Приложение к ООП
(основного общего образования)
Я-ТЫ-ОН-ОНА —
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА:
5 КЛАССНЫХ СОБЫТИЙ ГОДА
программа внеурочной деятельности по активной
социализации обучающихся 5-х классов
2024 год
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с целью приобщения обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям; развития
инициативности и самостоятельности пятиклассников, умения работать в коллективе; ориентирована на создание благоприятных условий
для адаптации при переходе на следующий уровень образования. Программа адресована педагогам, классным руководителям, методистам,
советникам директора по воспитанию, руководителям образовательных организаций.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ...................................7
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ .................................................................8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ......................................................... 9
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ......................... 10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..................................................................... 12
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ................................................................................................... 15
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их
сохранение и укрепление является одной из стратегических целей системы образования, что закреплено Указом президента Российской
Федерации от 09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации2.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФОП ООО реализуется посредством урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО
разработана программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» (далее — Программа) с целью приобщения обучающихся 5 классов
к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная Программа является преемственной по отношению к программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России».
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»
2
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
1
4
Актуальность Программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная
деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных
от урочной3.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную
и групповую работы, проектную и исследовательскую деятельность,
экскурсии, походы, деловые игры и пр. Внеурочная деятельность может
реализовываться через цикл занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным проблемам современного мира. Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие
важных для жизни подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача, решаемая с помощью занятий, — обеспечение
психологического благополучия обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий для развития ответственности
за формирование макро и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания обучающимися зон личного
влияния на уклад школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть
и еще «психологических младшекласников», и одновременно младших
подростков. Пятиклассника уже не удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в начальных классах. У него появляется возможность к построению обобщений в более сложной деятельности
по усвоению норм взаимоотношений, что выражается в активизации
интимно-личностного и стихийно-группового общения. Фактически
в пятом классе происходит переход ведущей деятельности ребенка
от учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью
меняется характер обучения по сравнению с начальной школой, поэтому особое внимание в Программе уделено вопросам адаптации
школьников к новым условиям. Происходит активное формирование
ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы.
Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них
3
Письмо Минпросвещения №ТВ-1290/03 от 05.07.2022 года
5
формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое
будущее. В этом возрасте актуализируются потребности в установлении доверительных отношений, признании и самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других
людей. Они начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки, внешняя регуляция активности смещается к внутренней регуляции4. Деятельность с одной стороны должна отвечать потребностям
пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия для
развертывания отношений с товарищами и признания его реальной
значимости как полноправного члена общества5. Участие в такой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает
возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.
Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и ребенка, в которых активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо ценности, формированию
отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее
переживания. В событиях ребенок преобразовывает персональный
социальный опыт на личные установки и позиции, включается в многообразные социальные связи, является исполнителем разных ролевых
функций, тем самым преобразует окружающее общество и себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социализацию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации
обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с учетом указанных выше возрастных особенностей пятиклассников, социальной ситуации развития детей в образовательной организации и направлена на их активную социализацию.
Цель и задачи Программы
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических
особенностей.
Бердникова Д.В. Возрастная динамика активности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 4 (часть 3) — С. 628–630.
5
Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста // Хрестоматия повозрастной психологии. — М.: МПСИ, 1996. — С. 163–168.
4
6
Задачи Программы:
● создание условий для усвоения обучающимися социальных норм,
духовно-нравственных ценностей, традиций;
● формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
● приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений;
● развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности,
самопознания, ответственности, умения работать в коллективе;
● обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на следующий уровень образования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
Методологическими основаниями Программы являются аксиологический, антропологический и системно-деятельностный подходы:
● аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой социальную деятельность, направленную на передачу ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся
присваивают ценности в событийных общностях, приобретают
социокультурный опыт; у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание и нравственная культура;
● антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его природных, социальных
и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений в событийных общностях, в которых происходит зарождение нравственного сознания, обретается опыт нравственного поведения,
что в совокупности с личностными особенностями составляет
основу субъектности ребенка;
● системно-деятельностный подход обуславливает системную реализацию воспитательного потенциала содержания образования,
формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной
деятельности, развитие субъектной личностной позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
В основе Программы лежит понятие образовательного события,
которое было введено в педагогическую систему А. С. Макаренко и закреплено классической традиционной педагогикой. Образовательное
событие — это особая форма организации совместной деятельности
детей и взрослых, которая предполагает инициативные формы включения и создание «продукта совместной деятельности», позволяющая
7
ребенку приобретать собственный опыт переживания той или иной
ценности. В воспитательном событии осуществляется взаимное обогащение всех субъектов воспитательного процесса. Оно способствует развитию самостоятельности, ответственности, инициативности пятиклассников6.
ТЕЗАУРУС ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Активность — это деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества. Активность ребенка направлена на получение новых знаний,
умений, навыков, на успешное вхождение в коллектив сверстников.
Воспитание — социальная деятельность, направленная на передачу общественных ценностей от старшего поколения к младшему. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают социокультурный опыт, у них формируется моральная рефлексия,
нравственное самосознание и нравственная культура.
Общность — устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные
целевые ориентиры. Общность — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором
они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия.
Событие (в контексте воспитания) — субъект-субъектная форма
взаимодействия взрослого и ребенка, в которой активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо ценности,
формированию отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта ее переживания.
Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта
в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества.
Кудинова Ю.В. Педагогически обоснованная событийность как интегративное
свойство воспитательной системы [Текст] / Ю.В. Кудинова, Д.С. Калашкина // Известия ВГПУ. — 2019. — № 3. — С. 55–58.
