Приложение 9 РП Финансовая грамотность

1

Приложение 9
к ООП СОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовую основу настоящей примерной образовательной
программы

по

учебному

курсу

«Финансовая

грамотность.»

составляют

следующие документы:
федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017
года №2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в
Российской Федерации на период 2017-2024 годы;
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования.
Цели и задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность.
Цифровой мир»
В рамках учебного предмета «Финансовая грамотность» предполагается
обучение учащихся финансовой грамотности с учетом их потребностей в
финансовой социализации, опыта взаимодействия с миром финансов.
Значительное внимание в процессе обучение уделяется формированию
компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации
из различных источников, решению финансовых задача на грамотный и
обоснованный выбор финансовых услуг, продуктов и способов их оформления и
использования, в том числе в цифровом формате. Содержание программы
ориентировано на дополнение основных общественно-научных предметов, таких
как: обществознание, история, география и нацелено на формирование
финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов на базовом уровне в
пределах познавательных способностей и потребностей молодых людей и
девушек 16—18 лет.

2

В соответствии с этим в курсе «Финансовая грамотность» актуализируются
следующие цели:
Цели обучения:
•

приобретение опыта решения задач на управление личными
финансами учащимися 10—11 классов на основе практикоориентированного

подхода

с

применением

современных

информационных и цифровых технологий;
•

формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов
для принятия аргументированных решений на основе альтернатив в
цифровом мире.

Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих
задач:
• раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике;
• познакомиться с практикой использования различных, в том числе
цифровых денег;
• освоить механизм управления личными финансами;
• изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в
современной экономике;
• познакомиться с процессами кредитования и заимствования в
современной экономике;
• рассмотреть возможности применения современных, в том числе
цифровых технологий в процессе финансового планирования;
• определить возможности формирования современной личности как
условия поиска себя в динамично меняющимся мире;
• исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса
Результаты изучения учебного предмета «Финансовая грамотность» на
уровне среднего общего образования должны быть ориентированы на
применение знаний, умений в учебных ситуациях и реальных жизненных
условиях и отражать:

3

Личностные результаты обучения:
предполагающие
финансовых

формирование

решений

взаимодействия

с

в

сфере

финансовыми

самостоятельности
управления

при

личными

организациями,

что

принятии

финансами

и

реализуется

посредством:
• осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия
ответственных решений;
• личной оценки действий субъектов финансовых отношений;
• овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их
моделирования в виде игровых ситуаций;
• готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
• готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире,
для принятия финансовых решений.
Метапредметные результаты обучения, включающие:
Познавательные:
• освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся
условиях;
• организация сбора, обработки, анализа информации в различных формах;
• овладение методами сравнения, обобщения, классификации,
формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;
• установление причинно-следственных связей, логической цепи
рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий;
• формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные:
• постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой
проблемы;
• прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их
стоимости, функций, видов;
• оценка достоинств и недостатков использования цифровых технологий
при достижении финансовых целей;
• контроль результатов использования, выбранного способа достижения
финансовых целей;
• корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния

4

различных факторов;
• оценка результатов реализации принятого финансового решения.
Коммуникативные:
• инициирование

сотрудничества

в

поиске

и

сборе

финансовой

информации;
• планирование, определение функций и способов взаимодействия
обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для
успешного решения финансовых вопросов;
• выявление проблем в области управления личными;
• выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных
финансовых ситуациях;
• участие дискуссиях по финансовым вопросам, аргументация своей точки
зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
• представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в
форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.
Предметные результаты обучения:
освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство сферы
финансов в глобальном цифровом мире и способов действия человека в нем, в
частности:

человеческий

капитал,

инвестирование,

роботизация,

искусственный интеллект, компетенции будущего, Hard skills и Soft skills.
Деньги, природа цифровых денег, инфляция и дефляция, волатильность,
банковские карты, мобильный интернет-банк, электронные деньги и
кошельки. Телефонное и интернет-мошенничество. Потребности, желания,
финансовая цель, активы и пассивы, осознанные расходы, источники дохода
физического лица, правила составления финансового плана, финансовая
«подушка безопасности». Маховик сбережений. Депозит, простые и сложные
проценты,

накопительный

счёт,

система

страхования

вкладов,

инвестирование, финансовые активы, облигации, акции, государственные и
корпоративные облигации, Производный финансовый инструмент, опционы,
фьючерсы,

квалифицированный

инвестор,

брокер,

индивидуальный

инвестиционный счёт, стратегия инвестирования, принципы финансовых
пирамид. Коммерческий банк, микрофинансовые организации, кредит,
кредитные карты, автокредитование, ипотека, кредитная история, кредитный

5

договор, банкротство физических лиц. Идентификация, персональные
данные,

традиционная

и

биометрическая

защита,

единая

система

идентификации и аутентификации, налоговая система, налог на имущество,
налог на доходы физических лиц, транспортный налог, социальные услуги и
льготы, пенсионная система, страховая и накопительная части пенсии.
Стартап, бизнес-план, бизнес-идея, маркетинговая стратегия, финансовый
план. освоение предметных умений, включающих умения вести финансовые
расчёты, в том числе с использованием цифровых ресурсов и использовать
различную финансовую информацию для принятия решений. освоение
компетенций финансовой грамотности:
• оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных
компетенций;
• планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills.
• различить разные типы денег, понимать сущность происходящих
процессов изменения стоимости денег, определять безопасность
операций;
• формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
• составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой
«подушки безопасности»;
• оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т. д.;
• видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их
возможности применения;
• различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать
наиболее выгодный вариант использования услуг по заимствованию
денег;
• оценивать

