Приложение 16 Рабочая программа воспитания СОО

Приложение к ООП
(среднего общего образования)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
(СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ)

2024 год

1. Пояснительная записка.
1.1.

Программа

преемственности

воспитания

образовательного

основывается
процесса

на

всех

единстве

уровней

и

общего

образования, соотносится с рабочими программами воспитания для
образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального
образования.
1.2. Программа воспитания:
предназначена

для

планирования

и

организации

системной

воспитательной деятельности в МОУ Воскресенской средней школе;
разработана и утверждена с участием Совета обучающихся и
общешкольного родительского комитета МОУ Воскресенской средней
школы;
реализуется

в

единстве

урочной

и

внеурочной

деятельности,

осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных
отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает

приобщение

обучающихся

к

российским

традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на
основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
1.3. Программа

воспитания

включает

три

раздела:

целевой,

содержательный, организационный.
2. Целевой раздел.
2.1. Содержание

воспитания

обучающихся

в

образовательной

организации определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания

воспитания

обучающихся

включает

духовно-нравственные

ценности

культуры, традиционных религий народов России.
2.2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется

и

осуществляется

в

соответствии

с

приоритетами

государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
2.3. Цель и задачи воспитания обучающихся.
2.3.1. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе традиционных российских ценностей (жизни, достоинства, прав и
свобод человека, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и
ответственности за его судьбу, высоких нравственных идеалов, крепкой
семьи, созидательного труда, приоритета духовного над материальным,
гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и
взаиМОУважения, исторической памяти

и преемственности поколений,

единства народов России1), а также принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
2.3.2. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
усвоение

обучающимися

знаний

норм,

духовно-нравственных

ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);

Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента
Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809.
1

приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС СОО.
2.3.3. Личностные

результаты

освоения

обучающимися

образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
наличие

мотивации

к

целенаправленной

социально

значимой

деятельности;
сформированность

внутренней

позиции

личности

как

особого

ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
2.3.4. Воспитательная деятельность в образовательной организации
планируется

и

осуществляется

на

основе

аксиологического,

антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и

взрослых,

следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
2.4. Направления воспитания.
2.4.1. Программа воспитания реализуется в единстве учебной

и

воспитательной деятельности образовательной организации по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС СОО и отражает готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный
опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
2.4.1.1. Гражданского воспитания, способствующего формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском

государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
2.4.1.2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви
к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
2.4.1.3. Духовно-нравственного

воспитания

на

основе

духовно-

нравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
2.4.1.4. Эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
2.4.1.5. Физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие
физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
2.4.1.6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к
труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации
на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение
в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
2.4.1.7. Экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.

2.4.1.8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.
2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания.
2.5.1. Требования к личностным результатам освоения обучающимися
ООП СОО установлены ФГОС СОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС СОО.
2.5.2. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.
2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего
общего образования.
2.5.3.1. Гражданское воспитание:
осознанно

выражающий

свою

российскую

гражданскую

принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
сознающий своё единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на
основе

исторического

просвещения,

сформированного

российского

национального исторического сознания;
проявляющий

готовность

к

защите

Родины,

способный

аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и
Российского государства, сохранять и защищать историческую правду;
ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан;

осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации
по

социальным,

национальным,

расовым,

религиозным

признакам,

проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной
деятельности;
обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических,
военно-патриотических и другие объединениях, акциях, программах).
2.5.3.2. Патриотическое воспитание:
выражающий

свою национальную,

этническую принадлежность,

приверженность к родной культуре, любовь к своему народу;
сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям,
праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране – России;
проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении
российской культурной идентичности.
2.5.3.3. Духовно-нравственное воспитание:
проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого,
национального, конфессионального самоопределения;
действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков,
деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих этим ценностям;
проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека,
свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям
различных этнических групп, религий народов России, их национальному

достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных
прав и свобод всех граждан;
понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог
с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей,
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
обладающий сформированными представлениями о ценности и
значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов
России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству
познания отечественной и мировой духовной культуры.
2.5.3.4. Эстетическое воспитание:
выражающий

понимание

ценности

отечественного

и

мирового

искусства, российского и мирового художественного наследия;
проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей,
умеющий критически оценивать это влияние;
проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный

