Приложение 11 РП История Нижегородского края 10, 11 классы

Приложение 11
К ООП СОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика
Программа учебного предмета «История Нижегородского края» (далее –
программа) для 10–11 классов составлена на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования и федеральной образовательной программе (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012
г. № 24480); приказ Министерства просвещения Российской

Федерации

от

12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034); приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
При разработке программы учитывались Концепция преподавания
учебного

курса

реализующих

«История

основные

России»

в

образовательных

общеобразовательные

программы

организациях,
(утверждена

решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации,
протокол от 23 октября 2020 г.), письмо Министерства просвещения Российской
Федерации от 15 ноября 2022 г. № 03–1853 «О согласованном подходек
3

преподаванию истории родного края».
Программа является содержательным и методическим ориентиром для
составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной
деятельности. Предложенные в программе элементы содержания

4

и алгоритм деятельности обучающихся могут быть конкретизированы
(наполнены содержанием, имеющим отношение к истории конкретного региона)
с учетом существующих условий школьной информационно- образовательной
среды и возможностей доступа к работе с краеведческимиматериалами.
При проведении занятий предусмотрены интерактивные формы работы:
беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии, проектное обучение и др.
Особенностью
использование

в

программы
образовательном

является

привлечение

процессе

традиционных

и

активное
источников

информации (учебники и материалы по истории края, ресурсы местных
библиотек и краеведческих музеев) и современных цифровых информационных
ресурсов (порталы и сайты историко-просветительской и историко-культурной
направленности

–

открытые

данные

Минкультуры

РФ,

Археолог.РУ,

Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видеои фотоматериалы о наиболее значимых событиях, личностях и историкокультурных объектах российской и региональной истории.
Содержательные элементы программы предполагают организацию вокруг
них поисково-исследовательской деятельности обучающихся, результаты
которой могут быть оформлены и представлены для презентации и оценкив
рамках выполнения:
– учебных исследований и проектов по учебному предмету «История
России»;
– предметного или междисциплинарного «индивидуального проекта»,
являющегося обязательным для обучающихся 10–11 классов.
Актуальность программы «История Нижегородского края»
Актуальность курса учебного предмета «История Нижегородского края»
обусловлена необходимостью формирования российской гражданской и
культурной идентичности, патриотизма, осознания исторической и культурной
общности различных регионов и народов России.
Создание

программы

продиктовано

необходимостью

реализации

согласованного подхода к преподаванию истории субъекта Российской
Федерации (истории родного края, региональной истории) и выполнения задач
исторического образования и просвещения, нацеливающих школу на:

5

включение изучения региональной истории во внеурочную
деятельность и/или программы воспитания в общеобразовательных
организациях;
– активное привлечение материалов школьных и муниципальных
краеведческих музеев для проведения занятий по региональной истории;
–

формирование многоуровневого восприятия отечественной истории
через обращение не только к истории страны в целом, но к истории своей семьи
и малой родины, родного края и населяющих его народов.
Приоритетное внимание в программе уделено современным подходамк
организации деятельности обучающихся, которые нацеливают их на
активную
поисковую
и
проектно-исследовательскую
деятельность,
формирующую умения работать с многообразными источниками исторической
и современной информации.
Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний,
получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России»
и учебного предмета «География», призвана обеспечить целостное восприятие
отечественной и региональной истории посредством обращения к важнейшим
событиям и знаковым личностям из истории родного края.
–

Цель курса «История Нижегородского края»
Курс имеет историко-просветительскую цель и ориентирован
на формирование российской общегражданской идентичности, понимание
общности исторических судеб различных регионов и народов России,
формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому
и настоящему своей страны на примерах истории родного края, развитие
патриотизма.
Основные задачи курса «История Нижегородского края»
– расширить знания обучающихся, развивать их познавательный интерес
к отечественной истории посредством привлечения внимания к значимым
событиям из истории родного края, к жизнедеятельности выдающихся земляков;
– дать дополнительные, углубленные знания по отечественной истории
и географии, акцентируя внимание обучающихся на особенностях и общности
исторических судеб различных регионов и народов России;

6

способствовать осознанию обучающимися своей социальной
идентичности как жителей своего края и граждан России за счет изучения
региональной и локальной истории;
– формировать у обучающихся многоуровневое восприятие и понимание
отечественной истории через обращение не только к истории страны в целом,но
к истории своей семьи и малой родины, родного края и населяющих его народов;
– формировать у обучающихся понимание «человеческого измерения
истории» посредством изучения жизнедеятельности выдающихся земляков –
деятелей в сферах искусства, науки, экономики, политики и др.;
– формировать у обучающихся способность определять и оценивать
исторический вклад региона и его выдающихся представителей в политическое,
социально-экономическое и культурное развитие России;
– развивать
у обучающихся
навыки
научного исследования
и прогнозирования, картографической интерпретации и реконструкции
исторических событий и явлений посредством привлечения разнообразных
источников и материалов по истории родного края;
– способствовать развитию у обучающихся понимания необходимости
сохранения и приумножения исторического и культурного наследия родного
края, развития его экономического и человеческого потенциала, укрепления его
экологической безопасности;
– формировать у обучающихся чувство гордости историческими
достижениями и лучшими традициями (боевыми, трудовыми, семейными и др.)
своего родного края и малой родины.
–

Место курса «История Нижегородского края»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы
в течение одного учебного года обучающимися 10,11 классов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных
групп образовательных результатов – личностных, метапредметных,
предметных.

