заставки.
Создание декораций для сцен.
Создание фонов для мультфильма.
Подготовка материалов для съемки, установки
сцен.

2
2
2
2
2
2
2
2

Фотосъёмка плоской заставки к мультфильму.
Фотосъёмка объемных сцен.
Фотосъемка сцен и выстраивание кадров по
порядку.
Подготовка и сбор материалов к озвучке.

2
2
2

Распределение ролей и реплик.
Озвучка персонажей.
Подбор фоновой музыки.
Подготовка материалов к монтажу.

2
2
2
2

Знакомство с программой Vegas Pro.
Монтаж и склейка фото и видео.
Наложение звуковой дорожки.
Знакомство с новой темой «Индивидуальный
проект»

2
2
2
2

Выбор темы, продумывания чернового
сценария.

2

10

2
2
2

2

49

6.1

50
51
52
53
54
55
56
57

6.1
6.1
6.1
6.1
6.1
6.1
6.1
6.2 Фотосъёмка
мультипликационн
ого фильма.
6.2
6.2
6.2

58
59
60
61
62
63
64
65

66
67

68
69
70
71
72
Итого часов

6.3 Озвучк
персонажей.
6.3
6.3
6.3
6.4 Анализ
проделанной
работы.
6.4
6.5 Монтаж
фильма, работа с
программой Vegs
Pro
6.5
6.5
6.5
6.6 Мульт премьера
6.6

Написание сценария. Экспозиция (география),
завязка.
Написание сценария. Развитие и кульминация.
Написание сценария. Развязка, завершение.
Создание раскадровки и эскизов героев.
Прорисовка чистовых рисунков героев.
Рисунок элементов для заставки и титров.
Создание фонов.
Рисунок декораций линейный и в цвете.
Подготовка материалов к фотосъемке.

2

Фотосъёмка заставки и титров.
Фотосъёмка сцен.
Просмотр отснятого материала и
корректировка.
Подготовка материалов к озвучке.

2
2
2

Распределение ролей и реплик для проекта.
Озвучка персонажей.
Подбор фоновой музыки.
Просмотр отснятого материала. Обсуждение

2
2
2
2

Подготовка материала к монтажу.

2

Монтаж заставки и сцен.

2

Монтаж титров.
Наложение фоновой озвучки.
Наложение озвучки героев.
Подготовка к презентации проекта.
Итоговое занятие. Презентация проекта.

11

2
2
2
2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
144

Критерии оценки результативности ДООП
Критерии
Степени выраженности критерия
Достижение личностных результатов
Сформированность
- проявляет устойчивый интерес к избранному виду
мотивации к
деятельности;
занятиям
- стремится найти дополнительную информацию; выходит за
(избранному виду
пределы изучаемого материала
деятельности)
- проявляет интерес к новому;
- интерес не выходит за пределы изучаемого материала
- практически не проявляет интерес к избранному виду
деятельности;
- часто пропускает учебные занятия без уважительной
причины
Сформированность
- владеет представлениями о безопасном и здоровом образе
ценности здорового
жизни;
и безопасного образа - имеет положительную мотивацию к безопасному и
жизни
здоровому образу жизни;
- занимает осознанно активную позицию
- владеет представлениями о безопасном и здоровом образе
жизни;
- проявляет положительное отношение к безопасному и
здоровому образу жизни, однако занимает пассивную
позицию
- мотивация к безопасному и ЗОЖ у учащегося не
сформирована, либо учащийся признаёт необходимость
ведения безопасного и ЗОЖ, но в структуре мотивов данная
мотивация занимает второстепенное положение
Сформированность
- проявляет уважительное и доброжелательное отношение к
этических чувств,
другим людям и их мнению, эмоционально-нравственную
доброжелательности отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других
и эмоциональнолюдей
- проявляет уважительное отношение к другим людям;
нравственной
отзывчивости
- недостаточно отзывчив, не всегда учитывает другие
мнения
- проявляет безразличное, иногда негативное отношение к
другим людям, не учитывает другие мнения
Сформированность
- проявляет эмоциональные реакции адекватно содержанию
эмоциональнохудожественного произведения, характеру происходящих
ценностного
явлений в природе, обществе;
отношения и
- даёт развёрнутую обоснованную оценку явлениям
интереса к искусству действительности и искусства;
- стремится и активно участвует в художественнотворческой деятельности
- проявляет эмоциональные реакции при восприятии
явлений действительности и искусства;
- оценивает явления действительности и искусства на
основании собственных предпочтений («нравится-не
нравится»)
12

