РП ИЗО 8 класс 24-25

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация Воскресенского муниципального округа
МОУ Воскресенская СШ
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом
МОУ Воскресенской СШ

директор

протокол №1 от 28 августа
2024 г

Зеленов А.А.
Приказ №307 (0) от 28
августа 2024 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 8 класса

Воскресенское 2024

Пояснительная записка
Программа
составлена
в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного образовательного стандарта на основе примерной программы для
общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству к УМК
«Изобразительное искусство. Под ред. Б.М. Неменского (5-8 кл.)».
Реализация
данной
программы
осуществляется
с
помощью
учебника
«Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»
8 класс, автор – А.С. Питерских, под редакцией Б.Н. Неменского, изд. «Просвещение»,
2018.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развитияобучающихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены
стандартом.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» – развитие
визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической деятельностной форме в
процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество
посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство»
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» – развитие
визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры.
Изучение изобразительного искусства в средней школе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия
визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в
пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как
к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной
культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения
видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального
образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,
бытовой и производственной среды.

Общая характеристика курса
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую
образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет
интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуальнопространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры,
народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных
искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе – продолжение
художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе,
которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным
интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его
художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного
искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовнонравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих
представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в
восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по
принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 8 класса посвящена изучению театра, фотографии, кино и телевидения. Здесь
формируются основы грамотности художественного изображения, понимание основ
изобразительного языка.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции
пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается
на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической,
деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого
осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на
принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает
четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает
совокупность уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников
образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более
высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов
обучения.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество
посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса рассчитана на 1 час в
неделю, всего 34 часа.

Планируемые результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского
общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и
стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(живопись,
графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство» 8 класс
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
Содержание
«Художник и искусство театра. Роль
изображения в синтетических искусствах»
«Эстафета искусств: от рисунка к
фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий»
«Фильм – творец и зритель. Что мы знаем
об искусстве кино?»
«Телевидение – пространство
культуры?Экран – искусство – зритель»
Всего

Количество часов
9
8

8
9
34

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 8 класс
Часть 1. «Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических
искусствах»
1. Тема: «Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино»
Специфика изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране.
Синтетическая природа и коллективность творческого процесса в театре, роль художникасценографа в содружестве драматурга, режиссера и актера. Жанровое многообразие
театрального искусства.
2. Тема: «Правда и магия театра. Театральное искусство и художник»
Соотнесение правды и условности в актерской игре и сценографии спектакля. Понимание,
что актер – основа театрального искусства и носитель его специфики. Значение актера в
создании визуального облика спектакля. Понимание, что все замыслы художника и
созданное им оформление живут на сцене только через актера, благодаря его игре.
История развития искусства театра, эволюция театрального здания и устройства сцены (от
древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены).
3. Тема: «Безграничное пространство сцены. Сценография – особый вид
художественного творчества»
Понимание, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его
персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника. Различия в
творческой работе художника-живописца и сценографа, бытового предмета и среды от их
сценических аналогов. Историческая эволюция театрально-декорационного искусства.
Типы сценического оформления, умение их творчески использовать в своей сценической
практике. Многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздники,
концерты) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении.
4. Тема: «Сценография – искусство и производство»
Основные формы работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), этапы их воплощения
на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами.
5. Тема: «Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое
«если бы»»
Условность театрального костюма и его отличия от бытового. Значение костюма в
создании образа персонажа и умение рассматривать его как средство внешнего
перевоплощения актера (наряду с гримом, прической и др.). Применение в практике
любительского театра художественно-творческих умений по созданию костюмов для
спектакля из доступных материалов, понимание роли детали в создании сценического
образа. Умение добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого
единства со сценографией спектакля, частью которого он является.
6. Тема: «Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол»
Роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссера и актера в процессе
создания образа персонажа.

