ДОП Белая ладья 24-25

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа Воскресенского муниципального округа
Нижегородской области

Принята Педагогическим
советом школы
Протокол №1 от 28 августа
2024 года

Утверждена приказом
директора № 309(о) от 28
августа 2024 года

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
физкультурно – спортивной направленности

"Белая ладья"
программа рассчитана на детей 10 -13 лет.
Срок реализации программы 1 год

Составитель:
Оржанцев Д.В.
учитель ОБЖ

2024 год

1. Учебный план
№
п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма
промежуточной
аттестации

Теория Практика Всего
часов
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры
1
История шахмат
2
2
2
Базовые понятия шахматной 32
32
игры
Раздел 2. Практико – соревновательная деятельность
3
Конкурсы
6
12
15
4

Соревнования

5
Шахматные праздники
Общее количество часов

6

13

16

46

1
26

1
72

тестирование
тестирование

Результат
участия
Результат
участия
фотоотчёт

2.Календарно учебный график.
Дата начала реализации программы: 02.09.2024
Продолжительность реализации программы: 36 учебных недель.
Количество учебных дней (занятий): 72 (2 занятия в неделю)
Каникулы: 30.12.2024 - 08.01.2025
Нерабочие дни: 01.05.2025 - 04.05.2025 и 08.05.2025 – 11.05.2025
Дата окончания реализации программы:23.05.2025

3. Список оборудования
(получено в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка»):

1. Доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными 1комплект
2. Доска шахматная с фигурами шахматными - 12 комплектов
3. Секундомер - 2 шт.
4. Стол шахматный - 10 шт.
5. Часы шахматные - 10 шт.

2

4. Рабочая программа
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные:
Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
Формировать уважительное отношение к иному мнению.
Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.
Познавательные:
Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Учиться использовать знако-символические средства представления информации.
Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.
Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными
способами.
Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения,
овладевать новыми понятиями.
Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.
Коммуникативные:
Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время
занятий.
Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать
замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.
Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные:
Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.
Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
Формировать умение контролировать свои действия.
Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.
Общая характеристика курса
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что данный курс по
обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам этого возраста.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только
ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в
ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего
образования, полноправным источником и организатором своих знаний.
3

Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего
образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает
средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки
своей деятельности.
Программа интегрирована с ежегодным графиком республиканских и школьных
соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические
и практические знания на турнире, а также выявить недостатки в подготовке.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях
педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи),
компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические
особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и
докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к
условиям Лицея.





Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
 принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
 принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;
 принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
 принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
 принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у
детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать
внутренний
план
действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
4

Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.







Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.

Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год обучения (72 часа). На реализацию курса отводится
2 часа в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Режим занятий обусловлен
нормативно-правовой общеобразовательной базой.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с принципом
последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических
умений и навыков. Изучение программного материала для каждого класса рассчитано на
один год. В каждом классе решаются соответствующие задачи.
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование
дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся
используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Шахматы с

полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство
содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной
для людей всех возрастов и культурных уровней.
5

В нашей школе дети имеют возможность заниматься этой полезной,
увлекательной, но сложной игрой.
На первых занятиях кружковцы узнают о происхождении шахмат, знакомясь
с историей и легендами. Затем начинают приобщаться к самой игре, узнают
правила игры и ходы фигур, знакомятся с чемпионами мира по шахматам. В
дальнейшем прорабатывается элементарный шахматный материал, основной
упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой
фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является
деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Внимание уделяется
простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества.
Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам
планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается более
доступный и максимально ориентированный на развитие материал. К
практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические
матчи, консультационные партии. На занятиях планируется анализировать
сыгранные партии, находить и искоренять допущенные ошибки. Далее дети
участвуют в шахматных викторинах, конкурсах и турнирах. Для изучения курса
мною предусмотрено использование мультимедийных технологий.
Работа с детьми проводится в рамках целостного педагогического процесса,
основанного на принципах:










доступности в обучении и воспитании, согласно которому работа строится
с учетом возрастных особенностей, уровня их обученности и
воспитанности (от простого к сложному);
наглядности – использование демонстрационной доски, шахматных часов,
дидактического материала, помогающего глубокому усвоению учебной
программы;
индивидуальности – подхода в воспитании с учетом характера,
способностей, интересов;
коллективности – использования индивидуальной, фронтальной и
групповой работы;
сотрудничества – создание благоприятных условий для самореализации
личности в коллективе;
связи теории и практики – применение знаний на практике (ведение
партии, решение задач);
сочетание уважения к личности ребенка с разумной требовательностью.