7

Программа
носит
историко-просветительскую
и
гражданскопатриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение
следующих целевых ориентиров воспитания на уровне среднего общего
образования:
осознанное принятие обучающимся своей российской гражданской
идентичности
в
поликультурном,
многонациональном
и
–

многоконфессиональном российском обществе;
– понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему народов России, тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического просвещения, российского
национального исторического сознания;
сознательное отношение и проявление обучающимися уваженияк
духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям России
–

в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям
и защитникам Отечества;
– проявление обучающимися уважения к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих на территории родного края и малой родины.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «История Нижегородского края»
Содержание программы «История Нижегородского края» направленона
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
гражданское воспитание: осмысление сложившихся в российской
истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность
гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского
общества;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
– патриотическое
воспитание:
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык
и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческомуи
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России;
– духовно-нравственное воспитание: личностное осмысление и принятие
–

сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовнонравственных ценностей российского народа; понимание значения личного
вклада в построение устойчивого будущего;
– эстетическое воспитание: представление об исторически сложившемся
культурном многообразии своей страны; способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество своего и других народов;
– физическое воспитание: осознание ценности жизни и необходимости ее
сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человекав
исторических обществах и в современную эпоху;
9

трудовое воспитание: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение
к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление
о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;
– экологическое
воспитание: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных
проявлений; сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды;
– ценность научного познания: сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития исторической наукии
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения истории
как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте
предшествующих поколений; овладение основными навыками познания
и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению
учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории.
–

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
– базовые логические действия: формулировать проблему, вопрос,
требующий решения; определять цели деятельности, задавать параметрыи
критерии их достижения; разрабатывать план решения проблемы с учетом
анализа имеющихся ресурсов; выявлять закономерные черты и противоречия
в рассматриваемых явлениях; раскрывать причинно-следственные связи
событий прошлого и настоящего;
– базовые исследовательские действия: владеть навыками учебноисследовательской и проектной деятельности; определять познавательную
задачу, намечать путь ее решения и осуществлять подбор материала;
осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение,
эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
– работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической и географической информации; извлекать, сопоставлять,
10

систематизировать и интерпретировать информацию; высказывать суждениео
достоверности и значении информации источника; создавать текстыв
различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого,
раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать
и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном
тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействияв
школе и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные исследования и проекты по истории на основе региональногоматериала;
определять свое участие в общей работе, координировать свои действия с
другими членами, оценивать полученные результаты и свой вкладв общую
работу.
Универсальные учебные регулятивные действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия
решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); составлять план реализации намеченного алгоритма решения,
корректировать алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации
и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность; оценивать
соответствие результата цели и условиям;
– эмоциональный интеллект: осознавать эмоциональное состояние себя
и других; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы
и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
11

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоение базовых знаний об основных этапах и ключевых событиях
отечественной истории;
– понимание значимости своего края, малой родины в процессах
российской истории;
–

освоение знаний о достижениях и вкладе своего края и населяющих его
народов в историческое развитие страны, а своей малой родины –в
–

историческую судьбу своего края (региона) и страны в целом;
– умение соотносить события истории родного края и истории России,
характеризовать особенности развития культуры народов своего края;
– знание имен выдающихся соотечественников, исторических личностей,
прославивших свой край и малую родину ратным и трудовым героизмом,
достижениями в различных областях деятельности;
– умение в устной и письменной форме составлять описание
(реконструкцию,
интерпретацию,
систематизацию)
исторических
и географических событий, явлений, процессов, хозяйственной деятельности
и образа жизни людей из истории родного края и России;
– умение формулировать и обосновывать собственную точку зренияс
опорой на фактический материал региональной и российской истории;
– владение приемами
оценки значения исторических событий
и деятельности исторических личностей отечественной, в том числе
региональной и локальной истории;
– умение защищать историческую правду, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории.

12

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«История Нижегородского края»
Тема 1. Специфика изучения региональной истории (1 ч)
Связь региональной истории и краеведения. Краеведение как область
науки представляет собой совокупность исторических, географических
и естественно-научных знаний об отдельных местностях страны. Важность
комплексного изучения объектов региональной/локальной истории силами
местного населения с целью познания общества и окружающего мира, осознания
общности исторической судьбы страны и составляющих ее регионов.
Историческое краеведение как средство исторического просвещения,
научно-популяризаторской деятельности и научного познания исторических
явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края.
Историко-биографическая составляющая как важный элемент краеведения.
Изучение достопримечательных (памятных) мест края, связанных со знаковыми
историческими событиями и деятельностью выдающихся земляков, как
важнейший и неотъемлемый элемент историко-краеведческой деятельности.
Важность рассмотрения и понимания региональной истории в контексте
и непосредственной связи с административно-территориальным устройством
Руси – России – СССР (от древности до современности).
Основные источники информации для изучения истории родного края.
Работа с традиционными и цифровыми информационными ресурсами:
специфика поиска, отбора и использования материалов из различных источников
информации (учебные, научные, СМИ, «сетевые» и др.).
Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации
(https://opendata.mkrf.ru/)
как
важный
источник
информациио
достопримечательных местах России и края.
Электронная археологическая карта России (Археолог.РУ) как важнейший
информационный ресурс для изучения археологического наследия страныи
региона. Специфика поиска,
анализа
и отбора информации на
цифровых археологических картах России и регионов (Maps-RF.ru, Russiakarta.ru, Geotree.ru и др.).
Важность комплексного использования потенциала региональных,
муниципальных и школьных краеведческих музеев и библиотек, современных
13

