приложение 8 РП Педагогика и психология

Приложение 8
к ООП СОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Педагогика и психология» для учащихся 10 - 11 классов средней школы
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО.
В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников и межпредметные связи изучаемых
в школе дисциплин с предлагаемым курсом.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения
последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития,
воспитания и социализации учащихся. В 10 классе изучались вопросы педагогики, в 11 – вопросы психологии.
Место модуля в учебном плане: курс расширяет представления учащихся о мире внешнем и мире внутреннем,
побуждает рефлексию, дает возможность учащимся получить представления о психологии, ее возможностях,
раскрывает понятия психологической интерпретации и анализа, некоторых социально-психологических феноменов,
позволяет овладеть навыками эффективных коммуникаций.
Программа разработана в рамках профильной подготовки для учащихся 11 классов в качестве спецкурса.
Программа рассчитана на 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля
Личностные результаты

Расширение кругозора личности и понимание основных свойств психики человека;

способность и готовность к обсуждению проблем развития психики в современных условиях
образования и деятельности.
Метапредметные результаты
1


овладение умениями видеть и анализировать проблему, ставить вопросы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, анализировать и делать выводы, защищать свою позицию;

умение работать с разными источниками психологической литературы: находить психологическую
информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию;

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению,
переносу и интеграции;

способность к сотрудничеству и коммуникации в процессе обсуждения изучаемых проблем;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты

Овладение психологической культурой, базовыми научно-психологическими понятиями.

Формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;

Осознание учащимися собственного внутреннего мира;

Развитие интеллектуальной сферы (способностей, познавательной направленности);

Формирование базовых представлений о личностных, интеллектуальных и деятельностных
характеристиках личности.
Требования к усвоению содержания модуля:
Изучение предмета «Педагогика и психология» вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, способствуя:
•
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики за счет развития представлений у учащихся о внутреннем и внешнем мире человека.
•
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков рефлексии, самооценки, самоуправления и
взаимодействия в общении; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся. В результате изучения курса учащиеся
должны
знать:

основные понятия психологической науки,

место и роль психологии в системе наук,

иметь представления об основных психологических теориях;
2

уметь:

рассуждать об основных категориях психики человека;

применять психологические методики (тесты, анкеты);

анализировать и интерпретировать полученные данные.
владеть навыками:

применения теоретических знаний для решения практических задач,

эффективных способов межличностных коммуникаций,

самоанализа и саморегуляции.
Учебно-тематический план предмета
Название раздела и темы
Раздел 1. Проблема человека в истории человечества.
Тема 1. Психология как наука: человек и его психика.
Тема 2. Происхождение сознания человека.
Тема 3. Отличие сознания человека от психики животных.
Тема 4. Биологическая и социальная природа человека.
Раздел 2.Что изучает психология
Тема 5. Предмет современной психологии.
Тема 6. История психологических идей.
Тема 7. Связь психологии с другими науками.
Раздел 3. Духовные и материальные проявления психики.
Тема 8. Сознание - высшая форма отражения мира
Тема 9. Духовное осознание мира человеком.
Раздел 4.Психология познания.
Тема 10. Структура процесса познания.
Тема 11. Основные методы познания.
Тема 12. Познание окружающего мира
Тема 13. Осознание окружающего мира
Тема 14. Запоминание и сохранение информации о мире.
3

Количество часов
общее
теория
4
2
1
1

3

2

8

2
1
1
1
1
4
1

практика
2

1
1
1

1
1
1
4
1

1
1
1

Тема 15. Приемы самопознания
Тема 16. Образ Я
Тема 17. Значение характера в жизни человека
Раздел 5.Внутренний мир человека и управление собой.
Тема 18. Эмоции и чувства в жизни человека
Тема 19. Влияние чувств и эмоций на деятельность человека
Тема 20. Управление своими чувствами и эмоциями
Тема 21. Воля и ее значение в жизни человека
Тема 22. Сила воли и способы ее тренировки
Раздел 6.Мир людей. Взаимодействие.
Тема 23. Проблемы взаимодействия людей.
Тема 24. Общение, его виды и формы
Тема 25. Этика и ее значение в общении
Тема 26. Имидж и его влияние на общение
Тема 27. Групповое общение
Раздел 7. Конфликты
в общении: предупреждение
преодоление.
Тема 28. Виды конфликтов и их значение в жизни человека
Тема 29. Способы выходы из конфликтных ситуаций
Раздел 8. Психология воспитания.
Тема 30. Детство - особый период в жизни человека.
Тема 31. Трудности воспитания.
Тема 32. Социализация, воспитание и развитие личности.
Тема 33. Самовоспитание как способ самосовершенствования
Тема 34. Заключительный урок: психология глазами школьников
Итого:
Содержание учебного предмета в 11 классе
Тема
Основное содержание по темам
4

