ДОП Юнармия 24-25

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа Воскресенского муниципального округа Нижегородской
области

Принята Педагогическим
советом школы
Протокол №1 от 28 августа
2024 года

Утверждена приказом
директора № 309(о) от 28
августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ЮНАРМИЯ»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы:
базовый
Возраст учащихся: 12-14 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель:
Оржанцев Д.В.
учитель ОБЖ

2024 год

1. Учебный план
Темы модуля

Форма
аттестации

Кол-во часов
Теор
ия

Практ
ика

Всего

1

3

1

3

4
4

3. Модуль. Уставы Вооруженных Сил

3

0

3

Зачет,
стрельбище
Тест

4. Топография и ориентирование

1

2

3

Зачет

5. Действия в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях

1

1

2

тест

Раздел II. Военно-спортивная подготовка
24
1.Физическая подготовка

1

4

5

зачет

2. Военно-спортивные игры

1

2

3

Соревнование

1
2
Раздел III. Интеллектуальное развитие в игровой деятельности

3

соревнование

Раздел: I. Подготовка по основам военной службы
24
1. Модуль. Строевая подготовка
2. Модуль. Огневая подготовка

3. Туристическая подготовка

Зачет

12
1. Интеллектуальные игры

Конкурс

1

2

Раздел IV. Духовно-нравственное воспитание
12
1. Исследовательская деятельность

1

2

3

проект

2. Краеведение

1

2

3

зачет

Итого

13

23

36

3

2. Календарный учебный график
Дата начала реализации программы: 02.09.2024
Продолжительность реализации программы: 36 учебных недель
Количество учебных дней (занятий): 36 (1 занятие в неделю)
Дата окончания реализации программы: 23.05.2025

3.Рабочая программа
Планируемые результаты программы
 умение творчески использовать средства физической культуры в организации
здорового образа жизни; оздоровление организма ребенка, закаливание, снижение уровня
заболеваемости обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни;
 развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить
соответствующую подготовку; выработку у детей строевой выправки, подтянутости и
выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие;
 умение уверенно выполнять строевые приемы на месте и в движении, выполнять
воинское приветствие, выходить из строя и становиться в строй, подходить к начальнику
и отходить от него;
 умение правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке;
 умение выполнять обязанности командиров перед построением и в строю,
правильно управлять строем вербальными средствами; знания об особенностях воинского
коллектива;
 знание истории, видов и типов российского стрелкового и спортивного оружия;
знание правил безопасного поведения при обращении с оружием и боеприпасами во время
стрельбы; знание основных правил стрельбы;
 знание материальной части пневматического и малокалиберного оружия, техники
безопасности при заряжании, изготовке и стрельбе;
 знание правил поведения в тире, команды, подаваемые при проведении стрельб и
их выполнение; знание боевых возможностей и устройство изучаемых образцов
вооружения; умение обслуживать, чистить, смазывать и ставить на хранение
пневматическую винтовку и АК;
 умение стрелять по мишеням из различных положений, корректировать стрельбу;
умение анализировать результаты своей стрельбы;
 знания о сущности тактики, характеристике современного боя, видах боевых
действий; знание принципов взаимодействия членов подразделения;
 знания об условиях, обеспечивающих выполнение боевой задачи;
 умение правильно анализировать сложившуюся ситуацию и делать обоснованные
выводы из ее оценки;
 знание характера поражений здоровья, особенностей оказания медицинской
помощи; умение правильно и своевременно оказать медицинскую помощь пораженным;
 знание медицинского имущества и умение ими пользоваться при оказании первой
помощи пострадавшим;
 знание и умение применять правила эвакуации и транспортировки раненых и
пораженных;
 высокие показатели по уровню медицинской подготовки во время соревнований
разного уровня: от внутришкольных до региональных и всероссийских;
 знание анатомических особенностей подростка и юноши, соблюдение правил
личной гигиены и борьба с вредными привычками;
 самостоятельно лечить несложные ранки, натертости, царапины;

 уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ожогах, удушье,
утоплении, отравлении;
 знать и правильно выполнять все способы остановки кровотечений (капиллярного,
венозного, артериального);
 уметь наложить асептическую повязку на любую часть тела;
 сделать из подручных средств иммобилизирующий инструмент при переломах
конечностей; уметь оказать помощь при переохлаждениях и утоплениях, ожогах и
отравлениях, проводить реанимационный комплекс.
Формы обучения и виды занятий

