Приложение к ООП
(начального общего образования)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ)
2024 год
1. Пояснительная записка.
1.1. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с
рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного
и среднего профессионального образования.
1.2. Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в МОУ Воскресенской средней школе;
разработана и утверждена с участием Совета обучающихся и общешкольного
родительского комитета МОУ Воскресенской средней школы;
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
2. Целевой раздел.
2.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм
и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
2.2. Воспитательная
деятельность
в
общеобразовательной
организации
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей
российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями
и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
2.3. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе
социокультурных,
духовно-нравственных
ценностей
и
принятых
в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
2.4. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
приобретение
социокультурного
соответствующего
опыта
поведения,
этим
нормам,
общения,
ценностям,
межличностных
традициям
социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ
в соответствии с ФГОС НОО.
2.5. Личностные
результаты
освоения
обучающимися
программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
образовательных
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
2.6. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется
и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и
с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
2.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания
в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и
субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам
и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
3) духовно-нравственного
воспитания
на
основе
духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к
памяти предков.
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического
воспитания,
способствующего
формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
2.8. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО
установлены ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
конституциональных)
на
основе
ценностей,
российских
обеспечивают
базовых
единство
(гражданских,
воспитания,
воспитательного пространства.
2.9. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
2.9.1. Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление
о Родине – России, её территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины – России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека
в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
2.9.2. Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших;
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
2.9.3. Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
2.9.4. Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе
в информационной среде;
владеющий
основными
навыками
личной
и
общественной
гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие
ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
2.9.5. Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
2.9.6. Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
2.9.7. Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
3. Содержательный раздел.
3.1. Уклад образовательной организации.
МОУ Воскресенская средняя школа является самой крупной (центральной)
школой района с количественным составом более 850 учащихся – 39 класскомплектов. Контингент обучающихся достаточно разнообразен, примерно 32%
учащихся попадают под статус «категорийных семей». Школа работает в одну смену.
Из близлежащих деревень организуется подвоз учащихся.
В школе созданы оптимальные материальные условия для организации
разнообразной деятельности: два спортивных зала, футбольное поле, хоккейная
коробка, игровая площадка, тренировочная полоса препятствий, два компьютерных
класса, библиотека, столовая, достаточное количество кабинетов для образования и
воспитания обучающихся. В организации воспитательных мероприятий существует
возможность использования ресурсов современного Центра образования цифрового
и гуманитарного профилей «Точка роста», имеющего современное мультимедийное
оборудование и комфортную среду. Школа оснащена достаточным количеством
спортивного инвентаря, научно-публицистической и художественной литературой,
доступом к информационным ресурсам, компьютерной техникой.
МОУ Воскресенская средняя школа имеет богатую историю. Корни ее уходят в
далекий 1856 год, когда было открыто училище в селе Воскресенское, впоследствии
ставшее гимназией, а затем – в 1932 году - средней школой.
Среди выпускников школы много заслуженных людей, получивших признание.
Звания «Почётный гражданин Воскресенского района» удостоены 14 человек.
Процесс воспитания в МОУ Воскресенской средней школе основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности
ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Воспитанники
являются
активными
участниками
муниципальных,
региональных и всероссийский акций, олимпиад, конкурсов, в том числе и в
дистанционном формате.
Основные традиции воспитания в МОУ Воскресенской средней школе:
- организация и проведение встреч с учителями – ветеранами школы в
преддверии Дня Учителя, Дня Матери, 8 марта и Дня Победы. Изготовление для них
памятных подарков;
- организация и проведение Осеннего бала и Выпускных вечеров для
старшеклассников;
- праздники Посвящения в первоклассники и Прощания с Азбукой;
- торжественная линейка, посвящённая принятию учащихся в члены школьной
детской общественной организации «Поиск».
В основу рабочей программы воспитания школы легли две концепции:
педагогика общей заботы Игоря Петровича Иванова, которая учитывает такие идеи
коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности,
коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов,
эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность
деятельности коллектива и педагогическая поддержка ребенка и процесса его
развития Олега Семёновича Газмана. Под термином «педагогическая поддержка»
понимается процесс совместного с ребенком определения его собственных
интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем),
мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно
достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом
образе жизни.
