ДОП Aктивисты школьных музеев 24-25

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа Воскресенского муниципального округа
Нижегородской области
Принята Педагогическим
советом школы
Протокол №1
от 28 августа 2024 года

Утверждена приказом
директора № 309(о)
от 28 августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности

«Активисты школьных музеев»
Возраст обучающихся: 11 - 13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составительпедагог дополнительного образования
Плеханова Л.А.

р.п. Воскресенское ,2024 г

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п

Тема

теория

Введение в курс
1.

практик
а

1

Всего

Формы
промежуточно
й аттестации

1

наследия

20

20

40

тест

Создание музейных экспозиций,

10

30

40

Презентация

Музей

–

хранитель

веков
2.

посвященных

семье,

работ

истории

школы

3.

Школа экскурсовода

10

Подведение итогов обучения
Итого

41

10

20

1

1

61

102

Защита проекта

Календарный учебный график
Дата начала реализации программы: 02.09.2024
Продолжительность реализации программы: 34 учебных недели
Количество учебных дней (занятий): 102 (3 занятия в неделю)
Дата окончания реализации программы: 23.05.2025
Рабочая программы
“Активисты школьных музеев”
Планируемые результаты
Результатом выполнения программы для учащихся является получение знаний,
которые в процессе изучения предметов обязательного курса проверяются,
конкретизируются и закрепляются на практике во время путешествий и походов по
родному краю. В результате освоения программы получат дальнейшее развитие
познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные и универсальные учебные
действия обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную
основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и
коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе освоения программы у выпускников будут заложены основы формальнологического мышления, рефлексии, что будет способствовать:
порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к
фактам, но и к закономерностям);
расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных
возможностей – за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;
2

формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке
новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных действий приоритетное
внимание уделяется:
практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской
деятельности;
развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
практическому освоению методов познания, используемых в различных
областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного
аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных
умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и
операций.
В сфере развития коммуникативных универсальных действий приоритетное
внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного
сотрудничества с учителем приобретению опыта такой работы, практическому освоению
морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят
умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения,
приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения
различных предположений и их последующей проверки.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное
внимание уделяется формированию:
основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и
моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебнопознавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного
образования.
Программа позволяет воспитаннику пройти индивидуальный образовательный
путь.
Предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного процесса
в основных направлениях:
1.
Развитие
самодеятельности
воспитанников
на
базе
создания
благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого
потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении
общественно ценных и личностно-значимых целей.
2. Формирование разносторонне развитой личности.

Содержание программы
1. Музей - хранитель наследия веков.
1.1. Исторические предпосылки возникновения музеев.
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования
наследия. Охрана объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и
изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и
использования.
Цели и задачи работы музеев. Музейное дело в России. Закон Российской
Федерации «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации» (1996 г.)
3

Классификация музеев. Государственные и частные музеи. Музей-заповедник,
домашний музей, музей - выставка. Основы музейного дела.
Понятие «культура поведения». Правила поведения в музее.
Сформулировать при помощи изобразительных средств определения основных
понятий: окружающий мир, время, культура, культурное наследие, музей, вещь музейного
значения, подлинник, копия, реставрация. Творческое сочинение «Наследие, которым я
дорожу». Посещение музеев, знакомство с их работой.
1.2. Музей в школе - хранитель памяти.
Туристско-краеведческое движение учащихся Российской Федерации «Отечество»,
его цели, задачи, участники, программы. Школьный музей как организационнометодический центр движения «Отечество» в учреждения образования. Задачи
собирательской работы, её связь с профилем и тематикой музея, с содержанием
туристско-краеведческих экспедиций.
Сущность понятия «школьный музей», его роль в микрорайоне. Документы,
регламентирующие работу школьного музея. «Примерное положение о музее
образовательного учреждения (школьном музее)» - основной документ по организации и
деятельности школьного музея.
Понятие «профиль музея». Сущность и специфические особенности школьных
музеев разного профиля. Функции школьного музея. Совет школьного музея,
распределение обязанностей среди его членов, актив музея.
1.3. Фонды школьного музея.
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научновспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования
фондов и коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение
сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы
хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и
муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Сущность
понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фото графии и документы
родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды.
Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию
основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и
персональных коллекций. Создание инвентарной книги собственного «домашнего музея».
1.4. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната.
Экспонат - памятник материальной культуры. Музейный предмет как источник
научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научновспомогательные материалы. Рождение вещи, жизнь вещи, смерть вещи. Задачи учета и
научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная
инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных
предметов и вспомогательные картотеки. Понятие об атрибутации музейных предметов.
Взаимообмен экспонатами музея школы с другими музейными учреждениями и
отдельными лицами.
Классификация предоставленных музейных предметов.
Формулирование правил хранения фотографий, семейных реликвий.
1.5. Музейная экспозиция.
Музейная экспозиция. Основные понятия раздела («экспонат», «экс позиционный
материал»,
«тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная
экспозиция» и др.). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты,
фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев
(общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, этнографические
музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом). Экспозиция в школьном музее.