Форма обучения - очная.
Формы занятий: фронтальная, групповая. В учебном классе (кабинете Юнармии):
• теоретические занятия и исследовательские работы;
• семинары, практикумы, конференции;
• просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов;
• изучение биографической и специальной литературы;
• инструктаж;
В спортзале:
практические занятия по строевой подготовке, физической подготовке и военноспортивным дисциплинам, подготовка к сдаче норм ГТО,
Выездные мероприятия:
• встречи с участниками событий локальных конфликтов и экспертами в области
военно-патриотического воспитания;
• тренинги по подготовке к военно-спортивным играм;
• туристические походы (полевые выходы) и экскурсии;
• участие в школьных и городских военно-спортивных соревнованиях;
• участие в вахтах памяти, уход за памятными местами.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические
и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.
Основные методы – показ и упражнение (тренировка).
Режим занятий
Занятия проводятся в разновозрастной группе.
Цель и задачи программы
Цель – совершенствование системы военно-патриотического и нравственного
воспитания подрастающего поколения.
Основные задачи:
 реализация государственной молодежной политики Российской Федерации;
 воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям
интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии
экстремизма;
 воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России,
формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и
всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;
 изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие
краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;
 пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и
выносливости, организация здорового досуга учащихся;
 активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим знаниям и
техническому творчеству;
 развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов
коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей
российскому обществу системы ценностей;
4

Содержание учебного плана
I Раздел. «Подготовка по основам военной службы»
1. Модуль «Строевая подготовка»
Теория. Строевые приемы и движение без оружия. Общие положения о выполнении
строевых приемов. Общие положения о строях и управлении ими: строй, шеренга, фланг,
тыл, интервал, дистанция, двухшереножный строй, колонна, походный строй.
Практика. Команды, подаваемые на строевой подготовке. Предварительные и
исполнительные команды. Тренировки строевых приемов. Строевая стойка, строевой
шаг, перестроение, повороты на месте и в движении, приветствие, подход и отход от
начальника.
2. Модуль «Огневая подготовка»
Теория. История создания стрелкового оружия.
Практика. Устройство и назначение автомата Калашникова АК-74 М. Назначение,
устройство пневматического оружия. Принцип действия. Хранение. Техника стрельбы из
пневматического оружия.
Основные упражнения по стрельбе из пистолета, винтовки М-512. Соревнования по
стрельбе из пневматической винтовки.
3. Модуль. «Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации»
Теория. История создания в России воинских уставов. Виды уставов их назначение.
Практика. Военная форма одежды и знаки различия. Воинские звания. Ритуал
приведения военнослужащих к военной присяге, клятва юнармейца. Военная присяга –
клятва воина на верность Родине - России. Размещение и быт военнослужащих.
4. Модуль. «Топография и ориентирование»
Теория. Определение сторон горизонта по местным предметам и с помощью компаса.
Практика.
- топографические карты и уставные обозначения на картах, масштаб карт;
- ориентирование по топографическим картам, схемам, планам- легендам;
- ориентирование без карты.
5. Модуль «Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях»
Теория. Как обезопасить себя:
- от грабежа, разбоя, уличных краж;
- при угрозе насилия, нападения;
- защита от мошенничества (кибермошенничества);
Практика. Алгоритм вызова скорой помощи, порядок осмотра пострадавшего, оказания
первой доврачебной медицинской помощи при: травмах в ДТП, поражении электрическим
током, вывихах, ушибах, переломах, остановке кровотечения повязки, наложение жгута),
иммобилизация и транспортировка пострадавших, при остановке дыхания и сердца,
асфиксии (удушении), травматическом шоке.
II Раздел. «Военно - спортивная подготовка».
Физическая подготовка к военной службе.
1. Модуль «Общая физическая подготовка»
Теория. Общеразвивающие упражнения.
Практика.
1.1.
Упражнения для рук и плечевого пояса.
1.2. Упражнения для рук, мышц шеи. Упражнения со скакалкой, гантелями.
1.3. Элементы акробатики. Подвижные игры, эстафеты. Гимнастические упражнения.
Лыжный спорт. Спортивные игры: баскетбол, футбол.
1.4. Упражнения для развития выносливости и быстроты, силы.
1.5. Бег на 60, 100 м.
1.6. Подтягивание на перекладине.
1.7. Обучение приёмам самостраховки, приёмам самообороны.
1.8. Знакомство с комплексом упражнений ГТО.
2. Модуль «Военно-спортивные игры»
5

