РП Финансовая грамотность 10-11 класс 24-25

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ Воскресенская СШ

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим
советом

Директор

________________________

_______________________

МОУ Воскресенская СШ
Протокол №1 от «28»
августа 2024 г.

Зеленов А.А.
Приказ №307 (О) от «28»
августа 2024 г.

_

Рабочая ПРОГРАММА
По предмету «Финансовой грамотность»
для 10 -11класса

Составила:
Учитель обществознания:
Михайлова Е.А

р.п. Воскресенское 2024

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовую основу настоящей примерной образовательной
программы

по

учебному

курсу

«Финансовая

грамотность.»

составляют

следующие документы:
федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017
года №2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в
Российской Федерации на период 2017-2024 годы;
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования.
Цели и задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность.
Цифровой мир»
В рамках учебного предмета «Финансовая грамотность» предполагается
обучение учащихся финансовой грамотности с учетом их потребностей в
финансовой социализации, опыта взаимодействия с миром финансов.
Значительное внимание в процессе обучение уделяется формированию
компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации
из различных источников, решению финансовых задача на грамотный и
обоснованный выбор финансовых услуг, продуктов и способов их оформления и
использования, в том числе в цифровом формате. Содержание программы
ориентировано на дополнение основных общественно-научных предметов, таких
как: обществознание, история, география и нацелено на формирование
финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов на базовом уровне в
пределах познавательных способностей и потребностей молодых людей и
девушек 16—18 лет.
В соответствии с этим в курсе «Финансовая грамотность» актуализируются
следующие цели:
Цели обучения:

3

•

приобретение опыта решения задач на управление личными
финансами учащимися 10—11 классов на основе практикоориентированного

подхода

с

применением

современных

информационных и цифровых технологий;
•

формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов
для принятия аргументированных решений на основе альтернатив в
цифровом мире.

Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих
задач:
• раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике;
• познакомиться с практикой использования различных, в том числе
цифровых денег;
• освоить механизм управления личными финансами;
• изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в
современной экономике;
• познакомиться с процессами кредитования и заимствования в
современной экономике;
• рассмотреть возможности применения современных, в том числе
цифровых технологий в процессе финансового планирования;
• определить возможности формирования современной личности как
условия поиска себя в динамично меняющимся мире;
• исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса
Результаты изучения учебного предмета «Финансовая грамотность» на
уровне среднего общего образования должны быть ориентированы на
применение знаний, умений в учебных ситуациях и реальных жизненных
условиях и отражать:
Личностные результаты обучения:
предполагающие
финансовых

формирование

решений

в

сфере

самостоятельности
управления

личными

при

принятии

финансами

и

4

взаимодействия

с

финансовыми

организациями,

что

реализуется

посредством:
• осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия
ответственных решений;
• личной оценки действий субъектов финансовых отношений;
• овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их
моделирования в виде игровых ситуаций;
• готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
• готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире,
для принятия финансовых решений.
Метапредметные результаты обучения, включающие:
Познавательные:
• освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся
условиях;
• организация сбора, обработки, анализа информации в различных формах;
• овладение методами сравнения, обобщения, классификации,
формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;
• установление причинно-следственных связей, логической цепи
рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий;
• формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные:
• постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой
проблемы;
• прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их
стоимости, функций, видов;
• оценка достоинств и недостатков использования цифровых технологий
при достижении финансовых целей;
• контроль результатов использования, выбранного способа достижения
финансовых целей;
• корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния
различных факторов;
• оценка результатов реализации принятого финансового решения.
Коммуникативные:
• инициирование

сотрудничества

в

поиске

и

сборе

финансовой

5

информации;
• планирование, определение функций и способов взаимодействия
обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для
успешного решения финансовых вопросов;
• выявление проблем в области управления личными;
• выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных
финансовых ситуациях;
• участие дискуссиях по финансовым вопросам, аргументация своей точки
зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
• представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в
форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.
Предметные результаты обучения:
освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство сферы
финансов в глобальном цифровом мире и способов действия человека в нем, в
частности:

человеческий

капитал,

инвестирование,

роботизация,

искусственный интеллект, компетенции будущего, Hard skills и Soft skills.
Деньги, природа цифровых денег, инфляция и дефляция, волатильность,
банковские карты, мобильный интернет-банк, электронные деньги и
кошельки. Телефонное и интернет-мошенничество. Потребности, желания,
финансовая цель, активы и пассивы, осознанные расходы, источники дохода
физического лица, правила составления финансового плана, финансовая
«подушка безопасности». Маховик сбережений. Депозит, простые и сложные
проценты,

накопительный

счёт,

система

страхования

вкладов,

инвестирование, финансовые активы, облигации, акции, государственные и
корпоративные облигации, Производный финансовый инструмент, опционы,
фьючерсы,

квалифицированный

инвестор,

брокер,

индивидуальный

инвестиционный счёт, стратегия инвестирования, принципы финансовых
пирамид. Коммерческий банк, микрофинансовые организации, кредит,
кредитные карты, автокредитование, ипотека, кредитная история, кредитный
договор, банкротство физических лиц. Идентификация, персональные
данные,

традиционная

и

биометрическая

защита,

единая

система

идентификации и аутентификации, налоговая система, налог на имущество,

6

налог на доходы физических лиц, транспортный налог, социальные услуги и
льготы, пенсионная система, страховая и накопительная части пенсии.
Стартап, бизнес-план, бизнес-идея, маркетинговая стратегия, финансовый
план. освоение предметных умений, включающих умения вести финансовые
расчёты, в том числе с использованием цифровых ресурсов и использовать
различную финансовую информацию для принятия решений. освоение
компетенций финансовой грамотности:
• оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных
компетенций;
• планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills.
• различить разные типы денег, понимать сущность происходящих
процессов изменения стоимости денег, определять безопасность
операций;
• формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
• составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой
«подушки безопасности»;
• оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т. д.;
• видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их
возможности применения;
• различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать
наиболее выгодный вариант использования услуг по заимствованию
денег;
• оценивать

