ДОП Музыкальные бриллианты 24-25

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа Воскресенского муниципального округа
Нижегородской области
Принята Педагогическим
советом школы
Протокол №1 от 28 августа
2024 года

Утверждена приказом
директора № 309(о) от 28
августа 2024 года

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Вокальное искусство»

Возраст обучающихся: 8–10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Мельникова Анна Михайловна
Педагог дополнительного образования

р.п. Воскресенское 2024

1. Учебный план
№
п/п

1

Раздел, тема

Количество часов

Формы
промежуточной
аттестации

Всего Теория Практика
4
200
Проверка
Вокально204
итоговых
ансамблевая
теоретических
работа
и практических
знаний
204
4
200
2.Календарный учебный график

Дата начала реализации программы: 02.09.2024 г.
Продолжительность реализации программы: 34 учебных недель
Количество учебных часов: 204 (6 часов в неделю)
Каникулы: 30.12.2024 - 08.01.2025
Нерабочие дни: 01.05.2025 - 04.05.2025 и 08.05.2025 – 11.05.2025
Дата окончания реализации программы: 23.05.2025
3.Рабочая программа
Планируемые результаты
В результате первого-второго года обучения дети должны усвоить понятия о
культуре поведения во время занятий и выступлений, а так же овладеть навыками:
- правильной певческой посадки и установки,
- мягкой атаки звука,
- чистого интонирования мелодии,
- чёткого произношения текста,
- пения в диапазоне c1 – h1,
- пения в ансамбле несложных песен в унисон с сопровождением,
- ручных знаков
Содержание программы
Вводное занятие
Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом
(рекомендуются различные игровые моменты).
Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время
занятий.
Правила пения и охрана детского голоса.
2

Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.
Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое
положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же
навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги
стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются
постепенно в процессе занятий.
Дыхание
Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и
ставит перед собой следующие задачи:
- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох,
задержка, выдох;
- развитие средне реберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох
бесшумный.
Дикция и артикуляция
Артикуляционные упражнения.
Самомассаж артикуляционного аппарата.
Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть
раскрепощена.
Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих.
http://diktory.com/dikciya.html
Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук,
ног.
Вокальные упражнения
Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим
голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость
и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.
На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого
унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-ансамблевыми
навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным
образным содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической
поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения –
привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение
гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз.
Творческие задания

3

Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих
фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от
попевок, до произведений).
Работа над произведениями
Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием
исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:
- образное содержание;
- отработка интонационных оборотов;
- дикционные сложности;
- разучивание произведений;
- концертный вариант исполнения.
Звуковедение.
Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и
движения рук или всего корпуса.
Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из
общего звучания. Интонирование простейших мелодий.
Сольфеджио, музыкальная грамота
Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном
стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких
звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении
вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо».
Слушание музыки
Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление
слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного
мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать
сюжет, название).
Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом»,
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных».
Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение
активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления.
Воспитательные мероприятия
Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по
трём основным направлениям:
- формирование традиций коллектива,
- идеологическая и воспитательная работа,
- общественно-полезная работа.
Направлены на:
- нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального
вкуса и интересов;
4

- воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать
музыкальную культуру;
- формирование самостоятельности и творческой активности;
- развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов;
- воспитание чувства патриотизма;
- воспитание чувства коллективизма;
- расширение музыкального кругозора.
Итоговое занятие
Проверка итоговых теоретических и практических знаний
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п

Содержание

1

Вводное занятие. Сбор учащихся. Инструктаж
по технике безопасности, гигиене и охране
голоса.
Вокальные упражнения.
Дыхательные, артикуляционные, вокальные
упражнения. Разучивание песни.
Работа над исполнением песни. Работа над
дикцией.
Сценическая отработка номера.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Разучивание песни.
Звуковедение. Сценическая отработка номера.
Работа над тембровой окраской голоса.
Выразительное исполнение песни.
Вокальные упражнения. Работа над дикцией.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Ансамбль. Сценическая отработка номера.
Вокальные упражнения. Разучивание песни.
Работа над дикцией.
Дыхательно-певческие упражнения.
Разучивание песни.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17

Разучивание песни.
Сценическая отработка номера. Работа над
дикцией.
Вокальные упражнения. Повторение
выученных песен.
Жанровое разнообразие музыки. Беседа.
5

Количество часов
Теория Практик
а
1

Форма
текущего
контроля

6
6
6
6
6
6
8
6
6
6
6
6

6
6
6
6

Выступлен
ие на
концерте

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28

29
30
31
32
33
34

Типы голосов. Разучивание песни.
Работа с солистами. Формирование певческих
навыков.
Вокальные упражнения. Разучивание песни.
Музыкальная игра «Эхо».
Вокальная работа над песней.
Вокальные упражнения.
Выразительное исполнение песни.
Слушание и анализ музыкальных
произведений.
Сценическая отработка номера. Работа над
произведением.
Артикуляционные речевки. Работа над
песнями.

6
10

Слушание и анализ музыкальных
произведений. Отработка вокальноансамблевых навыков.
Звуковедение. Разучивание песни.
Вокальные упражнения.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Роль песни в жизни человека. Беседа.
Повторение выученных песен.
Подготовка к концерту. Повторение песен.
Проверка итоговых теоретических и
практических знаний

6

6
6
6
8
8
6
6
6

Выступлен
ие на
концерте

6
6
8
3
6
2

Итоговый
зачет

Список оборудования
1. Микрофон - 1 шт. (получено в рамках федерального проекта «Успех каждого
ребёнка»)
2. Микрофон-петличка - 3 шт. (получено в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребёнка»)
3. Наушники - 3 шт. (получено в рамках федерального проекта «Успех каждого
ребёнка»)
4. Акустическая система - 1 шт. (получено в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребёнка»)
5. Цифровое пианино – 1 шт.
Оценочные и методическое материалы.
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2021.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 2017.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М.,
6

2017.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2014
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 2007
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 2016.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 2018.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М.,
2017.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. –
С.П., 2007.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М,
2019.
11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 2020.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».