Теория. Основные понятия.
Практика.
2.1. Смотр-конкурс Песни и строя.
2.2. Военно-спортивная игра «Защитник Отечества».
Поэтапное выполнение маршрута на пересеченной местности, которое включает в
себя следующие этапы: командный Пейнтбол, Помощь пострадавшему в зоне ЧС,
Пожарный, Метание гранаты, Переправа, Минное поле, Строевая, Рукопашный бой,
Сборка/разборка АК -74, Стрельба, Интеллектуальный.
2.3. Военно-спортивная игра «Победа» состоит из следующих этапов: «Готов к
строевой!», «Ратные страницы истории», «Медицинская подготовка», физическая
подготовка (подтягивание на перекладине, рукопашный бой), огневая подготовка
(стрельба из пневматической винтовки, сборка-разборка автомата
Калашникова),
творческий конкурс.
3. Модуль «Туристическая подготовка»
Теория. Техника пешеходного туризма без специального туристического снаряжения.
Практика.
- передвижение и преодоление препятствий: скорость, дистанция, преодоление подъемов,
склонов, спусков, переправа через водные преграды и болотистую местность
- определение расстояния и высоты объекта на местности, на карте. Понятие топографии;
- ориентирование по местным предметам, по компасу, по карте;
- практические занятия: разведение костра, установка палатки, снаряжение рюкзака в
поход, вязание узлов;
III Раздел. «Интеллектуальное развитие в игровой деятельности»
Теория. Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте
игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития
детей и одним из основных средств их воспитания и обучения.
Практика.
Медиавикторина «Я, патриот!».
Командная игра «Я, патриот!» проводится на знание истории ратных страниц Отечества,
Великой Отечественной войны, памятных событий из истории родного края.
Представляет собой интерактивную медиавикторину из 20 вопросов, разных уровней
сложности, составленных по определенным правилам и требующие точных знаний.
Рекомендуются участие юнармейцев в различных интеллектуальных играх, проводимых
на различных мероприятиях в городе и организациями: музеями, библиотеками, центрами
досуга и творчества, дистанционные олимпиады, творческие интернет - конкурсы.
Интеллектуальный тренинг.
Проводится с целью научить юнармейцев разгадывать различные интеллектуальные
задачи, шарады, кроссворды, логические головоломки, ребусы, учить работать в команде,
использовать коллективное мышление.
IV Раздел. «Духовно-нравственное воспитание»
1. Модуль «Исследовательская деятельность»
Теория. Методы исследования информации.
Практика. Темы исследовательских работ «Память поколений – дни воинской славы
России»:
Великие полководцы, маршалы Победы, конструкторы – оружейники, спортсмены.
После завершения исследования юнармейцы защищают свою тему и представляют свой
проект защиты: тематический плакат, боевой листок, презентация, видеоролик.
2. Модуль «Краеведение»
Теория. Родной край. Его природные особенности, история, известные люди.
Практика. Дальневосточники – герои Великой Отечественной войны, Герои Труда,
известные ученые, писатели, поэты, труженики. Административно деление области.
Промышленность. Памятник истории и культуры. Экскурсия в краеведческий музей.
6

Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе определяется календарным учебном графиком и
соответствует нормам Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.
3648-20 утвержденным к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
№ п/п

Форма занятия

1

беседа

Ко
ли
чес
тво
час
ов
1

2

практикум

1

3

практикум

1

4

практикум

1

5

беседа

1

6

практикум

1

7

практикум

1

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

Кабинет
отряда
Юнармии

опрос

Команды, подаваемые
на строевой
подготовке

Спортивный
зал

Наблюдение

Предварительные и
исполнительные
команды
Строевая стойка, строевой
шаг, перестроение,
повороты на месте и в
движении, приветствие,
подход и отход от
начальника
История создания
стрелкового оружия

Спортивный
зал

Наблюдение

Спортивный
зал

Зачет

Строевые приемы и
движение без оружия.
Общие
положения о выполнении
строевых приемов

Устройство и назначение
автомата Калашникова
АК- 47М. Принцип
действия. Хранение
Техника стрельбы из
пневматического
оружия

