Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа Воскресенского муниципального округа
Нижегородской области
Принята Педагогическим
советом школы
Утверждена приказом
директора № 309(о) от
28 августа 2024 года
Протокол №1 от 28
августа 2024 года
Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Театральная студия Маска»
Возраст обучающихся: 10 –17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Миронова Елизавета Андреевна
педагог дополнительного образования
Содержание
1.
Пояснительная записка
3 стр.
2.
Учебный план
8 стр.
3.
Календарный учебный график
8 стр.
4.
Рабочая программа Модуль 1 «Театральная игра»
9 стр.
4.1
Рабочая программа Модуль 2 «Культура и техника
речи»
Рабочая программа Модуль 3 «Ритмопластика»
10 стр.
Рабочая программа Модуль 4 «Работа над
спектаклем, показ спектакля»
Оценочные материалы
16 стр.
17 стр.
7.
Организационно – педагогические условия
реализации программы
Материально-техническое обеспечение
8.
Методические материалы
18 стр.
9.
Список литературных источников:
19 стр.
4.2
4.3
5.
6.
14 стр.
17стр.
17 стр.
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа –дополнительная
общеразвивающая программа художественной направленности
«Театральная студия Маска» разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648- 20«Санитарно- эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629
«Об утверждении порядка организации осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Отличительной особенностью данной программы является синтез
типовых образовательных программ по всеобщему и специальному
театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные
способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с
детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с
помощью выразительных средств театрального искусства таких как,
интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с
содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей
воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события,
взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра
способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов
детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,
танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно
способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного
диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в
развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.
Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с
другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями
танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и
рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и
исполнительскую культуру.
3
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки
постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть
непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии
игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально
положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального
искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского
мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к
его личностным и метапредметным результатам, направлена на
гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на
психологических особенностях развития младших школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать
процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников
объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и
отвечает запросам различных социальных групп нашего общества,
обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт
возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет
условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться
к ним.
Целью программы является обеспечение эстетического,
интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание
творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к
искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный,
драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
4
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания
и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в
заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству
других.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие модули:
1.
Театральная игра
2.
Культура и техника речи
3.
Ритмопластика
4.
Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической
частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии
театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве
великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной
ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение
навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки
дикции, мизансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка
сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к
театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную
науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и
творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся
коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем,
учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески
преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся
выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким,
5
каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои
представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля,
над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где
дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение
гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и
обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных
художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о
просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме.
Алгоритм работы над пьесой.
Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,
постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с
детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение
предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных
персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями
декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком.
Премьера.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные
виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты,
конкурсы ;
итоговый – открытые занятия, спектакли.
6
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных
праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных
мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни
школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Театральная студия Маска»
Модуль 1 «Театральная игра»
-
различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма;
комедия, трагедия; и т.д.);
-
взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
-
приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
-
знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после
спектакля;
Модуль 2 «Культура и техника речи»
-
выразительно читать и правильно интонировать;
-
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
-
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
-
умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности
решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
Модуль 3 «Ритмопластика»
-
освоить базовые
навыки
актёрского
мастерства, пластики и
сценической речи;
-
использовать
упражнения
для
проведения
артикуляционной
гимнастики;
-
использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
-
произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
-
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
Модуль 4 «Работа над спектаклем, показ спектакля»
7
-
ориентироваться в сценическом пространстве;
-
выполнять простые действия на сцене;
-
уметь осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
-
строить диалог с партнером на заданную тему;
-
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии
в соответствии с коммуникативной задачей.
2. Учебный план
N п\п Название модуля
Количество Формы
академичес промежуточной
1.
Театральная игра
ких часов
аттестации
20
Выполнение
творческого задания
2.
Культура и техника речи
20
Выполнение
творческого задания
3.
Ритмопластика
30
Выполнение
творческого задания
4.
Работа над спектаклем, показ 32
Показ спектакля
спектакля
Итого:
102
3. Календарный учебный график
Дата начала реализации программы: 02.09.2024 г.
Продолжительность реализации программы: 34 учебных недель
Количество учебных часов: 102 (3 часа в неделю)
Каникулы: 28.12.2024 - 08.01.2025
Выходные дни: суббота, воскресение, праздничные дни
8
Сроки промежуточной аттестации: октябрь, декабрь, март, май.