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников – коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка
увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
-
в
проведении
общешкольных
дел
присутствует
дружественная
соревновательность между классами и максимально поощряется конструктивное
межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В школе реализуются Федеральные образовательные проекты «Цифровая
образовательная среда», «Точка Роста», «Школа полного дня». Основными
направлениями работы педагогов дополнительного образования являются развитие у
обучающихся мотивации к познанию и творчеству; интеллектуальное духовное
развитие личности ребенка; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
создание
условий
для
социального,
культурного
и
профессионального
самоопределения. формирование и закрепление традиций школы.
На базе школы созданы военно-патриотический клуб «Барс», детская
общественная организация «Поиск» и волонтёрское объединение «Правильный
выбор». Активно развивают свою деятельность Школьный театр, Школьный
спортивный клуб и первичное отделение Движения Первых.
Среда воспитательной системы МОУ Воскресенской средней школы включает
в себя не только возможности школы, но и социокультурные ресурсы посёлка.
Недалеко от школы находятся ФОК «Олимпия», Центр детского творчества и
Музыкальная школа, с которыми заключены договора и налажено тесное
сотрудничество. Среди социальных партнёров наиболее значимыми также являются
Воскресенское лесничество, Воскресенский ЦКД, Центральная детская библиотека,
Отдел полиции по Воскресенскому району и Центральная районная больница.
Исходя из данных условий, рабочая программа воспитания учитывает
потребности, особенности, уровень развития личности и воспитания разных групп
учащихся школы.
3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
планируются, представляются по модулям.
В модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в
учебном году в рамках определённого направления деятельности в образовательной
организации. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми
условиями,
средствами,
возможностями
воспитания
(урочная
деятельность,
внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями и другие).
3.2.2. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического
сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего
содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций
для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор
методов,
методик,
технологий,
оказывающих
воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию
приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний
своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
3.2.3. Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
Курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»;
Курса внеурочной деятельности «Орлята России»;
Курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»;
через занятия общественно - полезными практиками, участие в деятельности
«Движения первых» и ШДОО «Поиск»;
участие в деятельности Школьного театра и Школьного спортивного клуба;
конкурсы, спортивные турниры и соревнования, общешкольные дела в
соответствии с Календарным планом воспитательной работы Школы;
проектно-исследовательская деятельность, участие в олимпиадах.
3.2.4. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого
вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение
задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся
в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями,
способностями,
давать
возможности
для
самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения
за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с
педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и
другие), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся
через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими
обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше
узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию
и
проведение
регулярных
родительских
собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в
классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях
с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего
в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной
организации;
привлечение
родителей
(законных
представителей),
членов
семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
3.2.5. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация
воспитательного
потенциала
основных
школьных
дел
предусматривает:
общешкольные
праздники,
ежегодные
творческие
(театрализованные,
музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы
(Дни единых действий, День Учителя, День Матери, День Отца, Новогодние
праздники, 8 Марта, День Победы, День России);
участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России,
мире («Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Дети летом»);
торжественные
мероприятия,
связанные
с
завершением
образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение
новых социальных статусов в образовательной организации, обществе (Праздник
«Первое сентября», «Последний звонок», выпускные вечера);
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, своей
местности;
социальные
проекты
в
образовательной
организации,
совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в
том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности (проект
«Игровые перемены», проект «Зелёная планета», акция «Дети - детям»);
праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми
событиями, проводимые для жителей населенного пункта и совместно с семьями
обучающихся (День Семьи);
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и другой
направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование,
за приглашение и встречу гостей и других), помощь обучающимся в освоении
навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися
разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
3.2.6. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнёрами;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в Воскресенский краеведческий музей,
Музей «Град Китеж»), организуемые в классах классными руководителями, в том
числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с
привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слёты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том
числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой
местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историкокультурных ландшафтов, флоры и фауны и другого;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел,
в
процессе
характеризующаяся
которых
складывается
доверительными
детско-взрослая
взаимоотношениями,
общность,
ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
3.2.7. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников
образовательных
отношений
использованию в воспитательном процессе:
по
её
созданию,
поддержанию,
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную
организацию государственной символикой Российской Федерации, Нижегородской
области, Воскресенского муниципального округа (флаг, герб), изображениями
символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории,
исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных
и
исторических,
точных
и
стилизованных,
географических,
природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, народных, религиозных мест
почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей
культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, Нижегородской области, Воскресенского края, предметов
традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной направленности (музыка, информационные сообщения), исполнение
гимна Российской Федерации;
оформление и обновление стендов в помещениях, содержащих в доступной,
привлекательной
форме
новостную
информацию
позитивного
гражданско-
патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных
событиях, поздравления педагогов и обучающихся и другие;
разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другие), используемой
как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для
общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных
вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.2.8. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных
органов
родительского
сообщества
(Общешкольного
родительского комитета, родительских комитетов классов), участвующих в
обсуждении
и
решении
вопросов
воспитания
и
обучения,
деятельность
представителей
родительского
сообщества
в
управляющем
совете
МОУ
Воскресенской средней школы;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов,
условий обучения и воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских
религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на официальном сайте образовательной организации в
Интернете, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются
интересующие
родителей
вопросы,
согласуется
совместная
деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных
нормативными
документами
о
психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения
родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
целевое взаимодействие с их законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей.