на

осознанное

творческое

самовыражение,

реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом
российских традиционных духовных и нравственных

ценностей, на

эстетическое обустройство собственного быта.
2.5.3.5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья и здоровья других людей;
соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной среде;
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни;
проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных
привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде,
понимание их вреда для физического и психического здоровья;
демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в
общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным,
информационным, природным).
2.5.3.6. Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края,
страны, трудовые достижения российского народа;
проявляющий способность к творческому созидательному социально
значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том
числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или
наёмного труда;
участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного
вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том
числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения
законодательства Российской Федерации;

выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
понимающий

специфику

трудовой

деятельности,

регулирования

трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки
в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и
трудиться в современном обществе;
ориентированный

на

осознанный

выбор

сферы

трудовой,

профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
2.5.3.7. Экологическое воспитание:
демонстрирующий в поведении сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов
на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в
природной среде;
выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе;
применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве;
имеющий

и

развивающий

опыт

экологически

направленной,

природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
2.5.3.8. Ценности научного познания:
деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений;
обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности,
гуманитарном, социально-экономическом развитии России;
демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверной научной информации и критики антинаучных представлений;

развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления

и

систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
3. Содержательный раздел.
3.1. Уклад образовательной организации.
МОУ

Воскресенская

средняя

школа

является

самой

крупной

(центральной) школой района с количественным составом более 850 учащихся
– 38 класс-комплектов. Контингент обучающихся достаточно разнообразен,
примерно 32% учащихся попадают под статус «категорийных семей». Школа
работает в одну смену. Из близлежащих деревень организуется подвоз
учащихся.
В школе созданы оптимальные материальные условия для организации
разнообразной деятельности: два спортивных зала, футбольное поле,
хоккейная коробка, игровая площадка, тренировочная полоса препятствий,
два компьютерных класса, библиотека, столовая, достаточное количество
кабинетов для образования и воспитания обучающихся. В организации
воспитательных

мероприятий

существует

возможность

использования

ресурсов современного Центра образования цифрового и гуманитарного
профилей

«Точка

роста»,

оборудование

и

количеством

спортивного

имеющего

комфортную

среду.

инвентаря,

современное
Школа

мультимедийное

оснащена

достаточным

научно-публицистической

и

художественной литературой, доступом к информационным ресурсам,
компьютерной техникой.
МОУ Воскресенская средняя школа имеет богатую историю. Корни ее
уходят в далекий 1856 год, когда было открыто училище в селе Воскресенское,
впоследствии ставшее гимназией, а затем – в 1932 году - средней школой.
Среди выпускников школы много заслуженных людей, получивших
признание. Звания «Почётный гражданин Воскресенского района» удостоены
14 человек.

Процесс

воспитания

в

МОУ

Воскресенской

средней

школе

основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и
школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими
и

содержательными

событиями,

общими

позитивными

эмоциями

и

доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Воспитанники являются активными участниками муниципальных,
региональных и всероссийский акций, олимпиад, конкурсов, в том числе и в
дистанционном формате.
Основные традиции воспитания в МОУ Воскресенской средней школе:
- организация и проведение встреч с учителями – ветеранами школы в
преддверии Дня Учителя, Дня Матери, 8 марта и Дня Победы. Изготовление
для них памятных подарков;
- организация и проведение Осеннего бала и Выпускных вечеров для
старшеклассников;
- праздники Посвящения в первоклассники и Прощания с Азбукой;
- торжественная линейка, посвящённая принятию учащихся в члены
школьной детской общественной организации «Поиск».

В основу рабочей программы воспитания школы легли две концепции:
педагогика общей заботы Игоря Петровича Иванова, которая учитывает такие
идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация
деятельности,

коллективное

творчество,

коллективное

целеполагание,

создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива,
общественная направленность деятельности коллектива и педагогическая
поддержка ребенка и процесса его развития Олега Семёновича Газмана. Под
термином «педагогическая поддержка» понимается процесс совместного с
ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и
путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое
человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов
в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников –
коллективная

разработка,

коллективное

планирование,

коллективное

проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка
увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел присутствует дружественная
соревновательность

между

классами

и

максимально

поощряется

конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую,

организационную,

конфликтов) функции.

