Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа
Приложение к ООП
(среднего общего образования)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для обучающихся среднего общего образования (10-11 класс)
2024 год
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как
личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций,
проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из
различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для
решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
способность находит и извлекать информацию из разных текстов
способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
анализ и интеграция информации, полученной из текста;
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно
важной ситуации;
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного
содержания;
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о
личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в
различном контексте в рамках метапредметного содержания;
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и
предлагать пути решения.
Личностные результаты:
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции
норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Система оценки планируемых результатов
Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и
предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности
внеурочной деятельности лицея.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах:
оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного
направления;
индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по
направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования
индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся.
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках
одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме
творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе
участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ,
представления «Портфолио».
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 2 года обучения (10-11 класс), реализуется из части учебного
плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной
деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и
финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из
расчета одного часа в неделю.
Количество часов на один год обучения в 10 классе – 32 часа; 11 классе– 32 часа, т.е
примерно 1 час в неделю:
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 10 и 11 классах школьники учатся оценивать и интерпретировать различные
поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. У учащихся
формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы
относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от
предметного и матапредметного содержания. Знания из различных предметных областей
легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение
полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут); выполнение
практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение
ситуационных и практико- ориентированных задач; проведение экспериментов и опытов.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно
использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать мини-проекты,
организовывать турниры и конкурсы.
2. Содержание внеурочной деятельности, 10 класс
Название раздела
Содержание
Модуль «Основы
финансовой
грамотности»
Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель
трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски
предпринимательства. Бизнес- инкубатор. Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес
подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и
риски, связанные с ними.
Определение
основной
темы
и
идеи
в
драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации. Сопоставление содержания
текстов официально – делового стиля. Деловые
ситуации в текстах. Применение информации из
текста в измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным
текстом: формы, анкеты, договоры.
Модуль «Основы
читательской
грамотности»
Форма
организации
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Модуль «Основы
математической
грамотности»
Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем. Применение формул в
повседневной жизни. Формулировка ситуации на
языке математики. Применение математических
понятий, фактов. Интерпретация, использование и
оценивание математических результатов.
Модуль
«Основы Применение естественнонаучных знаний для
естественнонаучной объяснения различных явлений. Распознавание,
грамотности»
использование и создание объяснительных моделей
и представлений. Научное обоснование прогнозов о
протекании процесса или явления. Объяснение
принципа действия технического устройства или
технологии.
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
2. Содержание внеурочной деятельности, 11 класс
Название раздела
Модуль «Основы
финансовой
грамотности»
Модуль «Основы
читательской
грамотности»
Модуль «Основы
математической
грамотности»
Содержание
Форма
организации
Удивительные факты и истории о деньгах. Поисковые
и
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые научные
деньги: история и современность. Откуда берутся исследования
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у Диспут
всех она разная? От чего это зависит? Разбор заданий на
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, платформе РЭШ.
проценты, прибыль, дивиденды. Социальные Видео-лекции,
выплаты: пенсии, пособия. Как заработать мастер-классы,
деньги? Мир профессий и для чего нужно семинары,
учиться? Личные деньги.
викторины
Образовательного
Альянса
Южной
Столицы «Сбер в
пример»,
«Финансовая
грамотность»
Формирование читательских умений с опорой на Поисковые
и
текст и внетекстовые знания. Электронный текст научные
как источник информации. Сопоставление
исследования
содержания текстов научного стиля.
Диспут
Образовательные ситуации в
текстах.
Разбор заданий на
Критическая
оценка
платформе РЭШ.
степени достоверности, содержащейся в
тексте информации. Типы текстов: текстаргументация (комментарий, научное
обоснование). Составление плана на основе
исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа
со смешанным текстом. Составные тексты.
Числа и единицы измерения: время, деньги, Поисковые
и
масса, температура, расстояние. Вычисление научные
величины,
применение
пропорций
прямо исследования
пропорциональных отношений для решения Диспут
проблем.
Текстовые
задачи,
решаемые Разбор заданий на
арифметическим способом: части, проценты, платформе РЭШ.
пропорция, движение, работа. Инварианты:
задачи на четность (чередование, разбиение на
пары). Логические задачи, решаемые с помощью
таблиц. Графы и их применение в
решении задач.
Модуль
«Основы Тело и вещество. Агрегатные состояния
естественнонаучной вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение
грамотности»
вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения
для измерения температуры. Плавление и
отвердевание.
Испарение
и
конденсация.
Кипение. Представления о
Вселенной.
Модель
Вселенной.
Модель
солнечной системы. Царства живой природы.
Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.
3. Тематическое планирование, 10 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Название темы
Кол-во
Теорет.
Практич
Часов
Занятия
занятия
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Потребление или инвестиции?
1
Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
1
капитал?
Модель трех капиталов.
1
Риски предпринимательства.
1
Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.
2
Государство и малый бизнес.
1
Бизнес
подростков
и
идеи.
Молодые
1
предприниматели.
Кредит и депозит.
1
Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с
1
ними.
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в драматическом
1
произведении.
Учебный текст как источник информации.
1
Сопоставление содержания текстов официально –
1
делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Применение информации из текста в измененной
1
ситуации.
Типы текстов: текст- инструкция (указания к
2
выполнению работы, правила, уставы, законы).
Поиск ошибок в предложенном тексте.
1
Типы задач на грамотность. Информационные
1
задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
2
договоры.
Модуль «Основы математической грамотности»
Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
1
или круговой, схем.
Применение формул в повседневной жизни.
2
Формулировка ситуации на языке математики.
1
Применение математических понятий, фактов.
1
Интерпретация,
использование
и
оценивание
1
математических результатов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Применение
естественнонаучных
знаний
для
1
объяснения различных явлений.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
Распознавание,
использование
и
создание
объяснительных моделей и представлений.
Научное обоснование прогнозов о протекании
процесса или явления.
Объяснение принципа действия технического
устройства или технологии.
24
25
26
2
1
1
1
1
2
1
Кол-во
Теорет.
Практич
Часов
Занятия
занятия
1
Тематическое планирование, 11 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Название темы
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Удивительные факты и истории о деньгах.
1
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
1
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
1
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего
1
это зависит?
Собственность и доходы от нее.
1
Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
1
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
Как заработать деньги? Личные деньги.
1
Мир профессий и для чего нужно учиться?
1
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на
1
текст и внетекстовые знания.
Электронный текст как источник информации.
1
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
1
1
Образовательные ситуации в текстах. Критическая
оценка степени достоверности, содержащейся в
тексте информации.
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
1
научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
1
Типы задач на грамотность. Аналитические
1
(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
1
Модуль «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
1
температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо
1
пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
1
способом: части, проценты, пропорция, движение,
работа
Инварианты: задачи на четность (чередование,
2
разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
1
Графы и их применение в решении задач.
1
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
1
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
1
Атомы и молекулы. Модели атома.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
28
29
30
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
Плавление
и
отвердевание.
Испарение
и
конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.
Царства живой природы.
1
1
1
1
2
1
1
1
1