интерактивных цифровых информационных ресурсов (Археолог.РУ, Культура.РФ,
История.РФ, электронные карты регионов и областей России и др.).
Тема 2. Цивилизационное развитие на территории края в периоды древней
и средневековой истории (7 ч)
Мой край в догосударственный период российской истории (до
IХ в. н. э.) (2 ч)
Цивилизационное развитие как поэтапная эволюция социокультурного
развития человечества от присваивающего типа хозяйства к производящему,
от первобытного общественного устройства к древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края до IХ в. н. э. в древних письменных
исторических источниках.
Современная научная информация об истории края до IХ в. н. э.
Географическое расположение и природно-климатические особенности края.
Влияние природного фактора на хозяйственную деятельность местного
населения. Коренные жители на территории края (аборигены, старожилы)
и особенности их общественной организации и культуры. Вопросо
взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в древнейшие времена. Специфика цивилизационного развития
на территории края: этнический состав, общественное устройство,
хозяйственный и бытовой уклады, верования/обычаи, традиции. Факторы,
оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в данный исторический
период: природно-климатические изменения; миграционные процессы; внешние
завоевания и др.
Объекты археологического наследия на
территории
края от
первобытности до IХ н. э. (каменный, бронзовый, железный века) и
связанные с ними процессы и события древнейшей истории.
Мой край в эпоху существования Древнерусского государства
(IХ – начало ХII в.) (2 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края IХ – начала ХII в.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
14

существования Древнерусского государства: этнический состав, общественное
устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции,
фольклор.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона IХ
– начала ХII в.: миграционные процессы; внешние завоевания; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопросо
взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в данный исторический период.
Места ратной (воинской) славы как территории, связанные со значимыми
для региональной истории и истории Руси/России военными сражениямии
включающие в себя мемориальные объекты и фоновые пространства
(ландшафты). Историческая реконструкция как процесс и результат воссоздания
события или объекта материальной и духовной культуры определенной
исторической эпохи, местности. Актуальность и важность сохранения
территории и ландшафтов достопримечательных мест краяи достоверной
исторической реконструкции знаковых событий региональной истории.
Объекты археологического наследия на территории края IX–XII вв.и
связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные
с историческими событиями IX – XII вв.: современное состояние и историкокультурное значение. Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вкладв
историю края и Руси IX – XII вв.
Вопрос о роли личности в истории и его важность для понимания
специфики человеческой истории, ее отличия от природной эволюции.
Мой край в период политической раздробленности (начало ХII – конец
ХV в.) (3 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края с ХII в. по конецХV
в. Специфика цивилизационного развития на территории моего краяв
период политической раздробленности Руси: этнический состав, общественное
(политическое) устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
15

Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
в XII – конце XV в.: природно-климатические изменения; миграционные
процессы; внешние завоевания; внутриполитические процессы; социальноэкономические изменения; культурные нововведения и др. Вопросо
взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в данный исторический период. Историческое значение данного
периода для развития региона.
Объекты археологических раскопок XII – конца XV в. на территории края
и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные
с историческими событиями XII – конца XV в.: современное состояние
и историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки), их вклад в историю края и Руси
XII – конца XV в.
Вопрос об общности исторических судеб прото- и восточнославянских
народов с коренными народами моего края.
Роль и значение моего края в цивилизационном развитии и истории Руси
IX – XV вв.
Тема 3. Исторические события и процессы на территории краяв
Новое время (ХVI – начало ХХ в.) (10 ч)
Мой край в период создания и укрепления централизованного
государства (ХVI – ХVII вв.) (4 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVI – XVII вв.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
централизации: этнический состав, политическое и общественное устройство,
хозяйственный и бытовой уклады, верования, обычаи/традиции, фольклор,
образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие регионав
XVI – XVII вв.: миграционные процессы; внешние завоевания;
внутриполитические
процессы;
социально-экономические
изменения;
культурные нововведения и др. Мой край в период Смутного времени начала
XVII в.: историческое значение данного периода для развития региона.
16

Московская Русь – Россия и мой край XVI – XVII вв.: регион в системе
административно-территориального
управления
единого
Российского
государства,
характер
и
механизмы
взаимоотношений.
Вопрос
о взаимодействии старожилов и переселенцев (пришлых народов) на
территории края в данный исторический период.
Объекты археологического наследия XVI – XVII вв. на территории края
и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные
с историческими событиями XVI – XVII вв.: современное состояние и историкокультурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края
и России XVI – XVII вв.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов,
вошедших в состав единого Российского государства. Роль и значение моего
края в цивилизационном развитии и истории единого Российского государства
(XVI – XVII вв.).
Мой край в период существования Российской империи (XVIII – начало
ХХ в.) (6 ч)
Основные письменные источники для изучения данного периода
региональной истории.
Современная научная информация об истории края XVIII – начала ХХ в.
Специфика цивилизационного развития на территории моего края в период
существования Российской империи: этнический состав, политическоеи
общественное устройство, хозяйственный и бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор, образование, научные знания.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в XVIII –
начале ХХ в.: миграционные процессы; внешние завоевания; политические,
социально-экономические, культурные процессы и реформы. Мой край
во время Отечественной войны 1812 года и в годы Первой мировой войны:
историческое значение данных событий для развития региона.
Российская империя и мой край XVIII – начала ХХ в.: регион в системе
имперского
административно-территориального
управления,
характер
и механизмы взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии
17