Дата окончания реализации программы: 23.05.2025
4. Рабочая программа
4.1 Рабочая программа учебного модуля «Театральная игра»
№ Тема занятия,
вид занятия
1. Вводное
занятие.
2. Здравствуй,
театр!
3. Театральная
игра
Содержание занятия
Теоретическая часть.
Знакомство. Ознакомление с режимом
занятий, правилами поведения на
занятиях, формой одежды и программой.
Знакомство с творческой дисциплиной.
Инструктаж по технике безопасности на
занятиях, во время посещения
спектаклей, поездок в транспорте.
Знакомство с правилами
противопожарной безопасности.
Практическая часть.
Игра на знакомство. «Разрешите
представиться» – умение представить
себя публике. Заполнение анкеты
участника театральной студии.
Разработка Устава коллектива.
Теоретическая часть.
История возникновения и создания
театра. Театр как вид искусства. Общее
представление о видах и жанрах
театрального искусства. Знакомство с
мифологией. Правила поведения в
театре. Театральный этикет.
Практическая часть. Тест «Какой я
зритель». Посвящение в «театральные
зрители», выдача удостоверений, где
можно отмечать посещения наклейками
или записывать названия спектаклей.
«Театральная» викторина.
Как вести себя на сцене. Учить детей
ориентироваться в пространстве,
равномерно размещаться на площадке.
Учимся строить диалог с партнером на
заданную тему.
Количество
часов
1
7
5
9
4. Посещение
театра
5. Выполнение
творческого
задания
Учимся сочинять небольшие рассказы и
сказки, подбирать простейшие рифмы.
Теоретическая часть.
Просмотр спектакля, поход с детьми в
профессиональный театр или просмотр
телеспектакля.
Практическая часть. Обсуждение с
использованием вопросов на
сопереживание: «Были ли моменты, где
было особенно страшно, горько, смешно,
хотелось плакать, стыдно?».
Написание эссе «Мои впечатления»,
«Что бы вы добавили или поменяли в
сценарии спектакля».
6
1
4.2 Рабочая программа учебного модуля «Культура и техника речи»
№ Тема занятия,
вид занятия
6. Сценическая
речь
Содержание занятия
Колич
ество
часов
Теоретическая часть.
Дыхательная гимнастика. Развитие
артикуляционного аппарата. Работа с
дикцией на скороговорках и чистоговорках.
Упражнения по сценической речи
выполняются по алгоритму:
1. определение целей и условий
выполнения;
2. педагогический показ;
3. просмотр упражнения;
4. комплексный контроль и корректировка.
В результате поэтапного индивидуального
контроля (объяснил – показал посмотрел –
сделал замечание – показал; посмотрел –
показал ошибку – показал правильный
вариант – посмотрел) можно добиться
максимальной эффективности в освоении
того или иного упражнения.
Практическая часть. На занятиях
преобладают игровые технологии. Игры
применяются в соответствии с возрастными
интересами.
4
10
7. Художественное Теоретическая часть.
Художественное чтение как вид
чтение
исполнительского искусства. Знакомство с
законами художественного чтения. Темп
речи. Интонация. Понятие текста и
подтекста, произносимой фразы.
Практическая часть. Работа с дикцией на
скороговорках и чистоговорках. Чтение
вслух литературного произведения и его
разбор. Выразительное чтение, громкость и
отчетливость речи. Развитие навыка
логического анализа текста на материале
народных и литературных сказок.
Восстановление хода сказки по одному из
эпизодов (игры в «Угадайку», узнавание
сказки по рисунку, по фразе). Сочинение
сказок по схеме: завязка, развитие действия,
кульминация, развязка.
5
8. Основы
актёрской
грамоты
5
Теоретическая часть.
В игровой форме идет работа на развитие
внимания, воображения и фантазии. Важно
также развивать физическое самочувствие,
коллективную согласованность действий.
Сценическое действие. Сценическая задача
и чувство. Разыгрываются этюды на
взаимодействие с партнером. Больше
внимания уделять творческой дисциплине.
Лаконично объяснять задачи упражнения.
Цель занятия – закрепление результата и
постановка новой цели, на следующем
занятии – повторение и закрепление.
Обсуждение результатов упражнения
проводятся кратко, легко, с юмором. Нужно
стремиться к осознанности занятий, быть
заинтересованным в положительном
результате.
Практическая часть.
Выполнение упражнений на развитие
сценического внимания. Развитие фантазии
с помощью переноса в нереальные миры.
Этюды на тему, фантазии на тему картин.