7. Тема: «Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению»
Единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Специфика спектакля
как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т.е. на глазах у зрителя –
равноправного участника сценического зрелища. Развитие зрительской культуры от
которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоциональнохудожественного впечатления – катарсиса.
Часть 2. «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция
изобразительных искусств и технологий»
1. Тема: «Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое
изображение реальности»
Специфика изображения в фотографии, его эстетическая условность. Особенности
художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознание,
что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.
Представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении
мира на картине и на фотографии.
2. Тема: «Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского мастерства:
умение видеть и выбирать»
Владение элементарными основами грамоты фотосъемки, осознанное осуществление
выбора объекта и точки съемки, ракурса и крупности плана как художественновыразительных средств фотографии. Умение применять в своей съемочной практике
ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства.
Понимание и объяснение того, что в основе искусства фотографии лежит дар видения
мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни ее неповторимость в большом и
малом.
3. Тема: «Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура»
Понимание и объяснение роли света как художественного средства в искусстве
фотографии. Умение работать с освещением (а также с точкой съемки, ракурсом и
крупностью плана) для передачи объема и фактуры вещи при создании художественновыразительного фотонатюрморта. Навыки композиционной (кадрирование) и тональной
(эффекты соляризации, фотографики и т.д.) обработки фотоснимка при помощи
различных компьютерных программ.
4. Тема: «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и
интерьера»
Художественная выразительность и визуально-эмоциональная неповторимость
фотопейзажа. Умение применять в своей практике элементы операторского мастерства
при выборе момента съемки природного или архитектурного пейзажа с учетом его
световыразительного состояния. Анализ и сопоставление художественной ценности
черно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от
природы цвета в живописи.
5. Тема: «Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета»
Представления о том, что образность портрета в фотографии достигается не путем
художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и

состояния конкретного человека. Осваивание грамотой операторского мастерства при
съемке фотопортрета. Умение работать оперативно и быстро при съемке репортажного
портрета, чтобы захватить мгновение определенного душевно-психологического
состояния человека. Умение работать с освещением (а также точкой съемки, ракурсом и
крупностью плана) для передачи характера человекапри съемке постановочного портрета.
6. Тема: «События в кадре. Искусство фоторепортажа»
Значение
информационно-эстетической
и
историко-документальной
ценности
фотографии. Осваивание навыков оперативной репортажной съемки события и основ
операторской грамоты, необходимой в жизненной практике. Анализ работы мастеров
отечественной и мировой фотографии, осваивание школы операторского мастерства во
всех фотожанрах. Движение в своей практике от фотозабавы к фототворчеству.
7. Тема: «Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его
компьютерная трактовка»
Осознание той грани, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его
отдельных недочетов и случайностей переходит в искажение запечатленного реального
события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией. Осваивание
новейших компьютерных технологий, повышение своего профессионального уровня.
Развитие художнических способностей, использование для этого компьютерных
технологий и Интернета.
Часть 3. «Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?»
1. Тема: «Многоголосный язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.
Пространство и время в кино»
Понимание и объяснение синтетической природы фильма, которая рождается благодаря
многообразию выразительных средств, используемых в нем, существованию в
композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и
слова. Представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором
экранное время и все изображаемое в нем являются условностью (несмотря на схожесть
кино с реальностью, оно лишь ее художественное отображение). Знание, что спецификой
языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма.
Представление об истории кино и его эволюции как искусства.
2. Тема: «Художник – режиссер – оператор. Художественное творчество в игровом
фильме»
Представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только
творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий.
Понимание и объяснение, что современное кино является мощнейшей индустрией.
Знание, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного
творчества режиссера, оператора и художника. Представление о роли художникапостановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о
многообразии художнических профессий в современном кино.
3. Тема: «От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка»
Единство природы
видеофильме.