1

5

5

и 2

1
1
1
1

1
1

1

4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1

1
5

2
1

1
3
1

1

34

14
Характеристика
ученика

1
1
20
деятельности

Раздел 1. Проблема человека в истории человечества.
Тема 1. Психология как Понятие о теле и душе как самостоятельных началах.
наука: человек и его Житейская и научная психология. Понятие психики.
психика.
Тема 2. Происхождение Отражение как всеобщее свойство материи и его
сознания человека.
эволюция.
Происхождение сознания.
Сознание и бессознательное.
Тема
3.
Отличие Развитие психики у животных. Язык и речь. Сознание,
сознания человека от логика, абстракции. Деятельность и орудия труда.
психики животных.
Мотивы и потребности
Тема 4. Биологическая Человек
как
индивид.
Индивидуальность
и
и социальная природа социализация. Личность. Феномен «маленького
человека.
Моцарта»
Раздел 2. Что изучает психология
Тема
5. Предмет Понятие объекта и предмета психологии. Предмет
современной
психологии на разных этапах ее развития.
психологии.
Современное представление о предмете, задачах и
структуре психологии. Психология как наука о
психике. Отрасли современной психологии.
Тема
6. История Представления о душе в древнегреческой философии.
психологических идей. Психологические
взгляды
философов
Нового
времени. Выделение психологии в самостоятельную
науку.
Формирование
основных
направлений
психологии. Отечественные психологические теории.
Тема
7. Связь Познание человека в системе наук. Психология и ее
психологии с другими место в системе наук. Междисциплинарные связи.
науками.
Раздел 3. Духовные и материальные проявления психики.
Тема 8. Сознание - Сознание как высшая форма психического отражения.
высшая
форма Сознание и деятельность. Самосознание
5

Аналитическая
деятельность:
анализировать
объекты
окружающей действительности,
выявлять
отношения,
классифицировать объекты по
заданному или
выбранному
признаку.
Практическая
деятельность:
подбор и изучение литературных
источников,
работа
с
периодической печатью, участие в
дискуссии,
выступление
с
докладами и презентациями.
Аналитическая деятельность:
анализировать
объекты
окружающей
действительности,
выявлять
отношения,
классифицировать
объекты по заданному или
выбранному признаку.
Практическая
деятельность:
подбор и изучение литературных
источников,
работа
с
периодической печатью,
участие в дискуссии, выступление
с докладами и презентациями.
Практическая
деятельность:
подбор и изучение литературных

отражения мира
Тема
9. Духовное Познание мира: чувственное и рациональное,
осознание
мира истинное и ложное. Понятие объективного и
человеком.
субъективного. Высшие психические функции.
Раздел 4.Психология познания.
Тема
10. Структура Этапы и формы познания. Чувственное познание.
процесса познания.
Рациональное познание.
Тема
11. Основные Метод и методология. Понятие гипотезы. Основные
методы познания.
методы эмпирического познания: наблюдение и
эксперимент, измерение и сравнение.
Тема 12. Познание Отражение окружающего мира. Чувственное познание
окружающего мира
через ощущение и восприятие. Формирование
представлений.
Тема 13. Осознание Осознание мира человеком. Адаптация и ориентация.
окружающего мира
Теоретические методы познания: понятие, суждение,
умозаключение.
Тема 14. Запоминание и Память. Ее особенности, функции и виды. Способы
сохранение
улучшения запоминания.
информации о мире.
Тема 15.
Приемы Понятие самопознания. Методы самопознания:
самопознания
интроспекция,
самонаблюдение,
самоанализ,
сравнение себя с идеалом, самоотчет.
Раздел 5.Внутренний мир человека и управление собой.
Тема 16. Образ Я
Составление «Образа Я». Я-реальное и я-идеальное.
Самооценка и самоотношение. Способы измерения и
повышения самооценки.
Тема 17.
Значение Представление о характере человека. Черты
характера в жизни характера. Проявление характера в отношении к
человека
разным аспектам действительности.
Тема 18. Эмоции и Различие понятий чувства и эмоции. Функции чувств
6

источников,
работа
с
периодической печатью,
участие в дискуссии, выступление
с докладами и презентациями.
Практическая
деятельность:
освоение
методов
изучения
психики, выполнение тестовых
заданий и опросников, обработка
тестов и анкет, составление анкет;
овладение навыками самоанализа
и самооценки;
участие в дискуссии, выступление
с докладами и презентациями.