6
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Классные события
«Моя школа — мои
возможности»
Темы занятий
Количество
часов
Занятие 1.
«Какие мы?»
1
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
2
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)
1
Занятие 5. «Школьные старты»
1
Занятия 6–7. «Мы — команда»
2
ИТОГО: 7
2
«Моя семья — моя опора» Занятие 8.
«История моей семьи»
1
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
1
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
1
Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»
2
ИТОГО: 5
3
«Мой выбор — моя
ответственность»
Занятие 13.
«Моя гражданская позиция: почему важно выбирать»
1
Занятие 14.
«Цифровая грамотность и безопасность в сети»
1
Занятие 15.
«Безопасное использование цифровых ресурсов»
1
Занятие 16.
«Финансовая безопасность»
1
Занятие 17.
«Планируем бюджет»
1
Занятие 18.
«5 правил финансовой грамотности»
1
Занятия 19–20.
«Мы выбираем»
2
ИТОГО: 8
4
«Мои знания — моя сила»
Занятия 21–22.
«Чудеса науки»
2
Занятие 23.
«Эмоциональный интеллект»
1
Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое питание»
1
Занятия 25.
«Правильные привычки: правила безопасности»
1
Занятия 26–27.
«В здоровом теле — здоровый дух»
2
ИТОГО: 7
5
«Моя страна — моя
история»
Занятие 28.
«Аллея памяти»
1
Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
1
Занятие 30.
«Через года, через века помните…»
1
Занятия 31–32.
«Зарница»
2
ИТОГО: 5
Итоговое занятие
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
2
ИТОГО: 34 часа
9
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом
из которых отражаются особенности личностного развития ребенка,
его воспитания и социализации. Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах
поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности
и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки
активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления
о семье как важнейшем социальном институте. Событие актуализирует
такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права
и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие
нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру научного знания, формированию навыков познавательной
деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память
и преемственность поколений, единство народов России, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых
состоит из трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него представления о какой-либо ценности (или
группе ценностей), лежащей в основе события.
10
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации
ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых
способствует формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке
педагога делает выводы о полученных результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети
демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для
группы (см. рис. 1).
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им зафиксировать полученный в событии опыт. Таким
образом, в конце учебного года у каждого пятиклассника будет иметься
собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети демонстрируют полученные в течение учебного года знания
и умения, подводят коллективные и индивидуальные итоги.
}
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОБЫТИЯ
Занятие 1
Занятие n
информация
информация
практика
практика
практика
рефлексия
рефлексия
рефлексия
опыт
опыт
опыт
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
демонстрация индивидуального опыта
в коллективной деятельности
Занятие 2
информация
групповая рефлексия
формирование, развитие и корректировка ценностных ориентаций
Рисунок 1 — Схема организации события
Таким образом, у пятиклассников происходит построение логической цепочки от собственного опыта проживания каждого занятия
к ознакомлению с опытом других детей и к формированию общего отношения классного коллектива к прожитому ими событию.
Эта логическая цепочка закреплена в названии программы «Я-тыон-она — вместе целая страна» и наглядно демонстрирует особенности
протекания активной социализации на практике, когда знания и опыт
отдельного субъекта, с одной стороны, интегрируются в общее социальное пространство, а с другой стороны, дополняют и обогащают
опыт самого субъекта новыми коллективными знаниями.
11
Основными формами взаимодействия педагогов с обучающимися
являются: классный час, творческая мастерская хакатон, квест-игра,
которые направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Для проведения занятий по Программе желательно использовать
не только учебный кабинет, закрепленный за классом, но и другие помещения образовательной организации (спортзал, библиотеку, рекреации и т. д.), а также пришкольную территорию. Кроме того, Программа
предусматривает организацию экскурсий, мастер-классов и других занятий за пределами школы на территории социальных партнеров.
Приветствуется активное участие самих обучающихся в подготовке
и проведении занятий Программы, а также старшеклассников (наставников), других педагогов школы, родителей и социальных партнёров
школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания
в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России,
к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание
важности морально-этических принципов в деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание последствий и непри12
ятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения)
и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать
себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным
состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать
в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться
у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах
и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере
овладения
универсальными
учебными
познавательными
действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи
при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретиро-
13
вать информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою
точку зрения в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада
в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
В сфере овладения
универсальными
учебными
регулятивными
действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имею-
14
щихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку
ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать
причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать
свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других без осуждения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации Программы и обеспечения единых подходов к ее реализации разработан учебно-методический комплекс,
состоящий из отдельных тетрадей по каждому событию, в которых
содержатся методические рекомендации педагогу, помогающие ему
грамотно организовать деятельность школьников.
Разработки занятий представлены в виде технологических карт. Технологическая карта представляет собой документ, регламентирующий
деятельность педагога по планированию и организации образовательного процесса на занятии в соответствии с требованиями ФОП ООО.
Технологическая карта является обобщенно-графическим выражением сценария урока, основой его проектирования, средством представления индивидуальных методов работы педагога. В каждой технологической карте представлено описание необходимого для проведения
занятия материально-технического обеспечения, а также обозначено
пространство, соответствующее условиям проведения занятия.
В приложениях к соответствующим технологическим картам размещены необходимые для проведения занятий демонстрационные и раздаточные материалы.
При разработке методических материалов к занятиям использовался принцип вариативности, позволяющий педагогу самостоятельно
выбрать задания, формы занятий в зависимости от имеющихся в образовательной организации материально-технических и кадровых ресурсов, а также уровня сформированности классного коллектива.
15
институтвоспитания.рф
ИНСТИТУТ ВОСПИТАНИЯ
ФГБНУ ИИДСВ