условия

предоставления

финансовых

услуг,

видеть

возможные последствия;
• понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный

6

выбор наиболее подходящих услуг;
• понимать

принципы

работы

налоговой

и

пенсионной

систем,

пользоваться сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР;
• отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них;
• пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
• защищать персональную информацию различными способами;
• понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые
ресурсы и представлять возможные риски; формулировать идею
стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от
конкретных условий);
• принимать осознанные решения при совершении операций с денежными
средствами, использовать на практике дистанционные средства
управления финансами;
• оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые
активы и человеческий капитал;
• расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами;
• оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в
конкретных жизненных обстоятельствах;
диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Раздел 1. Личность в мире будущего
Знание и понимание
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий
капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект.
Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills.
Способы деятельности:
• оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных
компетенций
• оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и
человеческий капитал

7

• планировать инвестиции в себя и развитие . Hard skills и Soft skills.
Раздел 2. Деньги в цифровом мире
Знание и понимание
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и
дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный интернет-банк.
Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг.
Фишинг. Снифферинг.
Способы деятельности:
• различить разные типы денег, понимать сущность происходящих
процессов изменения стоимости денег, определять безопасность
операций
• отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них
• принимать осознанные решения при совершении операций с денежными
средствами,

использовать

на

практике

дистанционные

средства

управления финансами
Раздел 3. Моделирование личных финансов
Знание и понимание
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные
потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы.
Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила
составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности». Способы
деятельности:
• формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
• расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами
• составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой
«подушки безопасности»
Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования Знание и понимание
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит).
Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства.

8

Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы.
Облигации.

Акции.

Производный

Государственные

финансовый

и

корпоративные

инструмент.

Опционы.

облигации.
Фьючерсы.

Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный
счёт.

Стратегия

Диверсификация

инвестирования.
инвестиционного

Доходность.
портфеля.

Рыночные

Принципы

риски.

финансовых

пирамид в цифровом мире.
Способы деятельности:
• видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг
• понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их
возможности применения
• оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные
последствия их использования
• понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный
выбор наиболее подходящих услуг
• оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в
конкретных жизненных обстоятельствах
• диагностировать действия организации как финансовой
пирамиды Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования
Знание и понимание
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека.
Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик.
Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита.
Банкротство физических лиц.
Способы деятельности:
• оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т. д.;
• видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
• различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать
наиболее выгодный вариант использования услуг по заимствованию
денег;
• оценивать

условия

предоставления

финансовых

услуг,

видеть

9

возможные последствия;
Раздел 6. Сотрудничество с государством Знание и понимание
Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина.
Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая
система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством.
Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на
доходы физических лиц. Транспортный налог.
Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и
пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части
пенсии. Новая пенсионная формула.
Способы деятельности:
• понимать принципы работы налоговой и пенсионной систем, пользоваться
сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР
• пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги
• защищать персональную информацию различными способами
Раздел 7. Создайте свой стартап Знание и понимание
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес- идея.
Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей.
Принятие решений в ситуации неопределённости.
Способы деятельности:
• понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и
представлять возможные риски;
• формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в
зависимости от конкретных условий)

10

Тематическое планирование курса «Финансовая грамотность» 10 классе
№
Тема урока
урока
Раздел 1. Личность в мире будущего (8ч)
Введение
1
2
Планируйте жизнь на перспективу
3
Скорость жизни в цифровом мире
Инвестируй в себя
4
5
Найди себя в профессии будущего
6
Приобретении компетенции будущего
7-8 Практическая работа
Раздел 2. Деньги в цифровом мире (12ч)
9-10 Эволюция денег. Природа цифровых денег
11-12 Стоимость денег во времени
13-14 Управляй деньгами дистанционно
15-16 Мобильный банк и электронный кошелек
17-18 Риски и мошенники
19-20 Практическая работа
Раздел 3. Моделирование личных финансов(8ч)
21 Определите финансовые цели. Потребности и желания
22 Ставим правильно финансовые цели
23 Управляйте доходами и расходами
24 Страхование рисков
25-26 Осознанные расходы и запланированные доходы
27-28 Практическая работа
Раздел 4.Инструменты сбережения и инвестирования(12ч)
29-30 Сберегайте надежно. Маховик сбережений.
31 Учитывайте гарантии государства
32-33 Инвестируйте с умом
34 Итоговое занятие

11

Тематическое планирование курса «Финансовая грамотность» 11 классе
Тема урока
№
урока
Раздел 4.Инструменты сбережения и инвестирования(12ч)
1
Инвесторы на финансовом рынке
2-3 Выберите стратегию инвестирования
4
Остерегайте финансовых пирамид
5
Мошенники в цифровом мире
6
Практическая работа
Раздел 5.Инструменты кредитования и заимствования (12ч)
7-8 Выбираем цели кредитования разумно
9-10 Автокредитование. Ипотека
11-13 Критерии оценки заемщика
14-16 Изучите условия кредита и займа
17-18 Практическая работа
Раздел 6.Сотрудничество с государством(8ч)
19-20 Взаимодействуй с государством грамотно
21-22 Связь гражданина с государством
23 Получайте выгоду от поддержки государства
24 Создайте свою пенсию
25-26 Практическая работа
Раздел 7. Создание стартапа (6 ч)
27 Идеи для стартапа
28-29 План нужен всегда
30 Учитесь принимать решения
31 Практическая работа
32-33 Защита проектов
34 Итоговое занятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».