творческого

процесса

в

фильме-блокбастере

и

домашнем

4. Тема: «Фильм – «рассказ в картинках»»
Представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и
сюжетной основы. Начальные азы сценарной записи и умение применять в своей
творческой практике его простейшие формы.
5. Тема: «Воплощение замысла»
Изложение своего замысла в форме сценарной записи или раскадровки, определение в них
монтажно-смыслового построения «кинослова» и «кинофразы». Представление о
творческой роли режиссера в кино, освоение азов режиссерской грамоты, чтобы
применять их в работе над своими видеофильмами.
6. Тема: «Чудо движения: увидеть и снять»
Представление о художнической природе операторского мастерства и умение применять
полученные ранее знания по композиции и построению кадра. Освоение азов
операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа с целью эффективно их
применять в работе над своим видео. Умение смотреть и анализировать с точки зрения
режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы
повышать багаж своих знаний и творческих умений.
7. Тема: «Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или когда
художник больше, чем художник»
Представления об истории и художественной специфике анимационного кино
(мультипликации). Понимание роли и значения художника в создании анимационного
фильма и реализация своих художнических навыков и знаний при съемке.
Технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый
для создания видеоанимации и ее монтаж.
8. Тема: «Живые рисунки на твоем компьютере»
Представления о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними.
Умение применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации. Оценка
своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного
просмотра и обсуждения.
Часть 4. «Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель»
1. Тема: «Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа
телевизионного изображения»
Понимание, что телевидение прежде всего является средством массовой информации,
транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства,
не будучи при этом новым видом искусства. Понимание многофункционального
назначения телевидения как средства не только информации, но и культуры,
просвещения, развлечения и т.д. Знание, что неповторимую специфику телевидения
составляет прямой эфир, т.е. «сиюминутное» изображение на экране реального события,
свершающегося на наших глазах в реальном времени.
2. Тема: «Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от
видеосюжета до телерепортажа и очерка»

Представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и умение
формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и
интересное, а не проводить все время перед экраном. Осознание общности творческого
процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики.
Приобретение и использование опыта документальной съемки и тележурналистики
(интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения.
3. Тема: «Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение – основа документального
видеотворчества»
Понимание, что кинонаблюдение – это основа документального видеотворчества как на
телевидении, так и в любительском видео. Представление о различных формах
операторского кинонаблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более
правдиво, без нарочитой подготовленности человека к съемке.
4. Тема: «Видеосюжет в пейзаже и портрете»
Понимание эмоционально-образной специфики жанра видеоэтюда и особенностей
изображения в нем человека и природы. Реализация сценарно-режиссерской и
операторской грамоты творчества в практике создания видеоэтюда. Представление и
объяснение художественных различий живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов.
5. Тема: «Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью»
Понимание информационно-репортажной специфики жанра видеосюжета и особенностей
изображения в нем события и человека. Умение реализовывать режиссерско-операторские
навыки и знания в условиях оперативной съемки видеосюжета. Понимание и умение
осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к
съемке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не
инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за фактом.
6. Тема: «Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы
экранного языка»
Представление о развитии формы киноязыка современных экранных произведений на
примере создания авторского видеоклипа и т.п. Понимание и объяснение специфики и
взаимосвязи звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном
построении. Умение пользоваться архивами Интернета и спецэффектами компьютерных
программ при создании, обработке, монтаже и озвучивании видео-клипа.
7. Тема: «В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуальнозрелищных искусств в жизни общества и человека»
Осознание и объяснение значения художественной культуры и искусства для личностного
духовно-нравственного развития и своей творческой самореализации.
8. Тема: «Искусство – зритель – современность»
Развитие культуры восприятия произведений искусства и умение выражать собственное
мнение о просмотренном и прочитанном. Понимание и объяснение роли телевидения в
современном мире, его позитивное и негативное влияния на психологию человека,
культуру и жизнь общества. Понимание и объяснение, что новое и модное не значит
лучшее и истинное.