старожилов и переселенцев (пришлых народов) на территории края в данный
исторический период.
Объекты археологического наследия XVIII – начала ХХ в. на территории
края и связанные с ними процессы, события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные места на территории края, связанные
с историческими событиями XVIII – начала ХХ в.: современное состояниеи
историко-культурное значение.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в историю края
и России XVIII – начала ХХ в.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов,
вошедших в состав Российской империи. Роль и значение моего края
в цивилизационном развитии и истории Российской империи (XVIII – начало
ХХ в.).
Тема 4. Реалии региональной истории в новейшую историческую эпоху
(начало ХХ – ХХI в.) (13 ч)
Мой край в советский период отечественной истории (1917–1991 гг.)
(7 ч)
Современная научная информация об истории края в 1917–1991 гг.
Специфика социально-экономического, политического и культурного развития
на территории моего края в советский период истории: этнический состав,
политическое и общественное устройство, экономический и бытовой уклады,
образование, наука, художественная культура, народное творчество, верования,
обычаи/традиции.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие регионав
довоенный период (1917–1941 гг.): политические, социально-экономическиеи
культурные реформы советской власти, процессы индустриализации,
коллективизации, «культурной революции». Мой край в период Гражданской
войны: историческое значение данного периода для развития региона.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и ее влияние на историю
региона. Вклад региона в историческую победу СССР над фашистской
Германией и милитаристской Японией. Выдающиеся соотечественники
(земляки) – герои фронта и тыла. Мемориальные объекты и памятные местана
территории края, связанные с увековечиванием боевого и трудового героизма
18

советского народа в Великой Отечественной войне: современное состояниеи
историко-культурное значение. Историческое значение данного периода для
развития региона.
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона
в послевоенный период (1945–1991 гг.): политическое, социальноэкономическое и культурное реформаторство в СССР, процессы урбанизации
и научно-технической революции. Историческое значение данного периода для
развития региона.
СССР и мой край в 1917–1991 гг.: регион в системе административнотерриториального управления союзного государства, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра. Вопрос о взаимодействии старожилови
переселенцев на территории края в советский период истории.
Выдающиеся соотечественники (земляки) и их вклад в послевоенную
историю края и СССР.
Вклад моего края в социально-экономическое развитие СССР
в 1945–1991 гг.: достижения региона в сферах социального, промышленноиндустриального, аграрного, научно-технологического, инфраструктурного
развития.
Вклад моего края в многонациональную культуру СССР и РСФСР:
достижения региона в сферах межнациональных отношений, науки,
образования, литературы, театра, кинематографа, музыки, спорта и др.
Вопрос об общности исторических судеб народов моего края и народов,
вошедших в состав СССР: исторический феномен «советский народ».
Тема 5. Современная история моего региона (1992 – начало 2020-х гг.) (6 ч)
Факторы, оказавшие наибольшее влияние на развитие региона в 1990-е
годы: политические, социально-экономические и культурные реформы и их
результаты. Мой край 1990-х гг.: историческое значение данного периода
для развития региона.
Специфика
социально-экономического,
политического
и социокультурного развития на территории моего края в 2000–2013 гг.
Сравнительный анализ показателей демографического, финансового,
промышленного, аграрного развития региона с 1990-ми годами. Изменения,
произошедшие в структуре и занятости населения края, в уровне жизни жителей
региона.
19

Основные направления и характерные черты социально-экономического,
политического и социокультурного развития на территории моего края
с 2014 года по настоящее время. Сравнительный анализ показателей развития
региона с 1990-ми и 2000–2013 годами. Изменения, произошедшие в уровне
жизни жителей региона. Результаты участия региона в национальных проектах
и федеральных программах. Факторы, оказывающие наибольшее позитивноеи
негативное влияние на развитие региона в настоящее время. Вопросо
социальной эффективности реализуемых в регионе проектов и программ.
Мой край в системе административно-территориального управления
Российской Федерации: характер и механизмы взаимоотношений регионаи
центра. Вопрос о взаимодействии старожилов и переселенцев на территории
края с 1990-х гг. по настоящее время. Ресурсный потенциал (природный,
трудовой, материальный, финансовый и пр.) и перспективные направления
развития региона в 2020-х – 2030-х гг.
Ими годиться край, ими гордиться Россия: выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в современную историю региона и страны. Мемориальные
объекты на территории края, связанные с увековечением памяти воинов – героев
и участников военных действий и освободительных миссий России
в 1992–2020-х гг. Важность проявления уважения к героизму, мужеству и
самоотверженности граждан независимо от сферы их деятельности.
Вклад моего края в цивилизационное развитие России в 1990-е – 2020-е гг.:
достижения региона в сферах социального, промышленно-индустриального,
аграрного, научно-технологического, инфраструктурного развития, в сферах
межнациональных отношений, науки, образования, литературы, театра,
кинематографа, музыки, спорта и др.
Тема 6. «Мой край: прошлое – настоящее – будущее» (3 ч)
Ученическая конференция
Историческое прошлое, современное состояние и перспективы развития
родного края.