посредническую

(в

разрешении

В

школе

реализуются

Федеральные

образовательные

проекты

«Цифровая образовательная среда», «Точка Роста», «Школа полного дня».
Основными направлениями работы педагогов дополнительного образования
являются развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;
интеллектуальное духовное развитие личности

ребенка;

приобщение

учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального,
культурного и профессионального самоопределения. формирование и
закрепление традиций школы.
На базе школы созданы военно-патриотический клуб «Барс», детская
общественная

организация

«Поиск»

и

волонтёрское

объединение

«Правильный выбор». Активно развивают свою деятельность Школьный
театр, Школьный спортивный клуб и первичное отделение Движения Первых.
Среда воспитательной системы МОУ Воскресенской средней школы
включает в себя не только возможности школы, но и социокультурные
ресурсы посёлка. Недалеко от школы находятся ФОК «Олимпия», Центр
детского творчества и Музыкальная школа, с которыми заключены договора
и налажено тесное сотрудничество. Среди социальных партнёров наиболее
значимыми также являются Воскресенское лесничество, Воскресенский ЦКД,
Центральная детская библиотека, Отдел полиции по Воскресенскому району
и Центральная районная больница.
Исходя из данных условий, рабочая программа воспитания учитывает
потребности, особенности, уровень развития личности и воспитания разных
групп учащихся школы.
130.3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
130.3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в
этом разделе планируются, представляются по модулям.
В модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной
работы в учебном году в рамках определённого направления деятельности в
образовательной организации. Каждый из модулей обладает воспитательным
потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания

(урочная

деятельность,

внеурочная

деятельность,

взаимодействие

с

родителями и другое).
3.2.2. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
максимальное

использование

содержания

учебных

предметов для

российских

традиционных

воспитательных
формирования

духовно-нравственных

и

возможностей
у обучающихся
социокультурных

ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;

побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие
укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
организацию

наставничества

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
3.2.3. Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях

обеспечения

индивидуальных

потребностей

обучающихся

осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
 Курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»;


Курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»;

 Курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»;


через занятия общественно - полезными практиками, участие в
деятельности «Движения первых» и ШДОО «Поиск»;

 участие в деятельности Школьного театра и Школьного спортивного
клуба;
 конкурсы, спортивные турниры и соревнования, общешкольные дела в
соответствии с Календарным планом воспитательной работы Школы;
 проектно-исследовательская деятельность, ИГЗ, участие в олимпиадах.
3.2.4. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь,
на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:

планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными

потребностями,

способностями,

давать

возможности

для

самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение

коллектива

класса

через

игры

и

тренинги

на

командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогами,

успеваемость и другие), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,

предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая
их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам
семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
3.2.5. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные,

литературные

и

другие)

мероприятия,

связанные

с

общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы (Дни единых действий, День Учителя, День
Матери, День Отца, Новогодние праздники, 8 Марта, День Победы, День
России);

участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
России, мире («Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «Свеча памяти»,
«Дети летом»);
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом

на

следующий

уровень

образования,

символизирующие

приобретение новых социальных статусов в образовательной организации,
обществе (Праздник «Первое сентября», «Последний звонок», выпускные
вечера);
церемонии

награждения

(по

итогам

учебного

периода,

года)

обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации,
достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие
образовательной организации, своей местности;
социальные проекты в образовательной организации, совместно
разрабатываемые

и

реализуемые

обучающимися

и

педагогическими

работниками, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности (проект «Игровые перемены», проект «Зелёная планета»,
акция «Дети - детям»);
праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами,
значимыми событиями, проводимые для жителей населенного пункта и
совместно с семьями обучающихся (День Семьи);
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие
в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой,

экологической,

трудовой,

спортивно-

оздоровительной и другой направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы
и оборудование, за приглашение и встречу гостей и других), помощь

обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа
общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и
другими взрослыми.
3.2.6. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнёрами;
внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной

направленности, организуемые педагогами по изучаемым в образовательной
организации учебным предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в Воскресенский краеведческий
музей,

Музей

«Град

Китеж»), организуемые

в классах

классными

руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные,

исторические,

экологические

и

другие

походы,

экскурсии, экспедиции, слёты и другие, организуемые педагогическими
работниками,

в

том

числе

совместно

с

родителями

(законными

представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и
писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов,
флоры и фауны и другого;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.

