РП Секреты орфографии 5 класс 24-25

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Администрация Воскресенского муниципального округа
МОУ Воскресенская СШ
РАССМОТРЕНО
педагогическим
советом

УТВЕРЖДЕНО

________________________

________________________

МОУ Воскресенская СШ
Протокол №1 от «28»
августа 2024 г.

Зеленов А.А.
Приказ №307(о) от «28»
августа 2024 г.

директор

Рабочая программа
учебного предмета «Секреты орфографии»

Воскресенское 2024

Пояснительная записка
Статус документа
Программа составлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р),
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Общая характеристика.
Учебный предмет рассчитан на 34 часа и предназначен для обучающихся 5 классов. Учебный предмет проводится
факультативно, безотметочно, по системе «зачет» - «незачет». Он позволит обучающимся восполнить пропущенный или
забытый материал. Непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и
систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет
восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку к успешному написанию контрольных работ. Предполагается уделять
большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков
и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и
систематическую индивидуальную домашнюю работу обучающихся с последующей проверкой учителя и организацией
работы над ошибками. Предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащих
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно
подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является
актуальной.
Цель: формирование орфографической грамотности обучающихся, развитие устной и письменной речи обучающихся,
обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить основной теоретический материал курса русского языка за 1-4 классы, систематизировать и обобщать
полученные знания;
-заинтересовать обучающихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским
языком;
-совершенствовать орфографические, лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;

- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный
материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
Межпредметные связи:
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. При
обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации
языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм. Одинаковые лингвистические
понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков. Близкие понятия содержатся в курсе изобразительного
искусства, истории, при занятиях музыкой.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание обучающимися изучаемого материала и
более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа состоит из 4 разделов. Распределение часов по разделам следующее:
1.Дорога к письменности- 1час
2.Фонетика.Орфография- 12 часов
3.Словообразование. Морфемы. Орфография. – 9 часов.
4.Морфология -13 часов.

Содержание учебного курса
35 часов (1 час в неделю)
Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.
Орфография как раздел науки о языке . Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип русской
орфографии . Тайна фонемы. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова.
Орфографический словарь - наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки».
Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных). Словообразовательный принцип
русской орфографии. Слитно, раздельно, через дефис. Омонимичное правописание слов. Как «справиться со сложными
словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн). Морфологический принцип русской орфографии. История
образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).
Орфографические головоломки. Морфемный принцип русской орфографии. Приставки-труженицы
(классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы - большие молодцы. Волшебный клубок орфограмм.
Значение орфографии. Путешествие в страну русского языка. Орфография в нашей жизни.
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом,
направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой,
представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в
основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием
представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему.
Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения
разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся
знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные
морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с
которыми учащиеся на уроках не встречаются.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По окончании курса учащиеся должны знать:

- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически применять
полученные знания.
- находить в словах изученные орфограммы,
- уметь обосновывать свой выбор. правильно писать слова с изученными орфограммами,
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Место предмета в учебном плане
Программа адресована обучающимся 5-х классов общеобразовательной школы со средним уровнем обученности.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Формы контроля
 монологический ответ;
 диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный,
терминологический);
 комплексный анализ текста;
 осложненное описание;
 составление сложного и простого плана к тексту;
 изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
 составление диалога на заданную тему;
 составление текста определенного стиля и типа речи;
 сочинение;
 составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
 редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
 работа с деформированным текстом;
 задания в форме тестов (закрытого и открытого типа).
Контроль предполагает разноуровневый подход.

Календарно-тематическое планирование факультатива по русскому языку
«Секреты орфографии»
в 5 классе
2023-2024 уч.год
№п/п

Тема занятия

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без
письма.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ

Кол-во Дата проведения
часов
План.
Фактич.
1ч.

2.

Орфография как раздел науки о языке. Основные
принципы русской орфографии.

3.

Тайна фонемы.

4.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

5.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

6.

Коварные словарные слова.

7.

Коварные словарные слова.

8.
9.

Орфографический словарь – наш главный помощник.
Проверь себя. Тест №1.