20

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Темы
Специфика изучения
региональной
истории

Количество
часов
1

Основное содержание

Основные виды деятельности
обучающихся

Региональная история как
междисциплинарная отрасль
исторического познания.
Краеведение как область
исторических, географических и
естественно-научных знаний

Давать определение понятиям/
терминам: региональная история;
краеведение; историческое
краеведение; регион;
достопримечательное (памятное)
место.

об отдельных местностях страны.
Изучение достопримечательных
(памятных) мест края как
неотъемлемый элемент историкокраеведческой деятельности.

Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов
по теме.
Характеризовать современное
состояние региона как субъекта
Российской Федерации
(административные границы,
численность и состав населения).
Давать аргументированную оценку

Мой край в современную эпоху как
один из 89 субъектов Российской
Федерации.
Основные источники информации
для изучения истории родного края

тезисам о необходимости:

21

– комплексного изучения объектов
региональной/локальной истории
силами местного населения;
– рассмотрения и понимания
региональной истории в связи
с административнотерриториальным устройством Руси
– России – СССР;
– целенаправленного изучения
достопримечательных (памятных)
мест края, связанных со знаковыми
историческими событиями и
жизнедеятельностью выдающихся
земляков;
– комплексного использования
потенциала региональных,
муниципальных и школьных
краеведческих музеев и библиотек,
современных интерактивных
цифровых информационных
ресурсов.

22

Оценивать информационную
ценность традиционных и цифровых
источников по истории родного края,
приводить аргументы использования
того или иного источника
информации
2

Цивилизационное
развитие
на территории края
в периоды древней
и средневековой
истории

7

Цивилизационное развитие
от присваивающего типа хозяйства
к производящему, от первобытного
общественного устройства
к древнейшим типам цивилизации.
Информация об истории края
до IХ в. н. э. в древних письменных
исторических источниках.
Современная научная информация
об истории края до IХ в. н. э.
Влияние природного фактора
на хозяйственную деятельность
местного населения. Коренные
жители и особенности их
общественной организации и
культуры

Давать определение понятиям/
терминам: первобытность;
цивилизация; цивилизационное
развитие; объект археологического
наследия; исторический источник.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов
и единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения
об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в древнейшие времена (до IХ в. н. э.)
в цифровом формате в виде тезисов,
таблиц, схем, инфографики.

23

Специфика цивилизационного
развития на территории края:
этнический состав, общественное
устройство, хозяйственный
и бытовой уклады, верования/
обычаи, традиции.
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края: природноклиматические изменения;
миграционные процессы и др.
Объекты археологических раскопок
на территории края
от первобытности до IХ н. э.
(каменный, бронзовый, железный
века) и связанные с ними процессы
и события древней и средневековой
истории

Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов
и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в древнейшие
времена (до IХ в. н. э.).
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию
и картографическую интерпретацию)
важных процессов в истории края
с первобытности до IХ в. н. э. в виде
плана-схемы, карты.
Оценивать историко-культурную
ценность объектов археологического

Основные письменные источники
для изучения региональной истории

наследия края в древнейшие времена
(до IХ в. н. э.), формулировать
и обсуждать предложения/проекты
по их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации)
Давать определение понятиям/
терминам: Древнерусское

IХ – начала ХII в.

государство, мемориальный объект;

24

Современная научная информация
об истории края в IХ – начале ХII в.
Специфика цивилизационного
развития края в период
Древнерусского государства:
этнический состав, общественное
устройство, хозяйственный
и бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор.
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в IХ – начале ХII в.:
миграционные процессы; внешние
завоевания; социальноэкономические изменения;
культурные нововведения и др.
Объекты археологического наследия
на территории края IX – XII вв. и
связанные с ними процессы,
события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края,
связанные с историческими

историческая личность,
историческая реконструкция.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов
и единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения
об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в период существования
Древнерусского государства
(IX–XII вв.) в цифровом формате
в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных процессов в истории края
IX–XII вв. в виде плана-схемы,
карты.
Давать аргументированную оценку

25

событиями IX – XII вв.: современное
состояние и историко-культурное
значение.
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края
и Руси IX–XII вв.

Основные письменные источники
для изучения региональной истории
ХII – конца ХV в.
Современная научная информация
об истории края с ХII по конец ХV в.
Специфика цивилизационного
развития на территории моего края

тезисам о необходимости:
– сохранения территории
и ландшафтов достопримечательных
мест края и достоверной
исторической реконструкции
знаковых событий региональной
истории;
– целенаправленного изучения
вопроса о роли личности в истории
применительно к каждому этапу
цивилизационного/исторического
развития
Давать определение понятиям/
терминам: политическая
раздробленность; ордынское
нашествие; ордынский период
русской истории.

Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
в период политической
информации, раскрывающей
раздробленности Руси: этнический
значение основных терминов
состав, общественное (политическое) и единиц содержания по теме.