Баллы

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7
0-3

8-10

4-7

Творческая
направленность
личности

Сформированность
навыков личностной
рефлексии

Сформированность
нравственноэтических установок

Сформированность
нравственноэтических установок

- учащийся не всегда проявляет эмоциональные реакции при
восприятии явлений действительности и искусства,
затрудняется с оценкой явлений действительности и
искусства
- интерес к творческой деятельности проявляется на
высоком уровне, сильно развито стремление к
самостоятельному, оригинальному выполнению работ
творческого характера;
- осуществляет широкий перенос знаний, умений в новые
ситуации, способен к порождению большого числа идей,
созданию новых образов в разных видах деятельности;
- часто предлагает оригинальные решения; стремится к
самовыражению в любых видах деятельности
- стремится к выполнению заданий нестандартного
характера, но выполнить их самостоятельно может не
всегда;
- нуждается в помощи педагога, может находить новые или
преобразовывать известные способы деятельности,
предлагает свои идеи
- самостоятельно не находит ассоциативные связи при
создании или конструировании образа;
- фантазирование отличается однообразием и отсутствием
новизны;
- учащийся пассивен, не стремится к самостоятельному
оригинальному выполнению работ творческого характера,
склонен к репродуктивной деятельности, владеет узким
спектром освоенных способов, не переносит знания и
способы деятельности в новые ситуации;
- отсутствует самостоятельность выбора способов
самовыражения в процессе деятельности
- способен анализировать свои собственные действия,
поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими
ценностями, действиями, поступками людей;
- осознанно осуществляет рефлексивную деятельность,
испытывает потребность в рефлексии
- способен анализировать свои собственные действия,
поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими
ценностями, действиями, поступками людей при
организующей роли педагога
- не стремится анализировать свои собственные действия,
поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими
ценностями, действиями, поступками людей
- всегда следует общепринятым нормам и правилам
поведения, осознанно их принимает
- осознаёт моральные нормы и правила поведения в социуме,
но иногда частично их нарушает
- недостаточно осознаёт правила и нормы поведения в
социуме, часто нарушает их
- всегда следует общепринятым нормам и правилам
поведения;
- может достаточно полно и адекватно охарактеризовать
13

0-3

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7

0-3
8-10
4-7
0-3
8-10

Сформированность
нравственноэтических установок,
навыков
нравственноэтического
оценивания

Самоопределение
Смыслообразование
(устанавление связи
между целью
деятельности и её
мотивом)

Сформированность
действия построения
жизненных планов
во временно́й
перспективе

содержание моральных норм, осознанно их принимает
- осознаёт моральные нормы и правила поведения в социуме,
но иногда частично их нарушает
- недостаточно осознаёт правила и нормы поведения в
социуме, часто нарушает их
- ориентирован на соблюдение моральных норм и правил
поведения;
- выделяет моральное содержание ситуации
нарушения/соблюдения моральной нормы;
- оценивает, может прогнозировать и учитывать последствия
нарушения нормы;
- способен принимать решения в условиях моральной
дилеммы, на основе соотнесения нескольких моральных
норм
- выделяет моральное содержание ситуации
нарушения/соблюдения моральной нормы;
- способен оценивать, но не всегда может прогнозировать и
учитывать последствия нарушения нормы;
- нуждается в помощи при принятии решения в условиях
соотнесения нескольких моральных норм
- недостаточно осознаёт правила и нормы поведения в
социуме, часто нарушает их;
- затрудняется самостоятельно выделять моральное
содержание ситуации нарушения/соблюдения моральной
нормы;
- не адекватно оценивает последствия нарушения нормы,
затрудняется принимать решения в условиях соотнесения
нескольких моральных норм
- способен сосредотачиваться на выполняемом деле,
стремится к его завершённости, преодолевает препятствия,
возникающие в процессе деятельности
- стремится к завершению начатого дела, способен
сосредотачиваться на выполняемом деле;
- при помощи со стороны педагога преодолевает
препятствия, возникающие в процессе деятельности
- с трудом сосредотачивается на выполняемом деле, легко
отвлекается, не стремится доводить дело до конца;
- при возникновении препятствий бросает выполняемую
работу
- определяет смысл и значение знаний, умений, навыков,
сформированных в процессе занятий в объединении, для
своей будущей взрослой жизни;
- устанавливает связь учебной деятельности с целями и
задачами планируемой профессиональной карьеры
- затрудняется определить значение знаний, умений,
навыков, сформированных в процессе занятий в
объединении, для своей будущей взрослой жизни
- не осознаёт смысл и значение знаний, умений, навыков,
сформированных в процессе занятий в объединении, для
своей будущей взрослой жизни
14