Аналитическая деятельность:
анализировать
объекты
окружающей действительности,
выявлять
отношения,
классифицировать объекты по
заданному
или
выбранному
признаку.

чувства
в
жизни
человека
Тема
19.
Влияние
чувств и эмоций на
деятельность человека

и эмоций.
Формы проявления чувств и эмоций: эмоциональный
тон, настроение, аффективное состояние и аффект,
стресс, фрустрация. Астенические и стенические
чувства и эмоции.
Методы
саморегуляции.
Понятие
аффимаций.
Установка и ее значение. Аутотренинг. Дыхательные
упражнения и их значение в саморегуляции.
Воля и ее основные функции: побудительная и
тормозная. Волевые черты характера.

Тема 20. Управление
своими чувствами и
эмоциями
Тема 21. Воля и ее
значение
в
жизни
человека
Тема 22. Сила воли и Формирование воли. Значение планирования в жизни
способы ее тренировки человека.
Дисциплина
и
самодисциплина.
Самоконтроль и самооценка.
Раздел 6. Мир людей. Взаимодействие.
Тема
23. Проблемы Взаимодействие и его виды. Общение и его стороны.
взаимодействия людей.
Тема 24. Общение, его Средства общения. Основные каналы общения.
виды и формы
Невербальное общение.
Интонация. Темп и
громкость речи.
Мимика. Позы и жесты.
Межличностное пространство.
Тема 25. Этика и ее Этика общения.Значение этики для предотвращения
значение в общении
нарушений общения.
Этикет как средство
предупреждения нарушения общения, виды этикета.
Тема 26. Имидж и его Понятие имиджа. Его значение в общении. Имидж как
влияние на общение
средство самовыражения и способ повышения
самооценки. Влияние имиджа на успешность в
деятельности.
Тема 27. Групповое Классификация групп. Понятие «малой группы».
общение
Референтные группы. Коллектив.
Положение
7

Практическая
деятельность:
овладение навыками самоанализа
и
самооценки;
приемами
саморегуляции,
элементами
аутотренинга;
участие в дискуссии, выступление
с докладами и презентациями;

Практическая
деятельность:
овладение
навыками
ненасильственной коммуникации,
самоанализа,
рефлексии;
самопрезентации;
участие
в
дискуссии,
выступление
с
докладами и презентациями.
Выполнение методик по изучению
межличностных отношений в
группе, стилей общения.

человека в малой группе. Групповые традиции.
Влияние группы на личность, и личности на группу.
Раздел 7. Конфликты в общении: предупреждение и преодоление.
Тема
28.
Виды Понятие конфликта. Конфликтная ситуация. Этапы
конфликтов
и
их конфликта. Виды конфликтов. Функции конфликтов.
значение
в
жизни
человека
Тема 29.
Способы Стратегии поведения в конфликте. Выходы из
выходы
из конфликтных ситуаций. Смысловые барьеры как
конфликтных ситуаций причина
конфликтов
и
их
преодоление.
Ненасильственная коммуникация.
Раздел 8. Психология воспитания.
Тема 30. Детство - Возрастные периоды. Раннее детство. Дошкольный
особый период в жизни возраст. Младший школьный возраст. Отрочество и
человека.
юность.
Тема
31. Трудности Воспитание гармоничной всесторонне развитой
воспитания.
личности. Влияние на личную сферу человека.
Проблемы воспитания.
Тема 32. Социализация, Социализация
как
средство
передачи
воспитание и развитие социокультурного опыта. Значение социализации.
личности.
Институты социализации. Семейное воспитание.
Тема
Способы самовоспитания. Приемы самовоспитания.
33. Самовоспитание как Значения самовоспитания в жизни человека.
способ
самосовершенствовани
я
Тема
34. Круглый стол с элементами презентации и дискуссии.
Заключительный урок:
психология
глазами
школьников
8

Практическая
деятельность:
овладение навыками рефлексии,
выхода из конфликтных ситуаций,
бесконфликтного
общения
и
взаимодействия,
участие
в
дискуссиях,
выступление с докладами и
презентациями.
Анализ
и
рассуждение
о
категориях воспитания и их
значении в жизни человека.
Участие в деловых играх по
моделированию воспитательных
воздействий
с
элементами
технологии «Форум-театр».

Информационные ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/programma-po-proforientatsiimoi-vybor
http://nveduga2411.narod.ru/prof_orient.htm
http://school-3312007.narod.ru/uhebn_pro_regim_proforientaciay.html
http://www.proforientator.ru/tests/po-demo/po-demo.php
http://www.proforientator.ru/tests/po-demo/po-demo.php
http://www.zhenskie-sekrety.ru/pages/testy/vybor-professii-t.htm
http://www.profguide.ru/

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».