4

Тексты в музейной экспозиции, их назначение. Виды оглавительных (заглавных) и
сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приемы
размещения текстов в экспозиции.
Научное определение и описание музейных материалов. Шифр собранных
предметов и документов. Порядок приема и выдачи музейных материалов.
Знакомство с постоянной экспозицией музея. Анализ существующей в школьном
музее экспозиции по содержанию, приемам построения и оформления экспозиции. Играпрактикум по составлению этикетажа к экспонатам школьного музея. Собирательская
работа для домашнего музея.
1.6. Приемы оформления сменной экспозиции.
Классификация экспозиций. Музейная экспозиция - текст (музейные предметы вещи) и подтекст (понятия - ценностная ориентация, этно-конфессиональное
самосознание, этнические стереотипы поведения). Алгоритм разработки и построение
сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов
и приемов экспозиционной работы.
Планирование проекта сменной экспозиции. Разработка и построение сменной
экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и
приемов экспозиционной работы.
1.7. Сбор и обработка воспоминаний.
Правила сбора и обработки воспоминаний. Правила анкетирования и
интервьюирования. Работа с информаторами по вопросникам. Современные требования к
анкетам, интервью. Обработка анкет информаторов.
Переписка с земляками, ветеранами Великой Отечественной войны: правила
оформления писем, выявление адресатов, фиксация ответов, оформление документов для
фонда музея.
Проведение анкетирования и интервьюирования членов семьи, родственников.
1.8. Комплектование фондов школьного музея.
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого
исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события,
явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной
информации об исторических событиях, природных явлениях и предметах музейного
значения. На значение полевой документации. Тетрадь записи воспоминаний и рас сказов
по результатам собеседования с местными жителями. Обеспечение научной и физической
сохранности находок.
Разработка и обсуждение концепции комплектования собрания школьного музея.
Определение объектов и источников комплектования. Составление планов поисковособирательской деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисковособирательской работы. Разработка маршрутов походов и экспедиций.
1.9. Источники информации. Подтверждение достоверности фактов.
Библиотека, как мерило истинности информации. Методика использования
источника: прямое и ретроспективное. Инициативное документирование, расширение
круга источников, поиск нужного информатора. Проведение социологического опроса.
Правила ведения беседы, интервью. Вопросники, анкеты. Письменное оформление
информации. Формы записи воспоминаний.
Анализ каталогов-путеводителей по музейным собраниям. Проведение бесед,
интервью, их оформление.
1.10. Музейная экспозиция. Принципы и методы построения экспозиции.
Экспозиция музея. Принципы и методы построения экспозиции. Научное
проектирование экспозиций. Составление тематико-экспозиционного плана. Тематикоэкспозиционный план школьного музея. Монтажный лист экспозиции. Этикетаж. Подбор
цветового решения. Художественное оформление экспозиций.
5

Составление тематико-экспозиционного плана. Изучение и отбор материалов для
экспозиции. Создание экспозиции по конкретной теме.
2. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы.
2.1. Семья. Семейные архивы.
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Мое родословное
дерево. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи,
рода. Составление родословных таблиц. Как записать рассказы и воспоминания
родственников. Дом – портрет эпохи. Вещи в доме. Обряды рождения дома. Хранители
очага, обереги. Моя улица, архитектурные особенности зданий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей
рода и родного края. Составление родословных таблиц. Изыскание семейных реликвий.
Описание семейных архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
2.2. Проект экспозиции, посвященной истории школы.
История школы (гимназии, лицея). Школьные традиции и достопримечательности.
Роль учителя в школе. Учительские династии и их семейные реликвии. Выпускники
школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках.
Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных,
городских, областных и республиканских архивах. Ведение исторической хроники и
летописи школы.
Подготовка и проведение анкетирования и интервьюирования учащихся школы на
тему: «Какой должна быть экспозиция о школе?» Подготовка к анкетированию и
интервьюированию учителей школы.
2.3. Планирование проекта экспозиции «Моя улица».
Основные улицы населенного пункта. Легенды об историческом прошлом улицы и
их отражение в топонимах. Отличительные черты архитектуры улицы. Устройство
деревянных и каменных домов. Отличи тельные черты природы улицы. Ландшафтный
дизайн. Видовой состав древесных, кустарниковых, кустарничковых и травянистых
растений. Виды декоративных растений. Образцовый двор.
Планирование проекта экспозиции «Моя улица». Правила оформления
фотовыставки. Опрос населения: разработка опросника, правила единой записи.
План улицы. Изготовления макета улицы в экспозиции. Опрос населения по
разработанной теме и оформление документов для фонда музея. Анкетирование
старожилов. Обработка полученной информации, оформление результата. Изготовление
макета зданий улицы для экспозиции.
2.4. Военная слава земляков.
Военные традиции земляков. Жители родного края - участники Великой
Отечественной войны и других военных действий. Выпускники школы в рядах
Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная
обязанность гражданина России.
Картотека ветеранов. Правила сбора фактического материала о жизни ветеранов.
Оформление данных в текст экскурсии. Помощь ветеранам. Книга Памяти школы.
Выявление ветеранов Великой Отечественной войны, выпускников школы кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у
родственников и знакомых. Ведение картотеки участников Великой Отечественной войны
и других военных действий. Проведение конкурсов детских работ: «Открытки для
ветеранов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Сбор и оформление
воспоминаний ветеранов.
2.5. Технология составления текста экскурсии.
Методика экскурсионной работы. Подготовка к учебной экскурсии: отбор
экспонатов и составление маршрута. Работа над содержанием экскурсии. Тема и цель
экскурсии. Структура содержания. Составление вступительной и заключительной бесед к
6