26

устройство, хозяйственный
и бытовой уклады, верования,
обычаи/традиции, фольклор,
образование, научные знания.
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в XII – конце XV в.:
природно-климатические изменения;
миграционные процессы; внешние
завоевания; внутриполитические
процессы; социально-экономические
изменения; культурные
нововведения и др.
Объекты археологического XII –
конца XV в. на территории края
и связанные с ними процессы,
события, исторические личности.
Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
с историческими событиями
XII –конца XV в.: современное
состояние и историко-культурное
значение. Выдающиеся

Систематизировать сведения
об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в период политической
раздробленности Руси
(ХII – конец ХV в.) в цифровом
формате в виде тезисов, таблиц,
схем, инфографики.
Производить
визуализацию
(историческую реконструкцию и
картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов
в истории края ХII – конца ХV в.
в виде плана-схемы, карты.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов и
переселенцев (пришлых народов)
на территории края в IX–ХV вв.
Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края IX–ХV вв. по схеме
«биография – личные качества –

27

соотечественники (земляки), их
вклад в историю края и Руси XII –
конца XV в.
Вопрос об общности исторических
судеб прото- и восточнославянских
народов с коренными народами
моего края.
Роль и значение моего края
в цивилизационном развитии
и истории Руси IX–XV вв.

деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.)
Приводить примеры наиболее
известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест
и мемориальных объектов края
со значимыми процессами и
событиями в российской истории
IX–ХV вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов и
объектов археологического наследия
края IX – ХV вв., формулировать
и обсуждать предложения/проекты
по их сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:

28

– об общности исторических судеб
прото- и восточнославянских
народов с коренными народами
моего края в периоды древней
и средневековой истории;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии
и истории Руси IX–XV вв.
Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности
по региональной истории
с древности до конца XV в. в виде
мини-исследования и мини-проекта
для публичной презентации
и обсуждения
3

Исторические
события и процессы
на территории края
в Новое время
(ХVI – начало ХХ в.)

10

Основные письменные источники
для изучения региональной истории
XVI–XVII вв.
Современная научная информация
об истории края XVI–XVII вв.
Специфика цивилизационного
развития края в период создания

Давать определение понятиям/
терминам: централизованное
государство; сословнопредставительная монархия;
Смутное время; Земский собор.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение

29

и укрепления единого Российского
государства.
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в XVI–XVII вв.
Мой край в период Смутного
времени начала XVII в.:
историческое значение данного
периода для развития региона.
Московская Русь – Россия и мой

информации, раскрывающей
значение основных терминов
и единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения
об особенностях и факторах

край XVI–XVII вв.: регион в системе
административно-территориального
управления единого Российского
государства, характер и механизмы

цивилизационного развития края
в период единого Российского
государства (XVI–XVII вв.)
в цифровом формате в виде тезисов,
таблиц, схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию
и картографическую интерпретацию)

взаимоотношений

важных событий и процессов

Объекты археологического
наследия XVI–XVII вв. края

в истории края XVI–XVII вв. в виде
плана-схемы, карты.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов
и переселенцев (пришлых народов)

и связанные с ними процессы,
события, исторические
личности.
Мемориальные объекты и памятные
места края, связанные
с историческими событиями

на территории края в XVI–XVII вв.
Составлять краткое письменное
описание деятельности

30

XVI–XVII вв.: современное
состояние и историко-культурное
значение
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю края
и России XVI–XVII вв.
Вопрос об общности исторических
судеб народов края и народов,
вошедших в состав единого
Российского государства.
Роль и значение моего края
в цивилизационном развитии
и истории единого Российского
государства XVI–XVII вв.

выдающихся земляков края
XVI–XVII вв. по схеме
«биография – личные качества –
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест ратной славы края,
раскрывать связь памятных мест
и мемориальных объектов края
со значимыми процессами
и событиями в российской истории
XVI–XVII вв.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов
и объектов археологического
наследия края XVI – XVII вв.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты
по их сохранению и развитию

31

(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав единого
Российского государства;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии
и истории России XVI–XVII вв.
Основные письменные источники
для изучения региональной истории
XVIII – начала ХХ вв.
Современная научная информация
об истории края XVIII – начала ХХ в.
Специфика цивилизационного
развития на территории края
в период Российской империи.
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в XVIII –
начале ХХ в.

Давать определение понятиям/
терминам: империя; самодержавие;
Просвещение; Отечественная война;
думская монархия; революция;
Первая мировая война.
Осуществлять поиск, критический
анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов
и единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения

32

Мой край во время Отечественной
войны 1812 года и в годы Первой
мировой войны: историческое
значение данных событий

об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в период Российской империи
(XVIII – начало ХХ в.) в цифровом

для развития региона.
Мой край в системе имперского
административно-территориального
управления, характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра
в XVIII – начале ХХ в.

формате в виде тезисов, таблиц,
схем, инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию
и картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов
в истории края XVIII – начала ХХ в.
в виде плана-схемы, карты.
Характеризовать особенности

Объекты археологического наследия
XVIII – начала ХХ в. на территории
края и связанные с ними процессы,
события, исторические личности

взаимодействия старожилов

Мемориальные объекты и памятные
места на территории края, связанные
с историческими событиями
XVIII – начала ХХ в.: современное
состояние и историко-культурное

и переселенцев (пришлых народов)
на территории края в XVIII –
начале ХХ в.

значение

земляков края XVIII – начала ХХ в.
по схеме «биография – личные
качества – деятельность»,

Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в историю

Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся

33

края и России XVIII –
начала ХХ в.
Вопрос об общности исторических
судеб народов края и народов,
вошедших в состав Российской
империи.
Роль и значение моего края
в цивилизационном развитии
и истории Российской империи
XVIII – начала ХХ в.