3.2.9. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации предусматривает:
организацию и деятельность Совета учащихся;
представление
органами
ученического
самоуправления
интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в образовательной
организации.
3.2.10. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях
формирования
и
поддержки
безопасной
и
комфортной
среды
в
образовательной организации предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды с целью
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности;
проведение исследований, социально – психологического тестирования,
мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и
психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным
направлениям (агрессивное поведение, зависимости и другие);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической
направленности
социальных
и
природных
рисков
в
образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные,
против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения,
культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде,
на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной
безопасности,
антитеррористической
и
антиэкстремистской
безопасности,
гражданской обороне и другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику
правонарушений,
девиаций
посредством
организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том
числе
профессиональной,
религиозно-духовной,
благотворительной,
художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных
групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с
агрессивным поведением и других);
профилактику
специальной
расширения
групп,
психолого-педагогической
семей
обучающихся,
поддержки
и
требующих
сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
3.2.11. Модуль «Социальное партнёрство».
Реализация
воспитательного
потенциала
социального
партнёрства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни
открытых
дверей,
государственные,
региональные,
школьные
праздники,
торжественные мероприятия и другие);
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
уроков,
внеурочных
занятий,
тематической направленности;
внешкольных
мероприятий
соответствующей
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских)
актуальных
с
представителями
проблем,
организаций-партнёров
касающихся
жизни
для
образовательной
обсуждений
организации,
муниципального образования, региона, страны;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
патриотической,
организациями-партнёрами
трудовой
и
другой
благотворительной,
направленности,
экологической,
ориентированных
на
воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное
воздействие на социальное окружение.
3.2.13. Модуль «Профориентация».
Реализация
воспитательного
потенциала
профориентационной
работы
образовательной организации предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях,
условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
совместное с педагогами
изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных
представителей)
по
вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в
выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, в рамках
внеурочной деятельности, дополнительного образования.
4. Организационный раздел.
4.1. Кадровое обеспечение.
Кадровое
обеспечение
Программы
формируется
в
соответствии
с
организационной структурой школьного образовательного учреждения на основании
регламентов, установленных региональным законодательством.
Педагогический состав – 63 педагога, из них 58 учителей-предметников, 39
классных руководителей, 23 педагога ДОП образования.
В Школе создан Штаб воспитательной работы:
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Должность
Стаж педагогической деятельности
Количество
Менее 5 лет 5-10 лет
Более 10 лет
Директор
МОУ
+
1
Воскресенской СШ
Заместитель
+
1
директора по ВР
Советник директора +
2
по воспитанию и
связям с детскими
общественными
объединениями
Педагог - организатор +
1
Педагог - психолог
+
1
Социальный педагог
+
1
Старшая вожатая
+
1
Библиотекарь
+
+
2
4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Нормативно-методическим обеспечением реализации Программы воспитания
являются:
- Образовательная программа МОУ Воскресенской средней школы;
- Годовой план работы МОУ Воскресенской средней школы;
- Календарный учебный график МОУ Воскресенской средней школы;
- Календарное планирование классных руководителей и рабочие программы
специалистов МОУ Воскресенской средней школы;
- Должностные инструкции педагогов, отвечающих за воспитательный процесс
в МОУ Воскресенской средней школы;
- Правила внутреннего распорядка учащихся в МОУ Воскресенской средней
школе.
4.3. Требования
к
условиям
работы
с
обучающимися
с
особыми
образовательными потребностями.