Формы и средства контроля по предмету «Изобразительное искусство»
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение
организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в
соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля
является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным
предметом оценки результатов художественного образования являются знания,
результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие
установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.
Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к
усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного
года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического
процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его
этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год
после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном
контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется
после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс.
Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты
заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта
образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием
следующих методов и средств:
- устный (беседа, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные
карточки-задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия;
- Умение прочувствовать суть вопроса/предлагаемой темы;
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
- Самостоятельность;
- Оригинальность.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как
организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты
изображения, как выражена общая идея и содержание);
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год
Искусство (изобразительное искусство)
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
8 класс
№
урока

План проведения
план

1

03.09.24

2

10.09.24

3

17.09.24

4

24.09.24

5

01.10.24

6

08.10.24

7

15.10.24

8

22.10.24

9

29.10.24

Тема урока

факт
Часть 1. «Художник и искусство театра. Роль
изображения в синтетических искусствах»
«Искусство зримых образов. Изображение в театре
и кино»
«Правда и магия театра. Театральное искусство и
художник»
«Безграничное пространство сцены. Сценография –
особый вид художественного творчества»
«Сценография – искусство и производство»
«Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим
и маска, или Магическое «если бы»»
«Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре
кукол»
«Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре
кукол»
«Третий звонок. Спектакль: от замысла к
воплощению»
«Третий звонок. Спектакль: от замысла к
воплощению»

Количество
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

10

12.11.24

11

19.11.24

12

26.11.24

13

03.12.24

14

10.12.24

15

17.12.24

16

24.12.24

Часть 2. «Эстафета искусств: от рисунка к
фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий»
«Фотография – взгляд, сохраненный навсегда.
Фотография – новое изображение реальности»
«Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа
операторского мастерства: умение видеть и
выбирать»
«Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа
операторского мастерства: умение видеть и
выбирать»
«Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и
фактура»
«На фоне Пушкина снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и интерьера»
«Человек на фотографии. Операторское мастерство
фотопортрета»
«События в кадре. Искусство фоторепортажа»

1
1

1

1
1
1
1

17

14.01.24

«Фотография и компьютер. Документ или
фальсификация: факт и его компьютерная
трактовка»

1

8

18

21.01.24

19

28.01.24

20

04.02.24

21
22

11.02.24
18.02.24

23
24

25.02.24
04.0324

25

11.03.24

Часть 3. «Фильм – творец и зритель. Что мы
знаем об искусстве кино?»
«Многоголосный язык экрана. Синтетическая
природа фильма и монтаж. Пространство и время в
кино»
«Художник – режиссер – оператор.
Художественное творчество в игровом фильме»
«От большого экрана к твоему видео. Азбука
киноязыка»
«Фильм – «рассказ в картинках»»
«Воплощение замысла»
«Чудо движения: увидеть и снять»
«Бесконечный мир кинематографа. Искусство
анимации, или когда художник больше, чем
художник»
«Живые рисунки на твоем компьютере»

1

1
1
1
1
1
1

1
8

26

18.03.24

27

01.04.24

28

08.04.24

29

15.04.24

Часть 4. «Телевидение – пространство
культуры? Экран – искусство – зритель»
«Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная
и художественная природа телевизионного
изображения»
«Телевидение и документальное кино.
Телевизионная документалистика: от видеосюжета
до телерепортажа и очерка»
«Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение
– основа документального видеотворчества»
«Видеосюжет в пейзаже и портрете»

30

22.04.24

«Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью»

1

31

29.04.24

1

32

06.05.24

33
34

13.04.24
20.05.24

«Телевидение, видео, Интернет… Что дальше?
Современные формы экранного языка»
«В царстве кривых зеркал, или Вечные истины
искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в
жизни общества и человека»
«Искусство – зритель – современность»
Обобщающий урок.

Всего

1

1

1
1

1

1
1
9
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на
телевидении. 8 класс. Учебник. Питерских А. С. / под ред. Неменского Б. М.
Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре,
кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс. Голицына В. Б.,
Питерских А. С. / Под ред. Неменского Б. М. Издательство «Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов :
http://school-collection.edu.ru/
Российская электронная школа : https://resh.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».