Повторение и обобщение материала
по орфографии. Составление
словарного диктанта на изученные
орфограммы. Комплексная работа с
текстами.
Смыслоразличительная роль звуков.
Образование звуков, определение
позиции в слове (сильная и слабая).
Правописание безударных гласных в
корне слова: проверяемых
непроверяемых, чередующихся.
Правописание согласных в корне
слова: звонких и глухих,
непроизносимых, двойных.
Правописание букв И, А, У после
шипящих. Буквы Ы и И после Ц.
Буквы О – Ё после шипящих в корне
слова. Буквы О – Ё – Е после
шипящих в суффиксах и окончаниях
разных частей речи. Буквы О и Е.
Словарная работа со словами.
Знакомство со словом Составление
словосочетаний с данным словом.
Составление предложений с данным
словом. Нахождение данного слова в
тексте.
Словарная работа со словами.
Знакомство со словом .Составление
словосочетаний с данным словом .
Составление предложений с данным
словом . Нахождение данного слова
в тексте.
Исправление речевых ошибок
(неправильное употребление данного
слова в тексте).
Работа со словарем

1ч.

1ч.
1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.
1ч.

10.

Опасные согласные.

11.

Звонкие и глухие «двойняшки».

12.

Старые знакомые Ъ и Ь

13.
14.

Большие и маленькие (правописание имен
собственных).
Приставки – труженицы.

15.

Приставки – труженицы.

16.

Суффиксы – большие молодцы.

Парные и непроизносимые
согласные. Работа по ленте букв,
выявление опасных мест при письме.
Различение звонких-глухих.
Тренировочные упражнения.
Ь после шипящих на конце слова в
разных частях речи. Употребление
буквы Ь после шипящих в
существительных, глаголах,
наречиях и частицах.
Неупотребление буквы Ь на конце
кратких прилагательных с основой
на шипящую.
Работа по карточкам.

1ч.
1ч.
1ч.

1ч.

Классификация приставок
1ч.
(смыслообразующие и
формообразующие; приставки с
традиционным написанием,
приставки с позиционным
написанием; приставки с
написанием, зависящие от смысла
слова).
Приставки, не изменяющиеся на
1ч.
письме. Буквы З и С на конце
приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Употребление разделительных Ъ и Ь.
Буквы Ы и И после приставок.
Правописание букв И и Е в
1ч.
падежных окончаниях
существительных. Правописание
гласных в личных окончаниях
глагола и в суффиксах причастий.
Правописание суффиксов
существительных, прилагательных,
глаголов.

17.

Суффиксы – большие молодцы.

18.
19
20.
21.
22.
23.

Как «справиться со сложными словами»?
Решение орфографических задач.
Проверь себя. Тест №2.
Орфографические головоломки
Орфографические головоломки
Имя существительное. Трудности в написании
окончаний.

24.

Имя существительное. Трудности в написании
окончаний.

25.

Имя существительное. Трудности в написании
окончаний.

26.

Имя прилагательное. Трудности правописания.

27.

Имя прилагательное. Трудности правописания.

28.

Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами).

29.

Е или И? (Правописание окончаний глаголов).

Правописание букв И и Е в
1ч.
падежных окончаниях
существительных. Правописание
гласных в личных окончаниях
глагола и в суффиксах причастий.
Правописание суффиксов
существительных, прилагательных,
глаголов.
Способы образования сложных слов. 1ч.
Решение орфографических задач.
1ч.
1ч.
Орфографические головоломки
1ч.
Орфографические головоломки
1ч.
Определение падежа имен
1ч.
существительных. Комплексная
работа с текстом.
Составление алгоритма применения 1ч.
правила и его использование.
Комплексная работа с текстом.
Склонение имен существительных
1ч.
по падежам во множественном
числе. Нормативное образование и
использование в речи форм
именительного и родительного
падежа множественного числа имен
существительных. Правописание о-е
после шипящих и ц в окончаниях
имен существительных.
Правописание гласных в падежных 1ч.
окончаниях имен прилагательных.
Правописание гласных в падежных 1ч.
окончаниях имен прилагательных.
Случаи слитного и раздельного
1ч.
написания Не с глаголами.
Определение спряжения глаголов.
1ч.
Спряжение глаголов с ударными
личными окончаниями.

30.

Е или И? (Правописание окончаний глаголов).

31.

Е или И? (Правописание окончаний глаголов).

32
33.
34.

Проверь себя. Тест№3.
Волшебный клубок орфограмм.
Путешествие в страну русского языка.

35.

Проверь себя. Тест №4.

Окончания в глаголах- исключениях
Определение спряжения глаголов по 1ч.
неопределенной форме. Составление
алгоритма на основе
орфографического правила и его
практическое применение
Комплексная работа с текстом.
Определение спряжения глаголов по 1ч.
неопределенной форме. Составление
алгоритма на основе
орфографического правила и его
практическое применение
Комплексная работа с текстом.
1ч.
Работа с текстом.
1ч.
Систематизировать, обобщить,
1ч.
углубить знания в игровой форме
(конкурсы)
Обобщение принципов орфографии. 1ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».