4.3.1. В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ,
из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из
семей мигрантов, билингвы и другие), одарённых, с отклоняющимся
поведением, – создаются особые условия:
выявления и развития способностей и одаренностей обучающихся с
ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию
общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики,
используя возможности образовательных учреждений дополнительного
образования детей;
включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и
творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектноисследовательскую деятельность;
включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в разработку основной
образовательной программы начального общего образования,
проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также
формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся;
4.3.2. Особыми
задачами
воспитания
образовательными потребностями являются:
обучающихся
с
особыми
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
построение
воспитательной
деятельности
с
учётом
индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
4.3.3. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями
с использованием соответствующих возрасту и физическому и (или) психическому
состоянию методов воспитания;
создание
оптимальных
условий
совместного
воспитания
и
обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся.
4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у
обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,
максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
4.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности обучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
соответствия
процедур
награждения
укладу
общеобразовательной
организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной
организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования
частоты
награждений
(недопущение
избыточности
в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другие);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную
межличностные
и
коллективную
противоречия
активность
между
обучающихся,
обучающимися,
преодолевать
получившими
и
не
получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных
представителей)
обучающихся,
представителей
родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического
самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
4.4.3. Формы
поощрения
проявлений
активной
жизненной
позиции
обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав
расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная
поддержка.
4.4.4. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её
организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио
может
включать
подтверждение
личностных
достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах).
Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.
4.4.5. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся
или названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности,
определяемой их успешностью, достижениями.
4.4.6. Благотворительная
(классов)
может
поддержка
заключаться
в
обучающихся,
материальной
групп
поддержке
обучающихся
проведения
в
образовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения
внешкольных
мероприятий,
различных
форм
совместной
деятельности
воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в
помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность
предусматривает
публичную
презентацию
благотворителей и их деятельности.
4.4.7. Использование
рейтингов,
их
форма,
публичность,
привлечение
благотворителей, в том числе из социальных партнёров, их статус, акции,
деятельность соответствуют укладу общеобразовательной организации, цели,
задачам, традициям воспитания, согласовываются с представителями родительского
сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в
образовательной организации.
4.5. Анализ воспитательного процесса.
4.5.1. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровне начального общего образования, установленными ФГОС
НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
4.5.2. Планирование
анализа
воспитательного
процесса
включается
в
календарный план воспитательной работы.
4.5.3. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение
уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности,
стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и
родителями;
развивающий
характер
осуществляемого
анализа
ориентирует
на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания,
умелого планирования воспитательной работы, подбора видов, форм и содержания
совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
распределённая
ответственность
за
результаты
личностного
развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная
организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной
социализации, и саморазвития.
4.5.4. Основные направления анализа воспитательного процесса соответствуют
Модулям воспитательной работы:
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Классное руководство
Основные школьные дела
Внешкольные мероприятия
Организация предметно-пространственной среды
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Самоуправление
Профилактика и безопасность
Социальное партнёрство
Профориентация
4.5.5. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
4.5.6. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом) с последующим обсуждением
результатов
на
методическом
объединении
классных
руководителей
или
педагогическом совете.
4.5.7. Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
4.5.8. Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
проблемы и затруднения в личностном развитии обучающихся, которые
удалось решить за прошедший учебный год;
проблемы и затруднения, которые решить не удалось и почему;
новые проблемы и трудности, которые появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
4.5.9. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
4.5.10. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния
совместной деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной,
событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
4.5.11. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по
воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, совета обучающихся.
4.5.12. Способами
получения
информации
о
состоянии
организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников являются
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями),
педагогическими
работниками,
представителями
совета
обучающихся.
4.5.13. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете.
4.5.14. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
реализация воспитательного потенциала урочной деятельности;
реализация
воспитательного
потенциала
внеурочной
деятельности
обучающихся;
деятельность классных руководителей;
проведение общешкольных основных дел, мероприятий;
проведение внешкольных мероприятий;
создание и поддержка предметно-пространственной среды;
взаимодействие с родительским сообществом;
деятельность ученического самоуправления;
деятельность по профилактике и безопасности;
реализация потенциала социального партнёрства;
деятельность по профориентации обучающихся;
вопросы по дополнительным модулям.
4.5.15. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
4.5.16. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником
директора по воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом МОУ Воскресенской средней школы.