4-7
0-3

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7

0-3

Достижение метапредметных результатов
Коммуникативные универсальные учебные действия
- договаривается о распределении функций и ролей в
Сформированость
совместной деятельности, приходит к общему с партнёрами
умений учебного
по деятельности решению;
сотрудничества
- формулирует и аргументирует собственное мнение,
учитывает мнения, отличные от собственного;
- проявляет позитивное отношение к совместной
деятельности
- договаривается о распределении и функций и ролей в
совместной деятельности, может сформулировать своё
мнение;
- не всегда готов учитывать мнения, отличные от
собственного;
- к совместной деятельности проявляет нейтральное или
позитивное отношение
- включается в диалог, при групповой работе не активен;
- при распределении функций и ролей нуждается в помощи
извне;
- недостаточно чётко формулирует высказывания,
собственное мнение не аргументирует, «навязывает»
другим;
- проявляет нейтральное или отрицательное отношение к
совместной деятельности
Сформированность
- мотивирован на конструктивное разрешение конфликта,
умения разрешать
стремится самостоятельно, внутри группы разрешить
конфликты в
конфликт - анализирует конфликтную ситуацию, выделяет
процессе
проблему/причину, ищет и оценивает способы разрешения
сотрудничества
конфликта, прикладывает усилия к разрешению конфликта
(конфликтная
- стремится разрешить конфликт, однако не всегда адекватно
компетентность)
оценивает конфликтную ситуацию;
- стремится привлечь педагога к разрешению конфликта, не
всегда выбирает эффективную тактику поведения в
конфликтной ситуации
- отстраняется от разрешения конфликта, в процессе
конфликта выбирает неэффективную тактику поведения;
- в конфликтной ситуации (агрессивен, безразличен);
- переносит конфликт за пределы учебной ситуации на
межличностные отношения
Сформированность
- с достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли
умения выражать
в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
свои мысли
- владеет монологической и диологической формами речи в
соответствии с нормами родного языка (грамматическими,
синтаксическими)
- с достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеет монологической и диологической формами речи
- с недостаточной точностью выражает свои мысли;
- строит речевые высказывания с нарушениями норм
родного языка (грамматических, синтаксических)
Сформированность
- самостоятельно готовит информацию, охотно выступает
15