7

Кабинет
отряда
Юнармии

опрос

Кабинет
отряда
Юнармии

Наблюдение

Спортивный
зал

Наблюдение

8

Практикум

1

9

Беседа

1

10

беседа

1

11

практикум

1

12

беседа

1

13

практикум

1

14

практикум

1

15

беседа

1

16

практикум

1

17

беседа

1

18

практикум

1

19

практикум

1

20

практикум

1

Соревнование по стрельбе из
пневматической
винтовки
История создания в
России воинских уставов

Спортивный
зал

зачёт

Кабинет
отряда
Юнармии

Наблюдение

Виды уставов и их
назначение

Кабинет
отряда
Юнармии

Наблюдение

Военная форма одежды и
знаки отличия. Воинские
звания
Определение сторон
горизонта по местным
предметам и с помощью
компаса
Топографические карты и
уставные обозначения на
картах, масштаб
карт
Ориентирование по
топографическим
картам, схемам, планамлегендам
Как обезопасить себя.
Алгоритм вызова скорой
помощи,
порядок
осмотра
пострадавшего
Оказание первой
доврачебной помощи при
травмах ДТП, поражении
электрически током,
вывихах, ушибах, переломах
Общеразвивающие
упражнения.
Основы и правила

Кабинет
отряда
Юнармии
Кабинет
отряда
Юнармии

Тестирование

Упражнения для рук и
плечевого пояса, мышц
шеи
Элементы
акробатики
Упражнения для развития
выносливости и быстроты,
силы
8

Кабинет
отряда
Юнармии
Кабинет
отряда
Юнармии
Кабинет
отряда
Юнармии
Кабинет
отряда
Юнармии

Наблюдение

опрос

зачёт

опрос

тест

Спортивный
зал

опрос

Спортивный
зал

Анализ выполн
ения упражн
ений

Спортивный
зал

Анализ
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
упражнений

Спортивный
зал

21

практикум

22

Беседа

1

23

практикум

24

25

Бег на 60, 100 метров
Подтягивание на
перекладине
Основные понятия
военно-спортивных игр

Спортивный
зал

1

Подготовка к военноспортивной игре «Зарница»

Спортивный
зал

Анализ
выполнения
упражнений

практикум

1

Подготовка к военноспортивной игре «Зарница»

Спортивный
зал

Анализ
выполнения
упражнений

игра

1

Воено-спортивная игра
«Зарница»

Спортивный
зал

соревнование

1

26

Беседа

1

27

практикум

1

28

Беседа

1

29

практикум

1

30

практикум

1

Техника пешеходного
туризма без
специального
туристического снаряжения.
Передвижение и
преодоление препятствий:
скорость,
дистанция, преодоление
подъемов
Определение расстояния и
высоты объекта на
местности. Ориентирование
по местным
предметам, по компасу, по
карте. Установка палатки
Игра – основной вид
деятельности
подростков и детей
Подготовка к
интеллектуальному
тренингу
Интеллектуальный тренинг

9

Кабинет
отряда
Юнармии

зачёт
опрос

Кабинет
отряда
Юнармии

опрос

Спортивный
зал

Анализ
выполнения
упражнений
Соревнования

Кабинет
отряда
Юнармии

Опрос

Кабинет
отряда
Юнармии

Анализ
выполнения
упражнений

Кабинет
отряда
Юнармии

тестирование

31

беседа

1

32

практикум

1

Методы
исследования
информации. Выбор
тем исследовательских
работ
Подготовка
исследовательских работ