сопровождая текст иллюстрациями
(портреты, живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест
и мемориальных объектов края
со значимыми процессами
и событиями в российской истории
XVIII – начала ХХ в.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов
и объектов археологического
наследия края XVIII – начала ХХ в.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:

34

– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав Российской
империи;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии и
истории России XVIII – начала ХХ в.
Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности
по региональной истории с XVI
по начало ХХ в. в виде миниисследования и мини-проекта
для публичной презентации
и обсуждения
4

Реалии региональной
истории в новейшую
историческую эпоху
(начало ХХ – ХХI в.)

13

Современная научная информация
об истории края 1917–1991 гг.
Специфика социальноэкономического, политического
и культурного развития края
в советский период истории.
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в довоенный

Давать определение понятиям/
терминам: социализм; советская
власть; индустриализация;
коллективизация; культурная
революция; Великая Отечественная
война; советский народ; научнотехническая революция.
Осуществлять поиск, критический

35

период (1917–1941 гг.). Мой край
в период Гражданской войны
Великая Отечественная война
1941–1945 гг. и ее влияние
на историю региона. Вклад региона
в историческую победу СССР
над фашистской Германией
и милитаристской Японией.
Выдающиеся земляки – герои
фронта и тыла. Мемориальные
объекты и памятные места
на территории края, связанные
с увековечиванием боевого
и трудового героизма советского
народа в Великой Отечественной
войне
Факторы, наиболее влиявшие
на развитие края в послевоенный
период (1945–1991 гг.).
Историческое значение данного
периода для развития региона.
Мой край в системе

анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей
значение основных терминов
и единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения
об особенностях и факторах
цивилизационного развития края
в советский период истории
(1917–1991 гг.) в цифровом формате
в виде тезисов, таблиц, схем,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию
и картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов
в истории края 1917–1991 гг. в виде
плана-схемы, карты, виртуальной
экскурсии.
Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов
и переселенцев на территории края
в 1917–1991 гг.

36

административно-территориального
управления СССР и РСФСР
в 1917–1991 гг.

Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся
земляков края 1917–1991 гг.
по схеме «биография – личные
Выдающиеся соотечественники
(земляки) и их вклад в послевоенную качества – деятельность»,
историю края и СССР
сопровождая текст иллюстрациями
(портреты, живописные изображения
Вклад моего края в социальноисторических событий, фото
экономическое развитие СССР
в 1945–1991 гг.: достижения региона исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
в сферах социального,
известных мест воинской славы края,
промышленно-индустриального,
аграрного, научно-технологического, раскрывать связь памятных мест
и мемориальных объектов края
инфраструктурного развития
Вклад моего края
в многонациональную культуру
СССР и РСФСР: достижения региона
в сферах межнациональных
отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,

со значимыми процессами

музыки, спорта и др.

мест края 1917–1991 гг.,
формулировать и обсуждать

Вопрос об общности исторических
судеб народов моего края и народов,

и событиями в советской истории
1917–1991 гг.
Оценивать историко-культурную
ценность мемориальных объектов
и достопримечательных (памятных)

предложения/проекты по их

37

вошедших в состав СССР:
исторический феномен «советский
народ»

сохранению и развитию
(реставрации, реконструкции,
модернизации).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов,
вошедших в состав СССР и РСФСР;
– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии
и истории СССР и РСФСР

Факторы, оказавшие наибольшее
влияние на развитие региона
в 1990-е годы: политические,
социально-экономические
и культурные реформы и их
результаты.

Давать определение понятиям/
терминам: парламентаризм;
федерализм; вертикаль власти;
национальные проекты; Крымская
весна.
Осуществлять поиск, критический

Мой край в период 1990-х гг.

анализ, отбор и обобщение
информации, раскрывающей

Специфика социальноэкономического, политического
и социокультурного развития
на территории моего края

значение основных терминов
и единиц содержания по теме.
Систематизировать сведения

38

в 2000–2013 гг.: изменения,
произошедшие в структуре
и занятости населения края, в уровне
жизни жителей региона
Основные направления, характерные
черты и результаты социальноэкономического, политического
и социокультурного развития
на территории моего края с 2014 г.
по настоящее время. Факторы,
оказывающие наибольшее
позитивное и негативное влияние
на развитие региона в настоящее
время
Мой край в системе
административно-территориального
управления Российской Федерации:
характер и механизмы
взаимоотношений региона и центра,
взаимодействие старожилов
и переселенцев.
Ресурсный потенциал (природный,

об особенностях и факторах
цивилизационного развития
края в новейший период истории
России (1992 – начало 2020-х гг.)
в цифровом формате в виде
тезисов, таблиц, схем, инфографики.
Проводить сравнительный анализ
показателей демографического,
финансового, промышленного,
аграрного развития региона
на различных этапах (1990-е годы,
2000–2013 гг., 2014 –
начало 2020-х гг.), фиксировать его
результаты в виде таблицы,
инфографики.
Производить визуализацию
(историческую реконструкцию
и картографическую интерпретацию)
важных событий и процессов
в истории края 1992– начала 2020-х
гг. в виде плана-схемы, карты,
виртуальной экскурсии.

39

трудовой, материальный,
финансовый и пр.) и перспективные
направления развития региона
в 2020-х – 2030-х гг.

Характеризовать особенности
взаимодействия старожилов
и переселенцев на территории края
в 1992 – начале 2020-х гг.