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7

0-3
8-10

перед аудиторией;
- свободно владеет и подает информацию
- готовит информацию и выступает перед аудиторией при
поддержке педагога
- перед аудиторией не выступает или испытывает серьезные
затруднения при подготовке и подаче информации
Сформированность
- точно формулирует собственное мнение, логически
умения вести
обоснованно предъявляет доказательства, убедительно
полемику,
аргументирует свою точку зрения;
участвовать в
- выслушивает других участников, принимает мнения,
дискуссии
отличные от собственного, проявляет такт и нормы
поведения
- не всегда достаточно чётко формулирует своё мнение,
приведенные доказательства и аргументы не всегда
убедительны;
- нуждается в поддержке педагога;
- не всегда готов учитывать мнения, отличные от
собственного.
- не чётко формулирует своё мнение, не приводит
аргументы:
- не слушает и не слышит других участников дискуссии,
настаивает на своём, нарушает нормы поведения
Познавательные универсальные учебные действия
Сформированность - мотивирован на осуществление исследовательской работы;
способности к
владеет навыками поиска необходимой информации;
самостоятельной
- умеет ориентироваться в различных источниках
информационноинформации, критически оценивать и интерпретировать
познавательной
информацию, получаемую из различных источников;
деятельности
- использует средства ИКТ в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач
- владеет навыками поиска необходимой информации,
испытывает затруднения в критической оценке и переработке
информации, полученной из различных источников;
- использует средства ИКТ в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач при
организационной помощи педагога
- затрудняется с поиском необходимой информации, не умеет
критически оценивать и перерабатывать информацию,
полученную из различных источников;
- использует средства ИКТ для получения информации без её
критической оценки, интерпретации и переработки, либо
использует ИКТ преимущественно для общения и
развлечений
Креативность в
- учащийся решает задачи творческого и поискового
выполнении
характера, способен выполнять действия и практические
практических
задания, внося собственные разнообразные вариации,
заданий
свободно импровизирует, отталкиваясь от внешних и
внутренних стимулов
- выполняет действия и практические задания, внося
собственные вариации, импровизирует, отталкиваясь от
внешних стимулов
навыков публичного
выступления

4-7
0-3

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7

Сформированность
знаковосимволических
умений

Сформированность
логических умений

Сформированность
навыков
постановки и
решения проблем

Сформированность
навыков
познавательной
рефлексии

- выполняет действия на основе образца, иногда с
небольшими вариациями
- способен самостоятельно преобразовывать объекты из
чувственной формы в модель на основе выделения
существенных признаков объектов, преобразовывать модель с
целью выявления закономерностей
- выделяет существенные признаки и создаёт модели объектов
при направляющей помощи педагога
- не способен преобразовывать объекты из чувственной
формы в модель, затрудняется выделять существенные
признаки объектов
- умеет анализировать объекты с целью выделения признаков,
составлять целое из частей;
- может выбирать основания и критерии для сравнения,
сериации, классификации объектов;
- устанавливает причино-следственные связи, выстраивает
логические цепочки рассуждений, выдвигает гипотезы и
обосновывает их
- испытывает затруднения в осуществлении отдельных
логических операций, нуждается в помощи педагога
- испытывает существенные затруднения в осуществлении
отдельных логических операций, направляющая помощь
педагога малоэффективна
- умеет самостоятельно анализировать и формулировать
учебную проблему, оценивать предлагаемые решения,
соотносить своё решение с возможными вариантами других
учащихся, выбирать наиболее эффективные для данного типа
задачи;
- способен самостоятельно создавать алгоритмы деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера
- самостоятельно не может проанализировать и
сформулировать учебную проблему, нуждается в помощи
педагога;
- как правило, может самостоятельно найти решение для
обозначенной проблемы, соотнести своё решение с
возможными вариантами других учащихся
- не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути
решения, прийти к решению проблемы может исключительно
при организующей помощи педагога
- способен обнаруживать знание о своём незнании, отличать
известное от неизвестного;
- в ситуации неопределённости может определить, каких
знаний и умений не хватает для успешного действия,
анализировать и оценивать собственные мысли и действия
«со стороны»;
- осуществляет сознательную рефлексивную деятельность
- способен обнаруживать знание о своём незнании, отличать
известное от неизвестного;
- в ситуации неопределённости самостоятельно затрудняется
определить, каких знаний и умений не хватает для успешного
действия, определяет их при значительной помощи педагога
17

0-3

8-10

4-7
0-3

8-10

4-7
0-3

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7

или либо вгруппой работе;
- способен анализировать и оценивать собственные мысли и
действия «со стороны»
- не обнаруживает знание о своём незнании, в ситуации
неопределённости не может определить, каких знаний и
умений не хватает для успешного действия;
- затрудняется анализировать и оценивать собственные мысли
и действия «со стороны»
Регулятивные универсальные учебные действия
Сформированность
способности
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности

Сформированность
умения
планировать,
прогнозировать
учебные действия

Сформированность
самоконтроля
(контрольнооценочных и
контролькокорректировочных
умений)