Упражнения на коллективные действия:
11
«Повтори позу», «Опаздывающее зеркало»,
«Фигуры» и т.д. Развитие фантазии через
овладение динамикой развития сюжета.
Создание и развитие сказочной ситуации на
основе реального действия («…я пошел в
магазин и вдруг…»). Индивидуальные и
коллективные этюды на выполнение одного
и того же действия, но с различными
задачами; одной и той же задачи, но в
разных предлагаемых обстоятельствах.
Например, открыть дверь, чтобы
проветрилась комната, чтобы услышать
разговор в коридоре, чтобы напугать коголибо; собирать листья – в солнечную
погоду, под дождем, под снегом и т.д.
Упражнение, направленное на внимание –
«Пишущая машинка». Поставить группу в
полукруг либо в круг. Раздать каждому
участнику букву алфавита (у одного ребенка
может быть несколько букв). Проверить,
знают ли все ученики, у кого какие буквы.
Преподаватель произносит слово,
придуманное им заранее. Например, слово –
Носорог. Преподаватель хлопает в ладоши,
ему в ответ хлопает ученик, у которого была
буква «Н». Затем вновь преподаватель
хлопает в ладоши – ученик, у которого
буква «О» хлопает ему в ответ и так далее. В
конце слова хлопает вся группа. В
дальнейшем упражнение усложняется,
печатаются целые фразы в определенном
ритмическом рисунке и без хлопков
преподавателя. Рассмотрим, как это
упражнение можно объяснить средней
возрастной группе (11 – 13 лет). Ребята,
представим, что вокруг нас летает комар,
который не дает нам уснуть. Нам необхо- 9
димо его поймать. А ловить мы будем его
только одним способом, и я посмотрю, кто
же из вас сможет точно выполнить это
упражнение. Сложность заключается в том,
что нам необходимо стоять на месте и с
помощью лишь одного хлопка в ладоши
попытаться поймать назойливого комара.
12
Кто лучше всех справится с этим
упражнением, получит от меня подарок!
Сейчас каждому из вас я раздам букву,
необходимо ее запомнить, а у кого-то будет
целых две буквы. В определенном
ритмическом рисунке вам необходимо не
только напечатать слово «Воробей», но и
попытаться поймать комара, который будет
постоянно вам мешать.
В создании определенной формы подачи
того или иного упражнения педагогу
необходимо, с одной стороны, погружать
ребенка в знакомую для него ситуацию
(«ловля комара» – как предлагается в
примере), развивающую его внимание и
воображение. С другой стороны, педагогу
нужно задействовать принцип
соперничества и соревновательности (кто
сможет быстрее всех и точнее всех
справиться с этим упражнением), но ни в
коем случае не выделять победителя и
проигравшего! Варианты упражнений
смотрите в методическом пособиипрактикуме «Основы актёрского
мастерства», изданном Центром науки и
методологии Театрального института им.
Бориса Щукина.
9. Предлагаемые
обстоятельства,
театральные
игры
4
Теоретическая часть.
Понятие о предлагаемых обстоятельствах.
Понятие «Я» в предлагаемых
обстоятельствах. Понятие «театральная
игра». Общеразвивающие игры и
специальные театральные игры. Значение
игры в театральном искусстве. Воображение
и вера в вымысел. Язык жестов, движений и
чувств.
Практическая часть.
Выполнение упражнений на предлагаемые
обстоятельства. Участие в играхинсценировках, играх-превращениях,
сюжетных играх.
13
Упражнения: заблудился в лесу, хочу
выбраться; попал в незнакомый дом/город,
хочу понять, кто здесь живёт и т.д.
Упражнения на смену предлагаемых
обстоятельств (жарко, вдруг пошёл дождь,
подул ветер, стало холодно, налетела вьюга
и т.д.).
Выполнение этюдов: «Встреча»,
«Знакомство», «Ссора», «Радость»,
«Удивление». Этюды по картинам
художников. Обыгрывание бытовых
ситуаций из детских литературных
произведений.
10.Выполнение
творческого
задания
Сочинение и представление этюдов по
сказкам.
2
4.3 Рабочая программа учебного модуля «Ритмопластика»
№
Тема занятия,
вид занятия
11. Тренировка
суставномышечного
аппарата
Содержание занятия
Колич
ество
часов
Теоретическая часть.
Мышечная свобода. Гимнастика на снятие
зажимов рук, ног и шейного отдела.
Тренировка суставно-мышечного аппарата.
Универсальная разминка. Жесты. Пластика.