условия

предоставления

финансовых

услуг,

видеть

возможные последствия;
• понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный
выбор наиболее подходящих услуг;
• понимать

принципы

работы

налоговой

и

пенсионной

пользоваться сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР;

систем,

7

• отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них;
• пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
• защищать персональную информацию различными способами;
• понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые
ресурсы и представлять возможные риски; формулировать идею
стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от
конкретных условий);
• принимать осознанные решения при совершении операций с денежными
средствами, использовать на практике дистанционные средства
управления финансами;
• оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые
активы и человеческий капитал;
• расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами;
• оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в
конкретных жизненных обстоятельствах;
диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Раздел 1. Личность в мире будущего
Знание и понимание
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий
капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект.
Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills.
Способы деятельности:
• оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных
компетенций
• оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и
человеческий капитал
• планировать инвестиции в себя и развитие . Hard skills и Soft skills.
Раздел 2. Деньги в цифровом мире

8

Знание и понимание
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и
дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный интернет-банк.
Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг.
Фишинг. Снифферинг.
Способы деятельности:
• различить разные типы денег, понимать сущность происходящих
процессов изменения стоимости денег, определять безопасность
операций
• отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них
• принимать осознанные решения при совершении операций с денежными
средствами,

использовать

на

практике

дистанционные

средства

управления финансами
Раздел 3. Моделирование личных финансов
Знание и понимание
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные
потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы.
Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила
составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности». Способы
деятельности:
• формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
• расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами
• составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой
«подушки безопасности»
Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования Знание и понимание
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит).
Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства.
Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы.
Облигации.

Акции.

Государственные

и

корпоративные

облигации.

9

Производный

финансовый

инструмент.

Опционы.

Фьючерсы.

Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный
счёт.

Стратегия

Диверсификация

инвестирования.
инвестиционного

Доходность.
портфеля.

Рыночные

Принципы

риски.

финансовых

пирамид в цифровом мире.
Способы деятельности:
• видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг
• понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их
возможности применения
• оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные
последствия их использования
• понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный
выбор наиболее подходящих услуг
• оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в
конкретных жизненных обстоятельствах
• диагностировать действия организации как финансовой
пирамиды Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования
Знание и понимание
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека.
Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик.
Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита.
Банкротство физических лиц.
Способы деятельности:
• оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т. д.;
• видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
• различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать
наиболее выгодный вариант использования услуг по заимствованию
денег;
• оценивать

условия

предоставления

финансовых

услуг,

возможные последствия;
Раздел 6. Сотрудничество с государством Знание и понимание

видеть

10

Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина.
Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая
система идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством.
Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на
доходы физических лиц. Транспортный налог.
Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и
пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части
пенсии. Новая пенсионная формула.
Способы деятельности:
• понимать принципы работы налоговой и пенсионной систем, пользоваться
сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР
• пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги
• защищать персональную информацию различными способами
Раздел 7. Создайте свой стартап Знание и понимание
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес- идея.
Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей.
Принятие решений в ситуации неопределённости.
Способы деятельности:
• понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и
представлять возможные риски;
• формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в
зависимости от конкретных условий)

11

Тематическое планирование курса «Финансовая грамотность» 10 классе
№
Тема урока
урока
Раздел 1. Личность в мире будущего (8ч)
Введение
1
2
Планируйте жизнь на перспективу
3
Скорость жизни в цифровом мире
Инвестируй в себя
4
5
Найди себя в профессии будущего
6
Приобретении компетенции будущего
7-8 Практическая работа
Раздел 2. Деньги в цифровом мире (12ч)
9-10 Эволюция денег. Природа цифровых денег
11-12 Стоимость денег во времени
13-14 Управляй деньгами дистанционно
15-16 Мобильный банк и электронный кошелек
17-18 Риски и мошенники
19-20 Практическая работа
Раздел 3. Моделирование личных финансов(8ч)
21 Определите финансовые цели. Потребности и желания
22 Ставим правильно финансовые цели
23 Управляйте доходами и расходами
24 Страхование рисков
25-26 Осознанные расходы и запланированные доходы
27-28 Практическая работа
Раздел 4.Инструменты сбережения и инвестирования(12ч)
29-30 Сберегайте надежно. Маховик сбережений.
31 Учитывайте гарантии государства
32-33 Инвестируйте с умом
34 Итоговое занятие

12

Тематическое планирование курса «Финансовая грамотность» 11 классе
Тема урока
№
урока
Раздел 4.Инструменты сбережения и инвестирования(12ч)
1
Инвесторы на финансовом рынке
2-3 Выберите стратегию инвестирования
4
Остерегайте финансовых пирамид
5
Мошенники в цифровом мире
6
Практическая работа
Раздел 5.Инструменты кредитования и заимствования (12ч)
7-8 Выбираем цели кредитования разумно
9-10 Автокредитование. Ипотека
11-13 Критерии оценки заемщика
14-16 Изучите условия кредита и займа
17-18 Практическая работа
Раздел 6.Сотрудничество с государством(8ч)
19-20 Взаимодействуй с государством грамотно
21-22 Связь гражданина с государством
23 Получайте выгоду от поддержки государства
24 Создайте свою пенсию
25-26 Практическая работа
Раздел 7. Создание стартапа (6 ч)
27 Идеи для стартапа
28-29 План нужен всегда
30 Учитесь принимать решения
31 Практическая работа
32-33 Защита проектов
34 Итоговое занятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».