подготавливаемым в школь ном музее экскурсиям. Разработка части экскурсии в
школьном музее. Профессия - экскурсовод.
Подготовка текста экскурсии «Вот эта улица, вот этот дом».
3. Школа экскурсовода
3.1. Организация школьного музея.
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение
учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и
обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Охрана труда и техника безопасности в фондовых и иных помещениях музея.
Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции
школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного
музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их
руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея
и утверждение его состава.
3.2. Пути овладения культурой общения.
Этика взаимоотношений детей и взрослых. Пути овладения коммуникативной
культурой. Правила интервьюирования жителей. Проведение социологического опроса.
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Правила
коллективного создания текста экскурсии в школьном музее по вновь созданной
экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии по экспозиции школьного
музея. Технология коллективного проведения экскурсии по памятным местам
окрестностей школы.
Практические занятия.
Прослушивание экскурсий разных типов (по населенному пункту, в музее, по
памятным местам).
3.3. Развитие творческой активности.
Участие в организации и проведении конкурсов детских работ «Открытки для
ветеранов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Сбор и оформление
воспоминаний ветеранов.
3.4. Экскурсионная работа. Классификация экскурсий.
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия
музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты
экскурсий. Правила осмотра экскурсионного объекта (музея) при проведении экскурсии с
экскурсоводом. Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных
источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания.
Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии Мастерство экскурсовода: речь,
внешний вид, свободное владение материалом, этика. Аудитория школьного музея и
формы работы с ней.
Прослушивание тематической экскурсии с заданием установить структуру
экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения. Хронометраж
рассказа по подтемам и вопросам. Заслушивание и обсуждение отдельных частей
экскурсий.
3.5. Организация экскурсии.
Подготовка и проведение экскурсии по населенному пункту и памятным местам.
История населенного пункта как предмет экскурсионного изучения. Объекты экскурсии
по населенному пункту и памятным местам, их классификация. Памятники истории и
культуры, их эмоциональное воздействие, познавательное и воспитательное значение.
Особенности экскурсионной работы в школьном музее. Выполнение краеведческих
заданий в ходе экскурсии (поиск информации по интересующей проблеме на стендах
экспозиций и экспонатах, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода).

7

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Работа в
экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий.
Репетиции экскурсий.
Проведение экскурсии по своему населенному пункту. Обсуждение и разбор
экскурсий.
Подведение итогов обучения.
Анализ деятельности активистов музея – определение индивидуальных перспектив.
Подведение итогов индивидуальных разработок экспозиции «Моя улица».

8

Календарно- тематическое планирование
«АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ»
№

№ зан

п/п

ятия

Тема

Всего

Введение в курс. Инструктаж по технике безопасности

4

1.

Музей – хранитель наследия веков

40

1.1

Исторические предпосылки возникновения музеев

6

1-2

3-4

Исторические предпосылки возникновения музеев (теория)

5-6

Исторические предпосылки возникновения музеев ( теория)

7-8

Практическое занятие.

1.2

9-10

Музей в школе – хранитель памяти

2

1.3

11-12

Фонды школьного музея

2

Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната.

5

1.4
13

Что такое экспонат?

14-15

Как работать с экспонатами в музее.

16-17

Значение музейного экспоната.
Музейная экспозиция.

1.5

1.6
1.7

5

18

Что такое музейная экспозиция ?

19-20

Как подготовить экспозицию в музее.

