Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа Воскресенского муниципального округа
Нижегородской области
Принята Педагогическим
советом школы
Протокол №1 от 28 августа
2024 года
Утверждена приказом
директора № 309(о) от 28
августа 2024 года
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Гончарное дело»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составительпедагог дополнительного образования
Плеханова Л.А.
2024 год
1. Учебный план.
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Название раздела темы
Количество часов
Гончарное дело
Все
го
2
Теор
ия
2
2
2
2
2
1
48
1
Народное искусство: его
место и значение в мировом
искусстве
Значение гончарного дела в
истории и развитии
цивилизаций
История русского
гончарства
Техника безопасности
Основные навыки работы с
глиной:
Работа на гончарном круге:
-Цилиндр
-Сосуды
-крышки
Основы технологии
гончарного дела:
сушка, обжиг и
послеобжиговая обработка.
Декорирование гончарных
изделий
Материалы и инструменты
Оборудование
Форма промежуточной
аттестации
Практ
ика
48
48
Защита работы.
48
17
3
10
2
2
134
2
2
14
14
Собеседование
10
Фотоотчёт
120
Выставка творческих
работ
2.Календарно учебный график.
Дата начала реализации программы: 02.09.2024
Продолжительность реализации программы: 34 учебных недели.
Количество учебных дней (занятий): 68 (2 занятия в неделю)
Каникулы: 30.12.2024 - 08.01.2025
Нерабочие дни: 01.05.2025 - 04.05.2025 и 08.05.2025 – 11.05.2025
Дата окончания реализации программы:23.05.2025
3. Список оборудования (получено в рамках федерального проекта «Успех каждого
ребёнка»):
1.
2.
3.
4.
Гончарный станок - 2 шт.
Муфельная печь - 1 шт.
Станок для полимерной глины - 2 шт.
Графический планшет - 3 шт.
2
4. Рабочая программа
Планируемые результаты
Результатом освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Гончарное дело» является формирование следующих знаний и умений
Личностные.
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей работы;
- чувство прекрасного и эстетические чувства
Метапредметные:
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно оценивать свою работу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка
2. Познавательные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
3
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметные
В результате обучения учащиеся будут знать
- теорию сушки и обжига изделий;
- о народном промысле глиняной Тверской, Дымковской, Каргопольской,
Филимоновской игрушке;
-о традициях народов России, народном искусстве;
- понятия «промин глины», «центровка глины на гончарном кружке»;
уметь
- формовать глину различным способом;
- формовать изделий на гончарном круге;
- делать самостоятельно подарки, сувениры из глины;
-видеть красоту, создавать её;
-контролировать свои действия, отстаивать свое мнение, трудиться творчески,
стремиться к новым возможностям, провести самооценку
Содержание программы
Тема 1. Материалы и оборудование.
Глина и ее свойства. Химический состав глины. Полезные и вредные примеси. Живая и тощая
глина. Основные месторождения глины. Глиняные массы (гончарные, шамотные,
твердокаменные, терракотовые, технические, шликерные, фаянсовые, фарфоровые).
Вспомогательные материалы. Глазури и красители – технология их изготовления. Основные
химические соединения, применяемые в качестве керамических пигментов для подглазурного
декорирования – соли, шпинели, и цвет, который они дают после обжига.
Оборудование для приготовления глиняных масс. Конструкции печей: горновые (земляные,
кирпичные, каменные, горшковые), газовые, электрические и их основные показатели.
Конструкции гончарных кругов: ручные, ножные (пинковые, педальные), электрические.
Тема 2. Ручная лепка
Ленточно-жгутовая лепка. Лепка сосудов из нескольких пластов со спаями (текстилькерамика).
Формовка путем выбивания. Отминка в готовую форму.
4
Тема 3. Гончарный способ
Глина и ее свойства.
1. Происхождение.
2. Химический состав.
3. Основные месторождения.
4. Глиняные массы.
4.1. Гончарные
4.2. Шамотные
4.3. Твердокаменные
4.4. Терракотовые
4.5. Технические (кирпич, черепица, кафель, изоляторы, огнеупоры)
4.6. Шликерные
4.7. Фаянсовые и полуфаянсовые
4.8. Фарфоровые
5. Оборудование для приготовления глиняных масс.
1. Гончарный способ
1.1. Основные конструкции гончарных кругов (ручной, ножной, механический) и их
национальные особенности
1.2. Основные этапы работы на гончарном круге
1.2.1. Постановка рук
1.2.2. Центровка глины
1.2.3. Формирование дна сосуда
1.2.4. Изготовление основных геометрических форм. Открытые формы: цилиндр, усеченный конус
(прямой, обратный), гиперболоид с разными диаметрами основания и вершины, усеченный шар,
открытый тор. Закрытые формы: конус, закрытый цилиндр, закрытый гиперболоид, шар, тор
(бублик)
1.2.5. Изготовление составных геометрических форм (открытых и закрытых): цилиндр плюс
цилиндр большего диаметра, цилиндр плюс цилиндр меньшего диаметра, цилиндр плюс
гиперболоид, цилиндр плюс шар, цилиндр плюс конус, шар плюс конус, шар плюс гиперболоид,
гиперболоид плюс шар, гиперболоид плюс конус, гиперболоид плюс цилиндр, тор (открытый)
плюс цилиндр, шар, конус
1.2.6. Формирование сосудов в основе которых: крыночные формы, горшковые формы,
бочкообразные формы, сосуды с узким горлом, шарообразные формы, конусные, цилиндрические,
составные, клееные (с носиками, уточками, пеликанами, ручками, отверстиями для залива
жидкости
1.2.7. Изготовление волохов (крышек)
1.2.8. Изготовление ручек различными способами: из жгута, из полосы, способом «доения»
1.2.9. Формирование верхней кромки
1.2.10. Обработка изделия перед снятием с гончарного круга
1.2.11. Срезание сосуда с круга
3. Сушка сырых керамических изделий
Тема 4. Теория конструирования гончарных форм.