33

Защита
проектов

1

Защита проектов

34

Беседа

1

Родной край. Его
природные особенности,
история, известные люди

35

практикум

1

Административное деление
области. Промышленность.
Памятники истории и
культуры

36

практикум

1

Итоговое занятие

Опрос

Кабинет
отряда
Юнармии
Кабинет
отряда
Юнармии

Анализ
выполнения
упражнений

Кабинет
отряда
Юнармии
Кабинет
отряда
Юнармии

проект

Кабинет
отряда
Юнармии

опрос

Кабинет
отряда

зачёт

опрос

Условия реализации программы
Материально-технические
Занятия проводятся в учебном кабинете. Также для проведения строевой и физической
подготовки предусмотрены занятия в спортивном зале и на полосе препятствий на
пришкольной площадке.
Кадровое обеспечение
- Гуслев владимир Александрович, учитель русского языка и литературы, высшая
категория, Югай Руслан Петрович, учитель физической культуры, без категории. Стаж
работы – 5-10 лет. Педагоги обладают знаниями различных методов, форм, приемов и
средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных
общеобразовательных программ соответствующей направленности, проходили службу в
рядах Российской армии. Знает методы, приемы и способы
формирования
благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества
учащихся. Понимают мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и
запросы.
Информационное обеспечение
Название сайта
Электронный адрес
Совет безопасности РФ
http://www.scrf.gov.ru
Министерство внутренних дел РФ
http://www.mvd.ru
МЧС России
http://www.emercom.gov.ru
Министерство здравоохранения и соцразвития http://www.minzdrav-rf.ru
РФ
Министерство обороны РФ
http://www.mil.ru
Министерство образования и науки РФ
http://mon.gov.ru/
10

Министерство природных ресурсов РФ
Федеральная служба железнодорожных войск
РФ
Федеральная
служба
России
по
гидрометеорологии
и
мониторингу
окружающей среды
Федеральный надзор России по ядерной и
радиационной безопасности
Русский образовательный портал
Энциклопедия безопасности
Личная безопасность
Образовательные
ресурсы
ИнтернетаБезопасность жизнедеятельности
«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://www.mnr.gov.ru
http://www.fsgv.ru
http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/ind
ex.htm
http://www.gan.ru
http://www.gov.ed.ru
http://www.opasno.net
http://personal-safety.redut-7.ru
http://www.alleng.ru

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_d
et
Информационно-методическое издание для http://www.schoolпреподавателей ОБЖ-МЧС России
obz.org/topics/bzd/bzd.html
Безопасность.
Образование.
Человек. http://www.bezopasnost.edu66.ru
Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о
безопасности жизнедеятельности
Безопасность и выживание в экстремальных
http:// www.hardtime.ru
ситуациях

11

Методические материалы.
Формы, методы и средства обучения
Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и
совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки
коллективных
действий,
а
также
для
сплочения
коллектива.
В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать
образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения
воинским мастерством.
Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и
проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов
действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы
и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению
очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и
способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного
вопроса создается тактическая обстановка.
Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых
действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать
подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической
обстановке, строгой последовательности во времени и темпе, присущем характеру
изучаемого вида боевых действий.
При организации образовательного процесса программа предусматривает
рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и
инновационных технологий.
При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий:
устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ
(демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа,
встречи, с использованием видеоматериалов.
Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении
юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактикотехническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией,
вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное
изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.
Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и
систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной
подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на
вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между
собой теоретических и практических задач.
Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако
теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в
ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и
явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания.
Кроме этого, используются активные игровые формы
деятельности
состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие
внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную
деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и
состязательности.
Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев
разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и
действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого
предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной
техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений,
действий с оружием.
12

Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное,
сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях
выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений
юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания
вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач,
выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях.
Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен
определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее
закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в
составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании
подразделений.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом
учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность
приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия
педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают
новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными
источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных
видеофильмов.
Методы воспитания.
Методы формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта
поведения, методы стимулирования (награждение) реализуются педагогом через
организацию конкурсов и викторин и возможность обучающихся принять участие в
агитационных акциях.
Педагогические технологии.
В своей работе педагог использует технологию коллективного взаимообучения
(А.Г.Ривин, В.КДьяченко), которая способствует не только сплочению коллектива и
взаимодействию в командной работе, но личностному развитию каждого обучающегося.
А также игровую технологию (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.), которая обладает
средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их
основу данной технологии положена педагогическая игра как основной вид деятельности,
направленный на усвоение общественого опыта.
Здоровьесберегающие технологии.
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей,
направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности,
способствуют формированию следующих принципов:
1. Принцип «Не навреди!»
2. Принцип сознательности и активности.
3. Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.
4. Принцип систематичности и последовательности.
5. Принцип доступности и индивидуальности.
6. Всестороннего и гармоничного развития личности.
7. Системного чередования нагрузок и отдыха.
8. Постепенного наращивания оздоровительных мероприятий.
9. Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательно-образовательного
процесса
Формы учебных занятий.
Беседа, опрос, конкурс, викторина, фестиваль.
Описание алгоритма учебного занятия.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный моральнопсихологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе
13

познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные
детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение
материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации
учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал,
аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее
продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем
и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего
занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарногигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий
детей,
совершенствовать
в
своей
педагогической
деятельности
методики
здоровьесберегающих систем.
Оценочные материалы
Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения итогов:
 наблюдение за учащимися на занятиях;
 текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
 индивидуальная и групповая беседа с учащимися;
 опрос;
 тестирование;
 викторина;
 демонстрация знаний и умений на открытых занятиях;
 выполнение нормативов на оценку.
Уровень достижений учащегося оценивается по результатам участия в соревнованиях по
военно-прикладным видам спорта, участии в конкурсах, играх, проектах и других
мероприятиях, наградные материалы указываются в портфолио. Форма промежуточной и
итоговой аттестации фиксируется в зачётный лист в Журнале Руководителя и Тетради
Юнармейца.
Темы тестовых заданий
Тест №1 по теме: «Строевая подготовка».
Тест № 2 по теме: «Огневая подготовка».
Тест № 3 по теме: «Ориентирование»
Тест № 4 по теме: «Первая помощь пострадавшим»
Тест № 5 по теме: «Техника пешеходного туризма».
Тест № 6 «Контрольный тест по итогам года».
Нормативы ОФП и нормы ГТО
Нормы ГТО - https://www.gto.ru/norms (возраст 12 - 17 лет), не являются обязательным
условием зачета, выполняются по желанию и после допуска врачебной комиссии и
инструктора по ОФП.
Комплексное силовое упражнение
КСУ (комплексное силовое упражнение) — это последовательность упражнений, которая
выполняются
в
круговой
манере
в КСУ входят такие упражнения, как: отжимания, в упоре лежа (10 раз) — упор присев
выпады или перепрыгивания в выпадах приседания, приседания с выпрыгиваниями (10
раз) и упражнения на пресс (10 раз). Норматив не устанавливается, учитывается
индивидуальные возможности учащегося, направлено на развитие выносливости.
14

Комбинированное силовое упражнение на перекладине
Соревнование лично - командное. Комбинированное силовое упражнение на
перекладине выполняется непрерывно с фиксацией виса и упора не более 3 секунд;
при подтягивании подбородок - выше перекладины; при поднимании ног - касание
грифа снаряда. Разрешается сгибание и разведение ног, отклонение тела от
неподвижного положения, выполнение движений махом и рывком.
Вис хватом сверху; выполнить в последовательности: подтягивание, поднимание ног,
подъем переворотом и подъем силой. Оценка производится по количеству циклов.
Победителем считается команда, по сумме циклов всех участников. В случае
равенства учитывается время выполнения всех участников. В определении
победителей и призеров в личном первенстве, учитывается время выполнения.
Сколько раз необходимо выполнить на оценку
«3»

«4»

«5»

Мальчики 12-14 лет

1

2

3

Юноши 15-17 лет

2

3

4

Контрольные испытания с целью определения уровня гибкости
Контрольные
испытания
Наклон вперед, ноги
врозь на полу, голова
поднята, спина прямая

Качество выполнения
1. Грудь и живот касаются пола,
голова поднята, ноги прямые,
носки оттянуты.
2. Наклон вперед прямой спиной на
¾ (78 )
3. Наклон вперед прямой спиной до
половины (45 )
4. Наклон вперед согнутой спиной
менее 45

Оценка
Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо
Мост гимнастический

1. Ноги прямые, плечи
перпендикулярно к полу
2. Слегка согнутые ноги, плечи
незначительно отклонены от
вертикали

Отлично

Хорошо

3. Согнутые ноги, плечи под углом
45
4. Сильно согнутые ноги, плечи под
углом 30
15

Удовлетворительно

Плохо
Шпагат

Отлично

1. Ноги полностью касаются пола,
руки в стороны
2. Ноги до колен касаются пола,
руки в стороны
3. Ноги лодыжками касаются пола,
руки в стороны

Хорошо

Удовлетворительно

Разборка и сборка автомата Калашникова на скорость на оценку
Разборка
Старшая группа

Младшая группа

15 сек.

Отлично

18 сек.

Хорошо

21 сек.

Удовлетворительно

18 сек.

Отлично

21 сек.

Хорошо

24 сек.