Тело человека: его физические качества,
двигательные возможности, проблемы и
ограничения. Правильно поставленный
корпус – основа всякого движения.
Понятия:
■ точки зала (сцены);
■ круг, колонна, линия (шеренга);
■ темпы: быстро, медленно, умеренно.
Музыка и пластический образ (влияние
музыки на возникновение пластических
образов, попытки создания образа,
внутреннее созерцание образа в движении
под музыку).
10
14
Привить уважение к своему телу, научиться
им владеть и держать в тонусе. Техника
безопасности.
Практическая часть. Выполнение
упражнений на развитие двигательных
способностей (ловкости, гибкости,
подвижности, выносливости), на
освобождение мышц, равновесие,
координацию в пространстве. Приседания,
игра с мячом, бег, бег с произношением
цифр, ритмические игры. Удар теннисного
мяча в пол или бросок в руки другого
ребенка; бег по залу в сочетании с
активными выдохами на «пф»; счет с
приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ,
присел – встал – сказал ДВА и т.д.).
12. Произношение
текста в
движении.
Правильная техника дыхания. Пластическая 10
импровизация на музыку разного характера.
Участие в играх и выполнение упражнений
на развитие пластической выразительности
(ритмичности, музыкальности, координации
движений). Упражнения на координацию
движений и ощущения тела в пространстве
при произнесении диалога. Речевое
взаимодействие. Такт, музыкальная фраза,
акценты, сильная и слабая доля. Правильная
техника дыхания. Музыкальный образ
средствами пластики и пантомимы. Музыка
и пластический образ (влияние музыки на
возникновение пластических образов,
попытки создания образа, внутреннее
созерцание образа в движении под музыку).
13. Координационн
ые упражнения
для рук
Координационные упражнения для рук,
выполняемые в одной, двух, трех
плоскостях и со сменой плоскостей:
10
■ последовательные движения;
■ одновременно разнонаправленные, то есть
выполняемые одновременно двумя руками в
разных направлениях с одновременной
15
работой неодноименных мышц — движения
с асимметричной координацией из
асимметричных исходных положений.
Перестроение в указанные фигуры, в том
числе и геометрические. Варианты
упражнений и рекомендации по коррекции
смотрите в методическом пособиипрактикуме «Ритмика и сценические
движения», изданном Центром науки и
методологии Театрального института им.
Бориса Щукина.
4.4 Рабочая программа учебного модуля «Работа над спектаклем, показ
спектакля»
№
Тема занятия, вид Содержание занятия
занятия
1. Работа над
постановкой
(инсценировкой,
миниатюрами,
миниспектаклями
)
Теоретическая часть.
Колич
ество
часов
30
Выбор произведения. Чтение литературного
произведение. Определение главной темы
рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета,
выделение основных событий. Разбор.
Определение жанра будущей театральной
постановки. Читка по ролям.
Практическая часть.
Распределение ролей. Разучивание текстов.
Выразительное чтение по ролям,
расстановка ударений в тексте. Упражнения
на коллективную согласованность действий,
отработка логического соединения текста и
движения. Этюдные репетиции на
площадке. Разбор мизансцен. Отработка
монологов. Пластический рисунок роли.
Темпо-ритм. Репетиции отдельных картин в
разных составах. Создание элементов
декораций, подбор реквизита и элементов
костюма. Подбор музыки для музыкального
16
оформления постановки. Сводная
репетиция. Генеральная репетиция.
2. Итоговое занятие Практическая часть. Творческий отчёт.
Показ спектакля, инсценировок или
проведение мероприятия. Обсуждение.
Рефлексия. Подведение итогов. Анализ
работы.
2
5. Оценочные материалы
Реализация программы предусматривает промежуточную аттестацию.
Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная студия
Маска» предполагает следующие формы промежуточной аттестации –
выполнение творческого задания, написание эссе, представление этюдов,
показ спектакля, творческий отчёт.
Промежуточная аттестация детей проводится после завершения каждого
модуля обучения.
6. Организационно-педагогические условия
Программа рассчитана на 102 часа.
Количество занятий в неделю – 3 занятия по 40 минут
Состав – мобильный.
Набор – свободный.
Форма занятий –групповая.
7.Материально-техническое обеспечение
Музыкальный центр;
Флеш-карта с музыкальными произведениями, презентациями,
музыкальная фонотека;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием
театральных постановок;
элементы костюмов для создания образов;
пальчиковые куклы;
сценический грим;
видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
17
Электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
Сценарии сказок, пьес, детские книги.