Основные принципы конструирования сосудов. Линии, формирующие профиль сосуда – прямая,
окружность, парабола, гипербола. Основные горшковые и криночные формы. Сложные составные
формы. Основные элементы сосудов: основание ножки, перехват ножки, тулово, плечи, корень
5
ручки, ручка, шейка, венчик, губы, устье.
Основные пропорции сосудов и применение принципа «золотого сечения» при их формировании.
Ритм сосудов. Объем. Национальность формы. Влияние художественного стиля на
художественную форму. Цвет и его влияние на художественную форму. Влияние росписи на
художественную форму. Место орнамента на сосуде.
Тема 5. Сушка, обжиг и послеобжиговая обработка
Определение понятий: усадка, зеркало поверхности, память глины. Особенности сушки изделий
большого диаметра. Оборудование для сушки.
Окислительный обжиг (утельный, политой). Восстановительный обжиг (полный, частичный, с
глазурями). Быстрый обжиг (раку). Редукция. Молочный обжиг. Обварка. Влияние различных
газовых сред на керамические изделия и оснастку печей. Температурные режимы обжига.
Послеобжиговая шлифовка, роспись (народная игрушка), вощение, покрытие ганозисом, покрытие
маслом.
Тема 6. Декорирование
Основные методы декорирования керамических изделий.
Скульптурные: рельеф, контур, ажур, инкрустация, гравировка, тиснение, фляндровка.
Живописные: роспись (надглазурная, подглазурная, роспись по сырой эмали), аэрография,
декалькомания, мраморизация, пастилаж, резерваж, шелкография, перевод печати, декорирование
штампом.
Технологические: глазурование, ангобирование, лощение, восстановление, обварка.
Тематическое планирование
№
занятия
1-2
1
3-4
2
5-6
3
4
5
7
Наименование
разделов и дисциплин
Народное искусство:
его место и значение в
мировом искусстве
Значение гончарного
дела в истории и
развитии цивилизаций
Всего
беседы
час.
2
Практические
занятия
2
2
2
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа
История русского
гончарства
2
2
Техника безопасности
1
1
Основные навыки
работы с глиной:
6
8-11
Лепка
4
4
4
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа
12-13
Метод формовки.
Жгутовой способ.
4
Наблюдение,
практическая
работа
14-15
16-17
18-19
20-23
Метод формовки.
Сосуд ручной работы с
крышкой. Ваза для
фруктов.
4
4
Метод формовки.
Работа с пластами
4
4
16
16
Защита своей
работы.
Гончарный способ:
24-39
Центровка глины на
гончарном круге
40-55
56-70
6
71-86
87-102
Постановка рук при
работе на гончарном
круге
16
16
Работа на гончарном
круге:
-Цилиндр
-Сосуды
-крышки
16
16
16
16
16
16
7
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа
Наблюдение,
практическая
работа
Собеседование
Основы технологии
гончарного дела:
7
103-120
8
9
сушка, обжиг и
послеобжиговая
обработка.
17
121-130
Декорирование
гончарных изделий
10
131-132
Материалы и
инструменты
2
3
14
10
2
Выставка
детских
творческих
работ.
133-134
10
Фотоотчет
Оборудование
2
2
Итого:
134
14
120
5.Оценочные и методические материалы.
Формы текущего контроля: текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется регулярно. В конце каждого занятия проводится выставка
работ. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных
результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к
творчеству. Работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить
с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким
образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.
Промежуточная аттестация в форме выставки творческих работ учащихся проводится по итогам
изучения каждого практического раздела. В качестве процедур оценивания используются
следующие формы: собеседование, защита своей работы, участие в конкурсах, выставках детского
творчества. Успешность овладения обучающимися содержанием программы отслеживается
фотоотчётами, оформлением стенда.
Итоговая аттестация обучающихся строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей
обучающихся в конце года. Форма контроля : выставка творческих работ с учётом техники
работы с глиной.
Интернет-источники:
«Гончарное ремесло: от древности до наших дней»
8
https://ethnomir.ru/
«История гончарного дела»
https://ru.wikipedia.org/
Основные техники работы с глиной»
master.
https://www.leonardo-
http://rusnord.ru/vidy-i-sposo
http://glina.teploruk.ru/article/sposoby_ http://glina.teploruk.ru/article/sposoby_lepki.html
Работа на гончарном круге.
https://ceramistam.ru/blog/Goncharnyi_kryg/rabota_na_goncharnom_kruge/
9