- принимает и сохраняет цель и задачи
деятельности/участвует в их формулировке, находит пути и
средства её достижения
- принимает и удерживает цель и задачи деятельности иногда
нуждается в стимулирующей и организующей помощи
педагога
- отвлекается, «упускает» поставленную перед ним цель,
стимулирующая и организующая помощь педагога
малоэффективна
- способен планировать, т.е. определить этапы работы и их
последовательность, определять промежуточные цели
(задачи) этапов с учётом конкретного конечного результата;
- определяет наиболее эффективные способы достижения
результата; способен предвосхитить результат и уровень его
освоения, его временны́ е характеристики
- учащийся нуждается в помощи в процессе планирования и
прогнозирования результата деятельности;
- не всегда определяет наиболее эффективные способы
достижения результата
- в планировании и прогнозировании результата собственной
деятельности, учащийся испытывает существенные
затруднения, которые не позволяют достичь поставленной
цели
- способен контролировать и оценивать процесс и результат
собственной деятельности, участвует в формулировке
критериев оценки самой деятельности и её продукта;
- на основе проведенной самооценки корректирует
собственую деятельность;
- способен к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и
преодолению препятствий;
- способен увидеть перспективы получения более высоких
результатов
- способен контролировать и оценивать процесс и результат
собственной деятельности по предложенным критериям при
организующей помощи педагога;
- как правило, на основе проведенной самооценки способен к
мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению
препятствий
- может скорректировать собственную деятельность для
улучшения результата
- не оценивает процесс и результат собственной деятельности
или не руководствуется критериями в процессе оценки
18

0-3

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7

0-3

8-10

4-7

0-3

Сформированность
умения понимать
причины
успеха/неуспеха
деятельности

процесса и результата собственной деятельности;
- не прикладывает волевых усилий прерывает деятельность
при возникновении трудностей
- на основе действия самоконтроля (т.е. сличения способа
действия и его результата с заданным эталоном для
обнаружения отклонений и отличий от эталона), анализа
условий деятельности, определяет причины успеха/неуспеха
деятельности, может сформулировать вывод;
- способен конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха
- не всегда верно определяет причины успеха/неуспеха
деятельности, иногда интуитивно, без анализа собственной
деятельности и анализа условий;
- при организующей роли педагога способен конструктивно
действовать в ситуациях неуспеха
- видит лишь внешние причины неуспешности своей
деятельности, обвиняет в других или обстоятельства;
- не способен конструктивно действовать в ситуации неуспеха

8-10

4-7

0-3

Достижение предметных результатов
Теоретическая подготовка
- освоил практически весь объём знаний, предусмотренных
Соответствие
программой в конкретный период
теоретических
знаний
- освоил знания в объёме более ½ объёма знаний,
предусмотренных программой
программным
требованиям
- овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных
программой
Владение
- осознанно и правильно употребляет специальные термины, в
полном соответствии с их содержанием
специальной
терминологией
- сочетает специальную терминологию с бытовой
как правило, избегает употреблять специальные термины,
либо употребляет с искажённым пониманием смысла
Практическая подготовка
- учащийся освоил практически весь объём умений и навыков,
Соответствие
предусмотренных программой в конкретный период
практических
умений и навыков
- учащийся освоил более ½ объёма умений, предусмотренных
программой
программным
требованиям
- учащийся овладел менее чем ½ объёма умений,
предусмотренных программой
Владение
- работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает
особых трудностей, соблюдая правила техники безопасности
специальным
оборудованием и
- работает с оборудованием с помощью педагога, как правило,
оснащением
соблюдает правила техники безопасности
- испытывает серьезные затруднения при работе с
оборудованием, не соблюдает правила техники безопасности

8-10
4-7
0-3
8-10
4-7
0-3

8-10
4-7
0-3
8-10
4-7
0-3

Уровень достижения трёх групп планируемых результатов по ДООП
(образовательному модулю) определяется, исходя из среднего значения по
всем критериям каждой группы планируемых результатов:
 повышенный уровень - от 8 до 10 баллов;
19

 базовый уровень - от 4 до 7 баллов;
 пониженный уровень от 0 до 3 баллов.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».