3.2.7. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других

участников

образовательных

отношений

по

её

созданию,

поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
образовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
организацию

и

проведение

церемоний

поднятия

(спуска)

государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
народных,

религиозных

мест

почитания,

портретов

выдающихся

государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-

нравственного

содержания,

фотоотчёты

об

интересных

событиях,

поздравления педагогов и обучающихся и другое;
разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другое),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников,

церемоний,

торжественных

линеек,

творческих

вечеров

(событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная

среда

строится

как

максимально

доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.2.8. Модуль
представителями)».

«Взаимодействие

с

родителями

(законными

Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (Общешкольного
родительского комитета, родительских комитетов классов), участвующих в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей родительского сообщества в управляющем совете МОУ
Воскресенской средней школы;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские

собрания

по

вопросам

воспитания,

взаимоотношений

обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей),

на которых родители могут получать советы по вопросам

воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских конфессий, обмениваться опытом;
родительские
организации

форумы

на

официальном

сайте

образовательной

в Интернете, интернет-сообщества, группы с участием

педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке
проведению классных и общешкольных мероприятий;

и

при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
3.2.9. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в образовательной организации предусматривает:
организацию и деятельность Совета учащихся;
представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в образовательной организации.
3.2.10. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в образовательной организации предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды с
целью обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
проведение исследований, социально – психологического тестирования,
мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности,
выделение

и

психолого-педагогическое

сопровождение

групп

риска

обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости
и другие);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних

специалистов (работников социальных служб, правоохранительных органов,
опеки и других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с
педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической
и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению,

–

познания

(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и других);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной

психолого-педагогической

поддержки

и

сопровождения

(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
3.2.11. Модуль «Социальное партнёрство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной

работы

(дни

открытых

дверей,

государственные,

региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и другие);
участие
отдельных

представителей

уроков,

организаций-партнёров

внеурочных

занятий,

в

внешкольных

проведении
мероприятий

соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение

открытых

дискуссионных

площадок

(детских,

педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для
обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной
организации, муниципального образования, региона, страны;
реализация

социальных

проектов,

совместно

разрабатываемых

обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической,

патриотической,

трудовой

и

другой

направленности,

ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
3.2.12. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;

профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
посещение

профориентационных

выставок,

ярмарок

профессий,

тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации,
где

обучающиеся

могут

познакомиться

с

профессиями,

получить

представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развить соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых

выбору

профессий,

прохождение

профориентационного

онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей

(законных

представителей)

по

вопросам

склонностей,

способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента

участников

образовательных

отношений,

внеурочной

деятельности, дополнительного образования.
4. Организационный раздел.
4.1. Кадровое обеспечение.
Кадровое обеспечение Программы формируется в соответствии с
организационной структурой школьного образовательного учреждения на
основании регламентов, установленных региональным законодательством.

Педагогический состав – 63 педагога, из них 58 учителей-предметников,
38 классных руководителей, 23 педагога ДОП образования.
В Школе создан Штаб воспитательной работы:
№ Должность
1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.

Стаж педагогической деятельности Количество
Менее 5 5-10 лет
Более 10
лет
лет
Директор
МОУ
+
1
Воскресенской СШ
Заместитель
+
1
директора по ВР
Советник директора +
2
по воспитанию и
связям с детскими
общественными
объединениями
Педагог
- +
1
организатор
Педагог - психолог +
1
Социальный
+
1
педагог
Старшая вожатая
+
1
Библиотекарь
+
+
2
4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Нормативно-методическим

обеспечением

реализации

Программы

воспитания являются:
- Образовательная программа МОУ Воскресенской средней школы;
- Годовой план работы МОУ Воскресенской средней школы;
- Календарный учебный график МОУ Воскресенской средней школы;
- Календарное планирование классных руководителей и рабочие
программы специалистов МОУ Воскресенской средней школы;
- Должностные инструкции педагогов, отвечающих за воспитательный
процесс в МОУ Воскресенской средней школы;
- Правила внутреннего распорядка учащихся в МОУ Воскресенской
средней школе.