Ими годиться край, ими гордиться
Россия: выдающиеся
соотечественники (земляки) и их
вклад в современную историю
региона и страны. Мемориальные
объекты на территории края,

Составлять краткое письменное
описание деятельности выдающихся

связанные с увековечением памяти
героев и участников военных
действий и освободительных миссий
России 1992–2020-х гг.
Вклад края в цивилизационное
развитие России в 1990-е – 2020-е
гг.: достижения региона в сферах
социального, промышленноиндустриального, аграрного, научнотехнологического,
инфраструктурного развития,
в сферах межнациональных

земляков края
1992 – начала 2020-х гг. по схеме
«биография – личные качества –
деятельность», сопровождая текст
иллюстрациями (портреты,
живописные изображения
исторических событий, фото
исторических документов и др.).
Приводить примеры наиболее
известных мест воинской славы края,
раскрывать связь памятных мест
и мемориальных объектов края
со значимыми процессами
и событиями в истории России
1992 – начала 2020-х гг.
Оценивать историко-культурную

40

отношений, науки, образования,
литературы, театра, кинематографа,
музыки, спорта и др.

ценность мемориальных объектов
и достопримечательных (памятных)
мест края 1992 – начала 2020-х гг.,
формулировать и обсуждать
предложения/проекты по их
развитию (модернизации,
презентации и популяризации
в Интернете и СМИ и др.).
Давать аргументированную оценку
тезисам:
– о важности проявления уважения
к героизму, мужеству и
самоотверженности граждан,
независимо от сферы их
деятельности;
– о социальной эффективности
реализуемых в крае проектов
и программ (федеральных,
региональных, муниципальных);
– об общности исторических судеб
народов моего края и народов
современной России;

41

– о важных роли и значении края
в цивилизационном развитии
и истории современной России.
Представлять результаты поисковоисследовательской деятельности
по региональной истории
ХХ – начала ХХI в. в виде миниисследования и мини-проекта
для публичной презентации
и обсуждения
5

Ученическая
конференция
«Мой край:
прошлое –
настоящее –
будущее»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3

Проблематика ученической
конференции «Мой край: прошлое –
настоящее – будущее»: яркие
исторические страницы,
современное состояние и
перспективы развития моего региона

Презентация и обсуждение
индивидуальных учебных
исследований и проектов,
подготовленных в рамках тематики
программы курса внеурочной
деятельности «Мой край в истории
Отечества»

34

42

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Тема урока

Количество
часов
Всего

Дата изучения
по плану

1

1.Специфика изучения истории
Нижегородского края

1

по факту

04.09.

2.Цивилизационное развитие на территории края в периоды древней и средневековой истории(7 ч)
2

Наш край в древности.

1

11.09.

3

Наш край в энеолите и бронзовом веке
Традиционное хозяйство коренного
населении Поволжья.
Поволжье в железном веке

1

18.09.

1

25.09.

1

02.10.

1

09.10.

1

16.10.

1

23.10.

4
5
6
7
8

Поволжье в системе мировой торговли
Поволжье в системе мировой торговли.
Образование Нижегородского княжества.

3.Исторические события и процессы на территории края в Новое время(ХVI–начало ХХ в.) (10 ч)
9

Вхождение Нижегородской земли в

1

30.10.
43

10
11
12
13
14
15
16
17
18

сферу слияния Московского государства
Народы Поволжья в ХVI в.
Занятия народов Поволжья в 16 в.
Первые русские города в Поволжье.
Нижегородское княжество в составе
Русского государства на рубеже VIХVIIвв.
Нижегородская земля под властью
Русского государства в ХVIIв.
Русское население Поволжья в ХVIIв.
Коренное население Поволжья в первой
трети ХVIIв.
Судьба купцов Нижегородской земли.
Язычество и христианство на землях
Поволжья.

1

13.11.

1

20.11.

1

27.11.

1

04.12.

1

11.12.

1

18.12.

1

25.12.

1

15.01.

1

22.01.

4.Реалии региональной истории в новейшую историческую эпоху(началоХХ–ХХIв.) (13 ч)

19

20

Начало коренных перемен.
Административная система и
национальная политика в первые
десятилетия советской власти
Проблемы развития народного хозяйства
и культурные преобразования в
Поволжье.

1

29.01.

1

05.02.
44

21
22
23
24
25

Великая война в судьбе края
Великая война в судьбе края
Участие земляков в боевых действиях
Послевоенные трудовые будни.
Экономическое развитие, образование,
медицина, культура
Ими годиться край, Россия

29

Экономическое развитие Поволжского
округа в середине 1960-1980 годы
Социальное развитие округа в середине
1960-1980 годы
Становление округа как субъекта
Российской Федерации
Социальный портрет современной
Поволжья.

30

На пути в будущее, надежды и
реальность

26
27
28

31
32

1

Мой край в системе административнотерриториального управления
Российской Федерации
5. «Мой край – прошлое,
настоящее и будущее»

12.02.
19.02.

1

26.02.

1

04.03.

1

11.03.

1

18.03.

1

01.04.

1

08.04.

1

15.04.

1

22.04.

1

27.04.

3

06.05.
45

Ученическая конференция.
Ученическая конференция
33
«Мой край: прошлое –настоящее–
будущее»
Ученическая конференция
34
«Мой край: прошлое –настоящее –
будущее»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

13.05.

1

20.05.

34

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».