Удовлетворительно
Сборка

Старшая группа

Младшая группа

27 сек.

Отлично

30 сек.

Хорошо

33 сек.

Удовлетворительно

30 сек.

Отлично

33 сек.

Хорошо

36 сек.

Удовлетворительно

Оценка за выполнение строевого приема, определяется:
«отлично», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого
устава, четко и уверенно;
«хорошо», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, четко
и уверенно, но при этом была допущена одна ошибка;
«удовлетворительно», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого
устава, но при этом были допущены две ошибки;
16

«неудовлетворительно», если прием не выполнен, либо выполнен не в соответствии с
требованиями Строевого устава, или при его выполнении допущено три ошибки и более
Условия (порядок) выполнения норматива № 1(противогаз)
Обучаемые в составе подразделения находятся на позиции, отдыхают на привале и т. п.
Противогазы и респираторы в походном положении. Неожиданно подается команда: «Газы» или «Респираторы надеть». Обучаемые надевают противогазы или респираторы.
Время отсчитывается от подачи команды до надевания головного убора.
Оценка по времени норматива № 1
Категория обучаемых (подразделения)

Отлично

Хорошо

Удовлетв.

Учащийся
Расчет, отделение

7 с\11с
8 с\12 с

8 с\12 с
9 с\13 с

10 с\14 с
11 с\15 с

Взвод

9 с\13 с

10 с\14 с

12 с\17 с

ПРИМЕЧАНИЕ: В числителе указано время надевания противогаза, в знаменателе —
респиратора.
Ошибки, снижающие оценку на один балл:
1. При надевании противогаза обучаемый не закрыл глаза и не затаил дыхание или
после надевания не сделал полный выдох.
2. Шлем-маска надета с перекосом или перекручена соединительная трубка.
3. Концы носового зажима респиратора не прижаты к носу.
Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:
1. Допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный
воздух может проникать под шлем-маску.
2. Не полностью навинчена (ввернута) гайка соединительной трубки
Надевание ОЗК не оценивается, носит ознакомительный характер

17

Литература для учителя:
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и
контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной
работы «Подросток». 2004г.
2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти
юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток». 2008г.
3. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
4. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г.
5. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военнотопографическое управление генерального штаба, 1966.
6. Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства).
- Мн .: Литература, 1998. – 544 с.
7. Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного
искусства). - Мн .: Литература, 1998. – 544 с
8. Зяблинцева М.А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков.
Ростов н/Д: Феникс, 2006. -160с.
9, Луйк В.Э. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание).
10.
Луйк
С.С.
Практическое
пособие
по
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Юнармеец»,
культурноэстетический блок I часть.
11. Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат,
2001.
12. Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия
военного искусства). - М.: Литература, 1998. – 480 с.
13. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. –
М.: Воениздат, 1997.
14. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226
15. Петров В.В. Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .: Литература, 1997. –
624 с.
16. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.
17. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.
18. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие.– М.: Прогресс, 2000.
19. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с – (Настольная книга
будущего командира).
20. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.:ООО
«Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288.
21.
Ревинв
Е.В.
Практическое
пособие
по
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Юнармеец»,
культурноэстетический блок II часть сборник сценариев военно-патриотических мероприятий).
22. Соколов Н. Военная символика (Энциклопедия
военного
искусства).
В.- Мн .: Литература, 1997. – 544 с.
23. Условные знаки топографических карт (справочник). – М.: Военно-топографическое
управление генерального штаба, 1966.
24. Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.
25. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). - Мн .:
Литература, 1997. – 608 с.
Список литературы для юнармейцев и родителей:
1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военнотопографическое управление генерального штаба, 1966.
18

2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с.
3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья. - Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375.
4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат,
1977.
5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. –
М.: Воениздат, 1997.
6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.
7. Полезные советы воину. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.- 552с.
8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.
9. Подготовка разведчика системы ГРУ: учебное пособие. – М.: Прогресс, 2000.
10. Подготовка разведчика. – Мн.: Харвест,М.:АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга
будущего командира).
11. Португальский. Первые и впервые. Военная история Отечества. – М.: ООО
«Издательский дом «Проспект-АП»,2005.-288с.
12. Поповских П.Я., Сирота В.И. Учебник «Азбука разведчика». – Рыбинск.: ОАО
«Рыбинский Дом печати»,2014. - 384с.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».