Методы обучения:





объяснительно – иллюстративный;
проблемный;
поисковый;
эвристический.
6

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение
педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный
метод
предполагает
активизацию
самостоятельной
познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих
преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному
усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления
и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется
возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции,
составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Я,
как руководитель кружка, помогаю ученику, корректирую его действия, но не
вмешиваюсь в процесс поиска решения. Метод способствует творческому
развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной
активности. Я предлагаю кружковцам исследование различных позиций для
определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует
формированию объективности самооценки, критичности мышления.
Шахматы, даря детям радость творчества, общения друг с другом, обогащают
их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого,
интересного, увлекательного. Они учат детей логически мыслить, запоминать,
сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность,
способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных
дисциплин.
Пользу от шахмат можно разделить на несколько блоков:
1. Ребенок учится принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
Пусть решения пока самые простые (куда и какой фигурой пойти), а
ответственность не так страшна (самое страшное – проигрыш) – но это уже
ответственность.
2. Вырабатывается усидчивость – в течение определенного времени ребенок
учится концентрировать свое внимание на одном процессе, на игре в шахматы.
3. У ребенка вырабатывается пространственное воображение.
4. У ребенка формируется внутренний план действий
(способности действовать в уме).
5. Шахматы воспитывают характер, именно за счёт своей спортивной
составляющей. Поражение или ошибка – это возможность для развития, любая
неудача – это возможность для преодоления. Поэтому очень важно выработать
7

правильное отношение к ошибкам. Желание побеждать и быть лучшим заставит
ребёнка заниматься.
Содержание программы кружка

Вводное занятие. Что такое шахматы? Развитие шахмат. Рождение шахмат. От
чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по
шахматам.
Шахматная доска. Поле боя и войско. Знакомство с шахматной доской. Белые и
черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись
шахматной партии. Запись начального положения.
Начальная позиция фигур на шахматной доске. Ходы фигур. Белые и черные.
Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации «Приключения в
Шахматной стране». Первый шаг в мир шахмат.
«Способности фигур». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило:
«Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальным положением фигур.
Ходы и взятие фигур. Шахматные мудрости. Работа со слайдами.
Что такое вечный Шах и Пат. Открытый шах. Двойной шах. Дидактическая игра
«Первый шах». Что такое пат? Дидактическое задание «Мат или пат».
Ценность шахматных фигур. Кто сильнее? Ценность фигур. Сравнительная сила
фигур. Дидактические задания «Кто сильнее?».
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.
Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня).
Игровая практика.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Дидактическое задание «Защита»
(защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака).
Игровая практика.
Пешки - охрана короля (пешечное прикрытие). Место пешки в начальном
положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход
пешки, взятие. Превращение пешки.
Ладья против слона. «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи
против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные
положения.

8

Ферзь. Ферзь против слона и ладьи. Место ферзя в начальном положении. Ход
ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ладьи, ферзь против слона,
ферзь против ладьи и слона, сложные положения.
Конь против ферзя, слона и ладьи. Место коня в начальном положении. Ход коня,
взятие. Конь - легкая фигура. Конь против ферзя, конь против ладьи, конь против
слона, сложные положения.
Мат ферзем и мат ладьей. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Дидактическое задание «Мат или не мат».
Мат двумя слонами. Мат в один ход слоном, двумя слонами, конем, пешкой
(простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».
Солдат становится генералом (король, легкая фигура и пешка против короля).
Типичные матовые финалы. Мат в один ход: сложные примеры с большим
числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход»
Рокировка и ее правила. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».
Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без
пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра
«Два хода»,
Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания
дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.
Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая
практика.
Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.
Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая
практика.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Игровая
практика.
Ничья, пат. «Сделай ничью или пат». Игровая практика.
Шахматный дебют. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.
Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».
9

Шахматный дебют (продолжение). Вариации на тему детского мата. Другие
угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный
наскок противника. Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в 1
ход».
Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата
в дебюте. Защита. Защитись от мата. Неразумность игры в дебюте одними
пешками (с исключениями из правила)
Основы Миттешпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в
миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
Основы Миттешпиля. Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый
шах. Двойной шах. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Матовые
комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса.
Шахматная комбинация. Достижение мата путем жертвы шахматного материала
(матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения
королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения
пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к
достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей
(комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского
прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
Заключительное занятие. Шахматный вечер «Что? Где? Когда?».

Календарно-тематическое планирование
Дата
Дата
Темы занятий
факт.
По
плану
Вводное занятие. Что такое
2.09

к/
час

Вид деятельности

1

Беседа. Презентация.

2

Беседа. Презентация.

История развития шахмат.
Шахматная доска.