8. Методические материалы
Методические рекомендации
Именно студийная работа в детском театральном кружке, в качестве одного
из институтов внешкольного образования, дает уникальную возможность для
раскрытия большого творческого потенциала личности ребенка через игру и
импровизацию, органично объединить содержание учебного процесса и
внеклассных занятий учащихся и привнести в содержание понятия "школа"
радостный смысл. В этих целях представляется крайне существенным
опереться на весь богатый арсенал средств в практике режиссера-педагога,
руководителя самодеятельного театрального ТВОРЧЕСКОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ для создания не только художественных, творческих
действ - спектаклей и театрализованных представлений, но и ориентации на
дальнейшее развитие свободного интеллектуального, эмоционального
творческого труда.
Студийная работа осуществляется в направлениях:
- в организационно-педагогическом направлении - взаимосвязи по
субъекту, производящему учебно-воспитательные воздействия (творческие,
методические контакты, повышение квалификации педагогов режиссеров);
по субъекту, воспринимающему учебно-воспитательные воздействия
(театрально ориентированный контингент); в самом учебно-воспитательном
процессе (преемственность содержания, форм и методов подготовки
учащихся между школьными предметами и всеми звеньями театра-студии);
- в социально-психологическом направлении - это специальная
направленность учебно-воспитательного процесса на формирование системы
отношений личности ребенка к себе, учителям школы, коллегам по студии,
взаимодействию с партнерами;
- в психолого-педагогическом направлении - преемственность в
формировании как актерско-исполнительских, так и духовно- личностных
качеств;
- в направлении учета психологических особенностей учащихся детского
и подросткового возраста, выражающихся в смене характера и степени
активности в творческом процессе;
18
- в направлении четкого представления цели будущего спектакля или
театрализованного представления;
- стратегии педагогической и режиссерско-сценической деятельности
коллектива, определяющей систему управляющих воздействий и
заключающейся во взаимосвязи и преемственности с учебными
дисциплинами;
- приобретения участниками театральной студии опыта художественнотворческой деятельности в фольклорных, хореографических и других
художественных коллективах;
- создания творческой атмосферы в театральной студии, открывающей
возможности для творческого роста всех участников;
- использования проблемной ситуации в творческом процессе театрастудии, специфики творческой задачи, выражающейся в вариативности ее
решения.
Творческое развитие участников театра-студии осуществляется в
диалектической взаимосвязи случайности и необходимости, разума и
рассудка, интуиции и логики, спонтанности и стабильности, рациональности
и эмоциональности.
Список литературных источников:
Авров Д.Н. Спектакль и зритель: (Как смотреть и оценивать спектакль). Кн.
для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1985. - 96 е., ил.
Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб.
пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. I.92 с.
Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: Учеб.
пособ. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: РИЦ «Альфа», 2002. Ч. II.172 с.
Артюхов М., Илларионов В. Школа театральной культуры. / Учитель №4,
1999. с.36 -40.
Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой
индивидуальности. Канд. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук.
Тюмень,1998.-197 с.
Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и
истории. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 439 с.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций:
Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. — М.:
Академия,1999.-440 с.
19
Веремьев А. Эстетическое и художественное воспитание: сущность и
взаимосвязи. // Искусство и образование. №3 (21) 2002.
Груненкова Н.В. Программа ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ творческая
мастерская. – М.: «Вако», 2006.
Ершов П.М. Технология актерского мастерства. М.: ВТО, 1959. - 308 с.
Игровая театральная педагогика. // Воспитание школьников, №5, 2000, с. 2936.
Кнебель М.О. Вся жизнь. М.: Всероссийское театральное общество,1967.-588
с.
Кожар Е. Универсальная система педагогической режиссуры.// Классный
журнал 5+. №№8,10,11,12.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика. // Воспитание
школьника. 2000, №5 с.29-36.
Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса, 2000. 96 с.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.- 160с.
Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта
учения. /Под ред. Е.Д. Божович. М.: МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК»,
2000. - 192 с
Развитие и воспитание творческого мышления учащихся в образовательных
учреждениях инновационного типа. Сборник научно-методических статей.
М., 1998. - 215 с.
Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников: Основы
педагогического руководства. Пособие для учителей и руководителей театр.
коллективов/Ю.И. Рубина, Т.Ф. Завадская, H.H. Шевелев. 2-е изд., пе-рераб.
и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 176 с.
Рубина Ю. И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970. 208 с.
Электронные образовательные ресурсы
Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические
движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
Сайт «Драматешка» «Музыка»
http://dramateshka.ru/index.php/music
20