21-22

Виды экспозиций

23-24

Приемы оформления сменной экспозиции

2

Сбор и обработка воспоминаний.

12

9

25-26

Как обрабатывать воспоминания. Виды обработки информации.

27-28

Виды хранения информации.

29-32

Практическая работа.

1.8

33-34

Комплектование фондов школьного музея

2

1.9

35-36

Источники информации. Подтверждение достоверности фактов

2

1.10

37-38

Музейная экспозиция. Принципы и методы построения экспозиций

2

2.

Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы

40

2.1

Семья. Семейные архивы.

10

39-40

Что такое семейный архив?

41-42

Как составляется архив.

43-44

Виды хранения архивов.

45-49

Практическая работа
Проект экспозиции, посвященной истории школы

2.2
50-51

Экспозиция школы.

52-53

Экспозиции других школы.

54-59

Практическое занятие

10

Планирование проекта экспозиции «Моя улица»

2.3
60-61

Как выполнить экспозицию улицы.

62-63

Улицы моего поселка.

64-69

Экскурсии.

10

Военная слава земляков

2.4

8

70-71

История Великой Отечественной войны в нашем регионе.

72-73

Ветераны –земляки.

10

2.5

74-75

Памятники ветеранам –землякам.

76-78

Экскурсия.

79-80

Технология составления текста экскурсии

2

Школа экскурсовода

20

3.
3.1

81-82

Организация школьного музея

2

3.2

83-84

Пути овладения культурой общения

2

3.3

85-87

Развитие творческой активности

2

3.4

88-89

Экскурсионная работа. Классификация экскурсий

2

Организация экскурсии.

12

3.5
90-91

Виртуальные экскурсии по музеям мира.

92-93

Виртуальные экскурсии по музеям Россию.

94-95

Виртуальные музеи Нижегородского края

96-97

Экскурсия в Воскресенский музей.

98-99

Экскурсия в музей –усадьба д.Галибиха

100-

Подведение итогов обучения

2

102
Итого

102

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
С целью проверки качества знаний, умений и навыков программа предусматривает промежуточный и итоговый контроль
обучения.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в
следующие три основных блока:

11

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору
направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и
межличностных отношений, правосознание.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса –
направлений дополнительной образовательной деятельности.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является создание итогового индивидуального
проекта.
Обязательными составляющими системы мониторинга образовательных достижений являются материалы:
- стартовой диагностики;
- текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
- промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности
познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на работе с текстом;
- защиты итогового индивидуального проекта.
Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся с целью продемонстрировать
свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач, основанных на изучаемом материале, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных,
коммуникативных) действий.
Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

12

Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала
принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. Критерий достижения/освоения учебного материала задаётся
как выполнение не менее 50% заданий или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий.
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося. Программа подготовки проекта должна
включать требования по следующим рубрикам:
- организация проектной деятельности;
- содержание и направленность проекта;
- защита проекта;
- критерии оценки проектной деятельности.

-----------

13

Литература
1. Айзенк Г.Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М.: АСТ, 1998.
2. Анчиков А.В., Наумов А.В. Храмы Нижегородской области: история и современность
// Моя Нижегородская отчина: методические рекомендации и практический опыт
краеведческой деятельности. Н.Новгород: Нижегородский институт развития
образования, 2010.
3. Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики //
Внешкольник. 1997. № 7-8.
4. Бирич В.Г., Горелов А.С., Зосимова Л.П., Свешникова Н.В. Организация учебноисследовательской деятельности учащихся по изучению материальной и духовной
культуры русских деревень. М., 2001.
5. Бруднова А.Учебно-исследовательская работа школьников // Воспитание школьников.
1996. № 3.
6. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационнопублицистический журнал. 2002. № 1.
7. Лебедев П.А., Наумов А.В. Методические рекомендации по подготовке научноисследовательских работ обучающихся по генеалогии // Методические рекомендации
к областным конкурсам программы «Отечество» 2010-2011 учебного года.
Н.Новгород: ГОУ ДОД ЦДЮТЭ, 2010.
8. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель
педагогической технологии // Народное образование. 1999. № 10.
9. Наумов А.В. Внеклассный образовательный проект в гимназической среде: "Малые
города России. Нижегородская провинция" // Проблемы содержания и организации
гимназического образования : материалы науч.-практ. конф. Ассоциации
нижегородских гимназий, 17-18 сент. 2008 г. / сост. М.Ю. Борщевская. – Н. Новгород:
ЗУМ, 2009.
10. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.:
Народное образование, 2001.
11. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для
учителей. М.: Просвещение, 1975.

САЙТЫ
www.turcentrnn.ru
www.turcentrrf.ru
www.tourclab.nnov.ru
www.ngiamz.ru
www.archiv.nnov.ru

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».