4.3. Требования

к

условиям

работы

с

обучающимися

с

особыми

образовательными потребностями.
4.3.1. В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из
социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей
мигрантов, билингвы и другие), одарённых, с отклоняющимся поведением, –
создаются особые условия:
 выявления и развития способностей и одаренностей обучающихся с ОВЗ
через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики,
используя возможности образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
 включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и
творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектноисследовательскую деятельность;
 включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в разработку основной
образовательной программы начального общего образования,
проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также
формирование

и

реализацию

индивидуальных

образовательных

маршрутов обучающихся;
4.3.2. Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:
налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;

обеспечение
обучающихся,

психолого-педагогической

содействие

повышению

поддержки

уровня

их

семей

педагогической,

психологической, медико-социальной компетентности.
4.3.3. При

организации

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
формирование

личности

ребёнка

с

особыми

образовательными

потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому
и (или) психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием вспомогательных средств и педагогических приёмов,
организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов,
учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
личностно-ориентированный

подход

в

организации

всех

видов

деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной
формированию

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

у обучающихся ориентации на активную жизненную

позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
4.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности,

открытости

поощрений

(информирование

всех

обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
соответствия
общеобразовательной

артефактов

и

организации,

процедур
качеству

символике общеобразовательной организации;

награждения
воспитывающей

укладу
среды,

прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое);
сочетания

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать

межличностные

противоречия

между

обучающимися,

получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия
ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
4.4.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их
состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
4.4.4. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её
организации
поддержке

и

регулярном

родителями

поощрении

(законными

классными

представителями)

руководителями,
по

собиранию

(накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения
обучающегося.
Портфолио

может

включать

артефакты

признания

личностных

достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого,
участвовавшего в конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно
ведение портфолио класса.

4.4.5. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в
последовательности, определяемой их успешностью, достижениями.
4.4.6. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся
(классов) может заключаться в материальной поддержке проведения в
образовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения
внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности
воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся
в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность

предусматривает

публичную

презентацию

благотворителей и их деятельности.
4.4.7. Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение
благотворителей, в том числе из социальных партнёров, их статус, акции,
деятельность

должны

соответствовать

укладу

общеобразовательной

организации, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с
представителями родительского сообщества во избежание деструктивного
воздействия на взаимоотношения в образовательной организации.
4.5. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровне среднего общего образования, установленными
ФГОС СОО.
Основным
образовательной
воспитательной

методом

анализа

организации
работы

с

целью

воспитательного

является
выявления

ежегодный
основных

процесса

в

самоанализ
проблем

и

последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается
календарный план воспитательной работы.
4.6. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;

в

приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких
как сохранение уклада образовательной организации, содержание и
разнообразие

деятельности,

стиль

общения,

отношений

между

педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует

на

использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора
видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат

как

организованного

социального

воспитания,

в

котором

образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
4.7. Основные направления анализа воспитательного процесса соответствуют
Модулям воспитательной работы:
 Урочная деятельность
 Внеурочная деятельность
 Классное руководство
 Основные школьные дела
 Внешкольные мероприятия
 Организация предметно-пространственной среды
 Взаимодействие с родителями (законными представителями)
 Самоуправление
 Профилактика и безопасность
 Социальное партнёрство
 Профориентация

4.7.1. Результаты

воспитания,

социализации

и

саморазвития

обучающихся.
4.7.1.1. Критерием, на основе которого осуществляется данный
анализ, является динамика личностного развития обучающихся в
каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим
обсуждением

результатов

на

методическом

объединении

классных

руководителей или педагогическом совете.
4.7.1.2. Основным способом получения информации о результатах
воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является
педагогическое наблюдение.
4.7.1.3. Внимание педагогических работников концентрируется на
вопросах:
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся
удалось решить за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
4.7.2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
4.7.2.1. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
4.7.2.2. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной
работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом (при наличии), классными руководителями с
привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся,
совета обучающихся.

4.7.2.3. Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут
быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
4.7.2.4. Результаты

обсуждаются

на

заседании

методических

объединений классных руководителей или педагогическом совете.
4.7.2.5. Внимание

сосредотачивается

на

вопросах,

связанных

с

качеством:
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнёрства;
деятельности по профориентации обучающихся;
и другое по дополнительным модулям.
4.7.2.6. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем,
над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
4.7.2.7. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются
и утверждаются педагогическим советом МОУ Воскресенской средней
школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».