2

10.09
16.09

Поле боя и войско.

2

16.09
17.09

Начальная позиция фигур на
шахматной доске.

2

Работа с
демонстрационной
доской. Практика
Работа с
демонстрационной
доской. Практика
Дид. игра
«Вертикаль» и
«Горизонталь»

2.09
3.09
9.09
9.09

шахматы?
Развитие шахмат.

10

23.09
23.09
24.09
30.09
30.09
1.10
7.10
7.10
8.10
14.10
14.10
15.10
21.10
21.10
22.10
5.11
11.11
11.11
12.11
18.11
25.11
25.11
26.11
2.12
2.12
3.12
9.12
9.12
10.12
16.12
17.12
23.12
24.12

Ходы фигур.
Начальная позиция фигур на
шахматной доске.

2

Дид. игра
«Вертикаль» и
«Горизонталь»

1
1
1
1
1
1
1

Теория. Презентация
Теория. Презентация
Практикум
Практикум
Практикум и теория
Практикум и теория
Ролевая игра

2

Ролевая игра

1
2

Практикум
Практикум

1
3

Практикум
Практикум

Пешки - охрана короля
(пешечное прикрытие).
Пешки - охрана короля
(пешечное прикрытие).
Ладья против слона
Ферзь. Ферзь против слона и
ладьи.
Ферзь. Ферзь против слона и
ладьи.
Конь против ферзя, слона и
ладьи.
Конь против ферзя, слона и
ладьи.
Мат ферзем.

1

Теория

1

Теория

1
1

Практикум
Беседа, практикум

1

Беседа, практикум

1

Теория и практика

1

Теория и практика

2

Теория и практика

Мат ладьей.
Мат двумя слонами.
Солдат становится генералом
(король, легкая фигура и
пешка против короля).
Солдат становится генералом
(король, легкая фигура и
пешка против короля).
Типичные матовые финалы.

2
1
2

Теория и практика
Теория и практика
Ролевая игра

1

Ролевая игра

2

Работа с
компьютером

Ходы фигур.
«Способности» фигур.
«Способности» фигур.
Ходы и взятие фигур
Ходы и взятие фигур
Что такое вечный Шах и Пат.
Что такое вечный Шах и Пат.
Ценность шахматных фигур.
Кто сильнее?
Ценность шахматных фигур.
Кто сильнее?
Ценность шахматных фигур.
Достижение материального
перевеса.
Ценность шахматных фигур.
Способы защиты.

11

Типичные матовые финалы.

1

Работа с
компьютером

Рокировка и ее правила
Рокировка и ее правила
Шахматная партия
Шахматная партия
Шахматная партия
Шахматная партия
Техника матования
одинокого короля
Техника матования
одинокого короля
Техника матования
одинокого короля
Техника матования
одинокого короля
Достижение мата без жертвы
материала
Достижение мата без жертвы
материала
Ничья, пат.
Ничья, пат.
Классификация дебютов
Шахматный дебют
Шахматный дебют
Шахматный дебют
Основы дебюта
Основы дебюта
Основы Миттешпиля.
Основы Миттешпиля
Основы Миттешпиля.
Шахматная комбинация

1
1
1
1
1
1
1

Теория и практика
Теория и практика
Игра
Игра
Игра
Игра
Практикум

2

Практикум

1

Практикум

1

Практикум

1

Практикум

1

Практикум

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Теория
Теория
Теория
Игра, теория
Игра, теория
Игра
Игра
Игра
Теория
Игровые комбинации
Игровые комбинации
Игра

Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Шахматная комбинация
Атака с разных полей

1
1
1
3

Игра
Игра
Игра
Теория.Игра

8.05
14.05
15.05
21.05

Игра всеми фигурами из
начального положения

3

22.05

Заключительное занятие

1

13.01
20.01
20.01
21.01
27.01
27.01
28.01
3.02
4.02
10.02
10.02
11.02
17.02
17.02
18.02
24.02
25.02
2.03
3.03
10.03
16.03
17.03
30.03
31.03
6.04
6.04
7.04
13.04
14.04
20.04
20.04
21.04
27.04

12

«Что? Где? Когда?»

Итого:

72

Литература
1.

Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС,
1972;

2.

Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982;

3.

Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. - М.: ФиС, 1980;

4.

Панов В. Шахматы для начинающих. - М.: ФиС, 1955;

5.

Шахматы детям. - СПб.: Респекс, 1994;

6.

Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997;

7.

Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981;

8.

Спутник шахматиста: Справочник/В.П. Елесин, Б.М. Волков, А.И.Крюков. - М.:
Воениздат, 1992;

9.

Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР», 1997;

10. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.: Наука, 1983;
11. Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.: Наука, 1975.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».