МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Администрация Воскресенского муниципального округа
МОУ Воскресенская СШ
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
директор
________________________
________________________
МАОУ Воскресенская СШ
Протокол № 1
от «27» августа 2025 г.
Зеленов А.А.
Приказ № 252 (о) от
«27» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Педагогика и психология»
для обучающихся 10 классов
р.п. Воскресенское 2025
Пояснительная записка
Программа модульного курса "ПЕДАГОГИКА" предназначена для
психолого-педагогических классов среднего уровня образования, составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения основной образовательной программы.
Программа составлена с использованием основных подходов к
формированию универсальных учебных действий, учитывает межпредметные
связи, возрастные и психологические особенностей школьников.
Программа
направлена
на
актуализацию
профессионального
самоопределения учащихся, формирование основ
профессионального
самосознания и осознанного профессионального выбора.
Цель
программы
оказание
поддержки
обучающимся
в
допрофессиональной подготовке и профессиональном самоопределении в
процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной
деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование общих представлений о педагогике как науке, о значении,
характере и специфических особенностях профессии педагога;
формирование системы педагогических понятий и основ целостного
научного мировоззрения;
овладение исследовательскими методами, позволяющими судить об
эффективности собственной деятельности;
обеспечение учащихся средствами самопознания.
Развивающие:
развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей,
познавательных процессов и пр.);
развитие коммуникативных, ораторских и артистических навыков, умения
вести дискуссию;
развитие творческих и педагогических способностей;
формирование профессионально-важных качеств личности, активизация
мотивов саморазвития, личностного роста.
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности, формирование нравственных
ориентиров;
формирование культуры поведения, социальных навыков, основ
самовоспитания;
формирование уважения к личности педагога на основе понимания
общественной значимости педагогического труда.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Личностные результаты:
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками,
детьми младшего возраста и взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к самоопределению при анализе различных
направлений будущей профессиональной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской деятельностью, включая
умения выявлять проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, анализировать и делать
выводы, защищать свою позицию;
умение находить педагогическую информацию в различных источниках,
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из
одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к будущей профессии;
способность к сотрудничеству и коммуникации в процессе обсуждения
изучаемых проблем;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
формирование общих представлений о педагогике как науке; овладение
понятийно-терминологическим аппаратом педагогики; знание
истории
образования и вклада различных педагогов в развитие педагогики и
образования; сформированность представлений об основных нормативных
актах в области образования;
формирование основ педагогической культуры;
сформированность умения решать практические задачи на основе
осознания основ теории обучения и воспитания;
готовность принимать участие в организации воспитательной работы в
школе.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся:
Знать
основные понятия педагогики, место и роль педагогики в системе наук,
значение педагогики для практической деятельности людей;
историю возникновения профессии, основные педагогические школы,
основных представителей педагогической мысли России;
структуру педагогической деятельности; методы обучения и воспитания;
основные требования к педагогу; методику оценки педагогического
мастерства и педагогической культуры;
правила проведения педагогического исследования.
Уметь
анализировать педагогические ситуации, определять цели и задачи урока
или внеклассного мероприятия,
готовить оборудование для проведения занятий,
проводить педагогическое исследование,
осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности,
проявлять компетентность в области будущей профессии педагога,
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями
профессии; составлять личный профессиональный план,
творческие использовать исторический и передовой педагогический опыт
в своей деятельности.
Владеть
навыками поиска информации, необходимой для эффективного решения
профессиональных задач и конструирования образовательных событий,
навыками организации учебного и воспитательного процесса,
готовностью к осознанному выбору профессиональной области.
Формы организации учебного процесса:
теоретические и практические занятия
семинары
дебаты
ролевые игры
тренинги
виртуальные экскурсии
анализ видеоуроков
проектные сессии
выполнение и защита групповых и индивидуальных проектов
решение проблемных педагогических ситуаций
зачет
эссе
Содержание программы:
10 класс
Модуль 1. Педагогическая профессия в мировой истории (15 часов)
Тема 1. Зарождение профессии (6ч)
Первобытное общество – первые педагоги в истории человечества.
Возникновение школ и появление профессиональных педагогов. Школы в
различные исторические эпохи. Величайшие педагоги в истории человечества:
Конфуций, Квинтилиан, Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци,
Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко, Мария
Монтессори, Януш Корчак, Василий Александрович Сухомлинский.
Тема 2. Особенности педагогического труда (5ч)
Общая характеристика нормативных документов, регулирующих
профессиональную деятельность современного российского педагога. Закон
«Об образовании в Российской Федерации». Федеральные государственные
стандарты о целевых ориентирах современного российского образования.
Портрет выпускника. Профессиональный стандарт педагога. Миссия
современного педагога: позиция государства и общества. Реализация миссии
педагога в учреждениях дошкольного, начального, основного, среднего,
профессионального и постпрофессионального образования.
Тема 3. Структура педагогической деятельности (4ч)
Воспитание, обучение и развитие обучающихся. Конструктивный,
организаторский и коммункативный компоненты педагогической деятельности
в их взаимосвязи. Организация деятельности учащихся. УУД. Особенности
коммуникции с учащимися младшего, среднего и старшего звена.
Модуль 2. Педагогика системе наук о человеке (9 часов)
Тема 1. Народная педагогика (1ч)
Роль фольклора и религии в воспитании. Национально-культурный
воспитательный идеал.
Тема 2. Педагогика как наука (2ч)
«Язык педагогики» как инструмент профессионального общения
педагогов. Сущность понятий «образование», «обучение», «воспитание»,
«педагогический процесс». Я.А. Коменский как автор «Великой дидактики».
К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогической науки.
Система педагогических наук, связь педагогики с другими науками.
Тема 3. Методы педагогического исследования (6ч)
Теоретические и эмпирические методы. Метод наблюдения. Опросные
методы:
беседа,
интервьюирование,
анкетирование,
тестирование.
Социометрия. Изучение мотивации учащихся. Работа с источниками. Анализ
продуктов
педагогической
деятельности.
Математические
методы.
Педагогический эксперимент.
Модуль 3. Личность педагога (9 часов)
Тема 1. Профессионально-личностные качества педагога (3ч)
Педагог — профессия типа «человек — человек». Комплекс
педагогических способностей. Противопоказания к выбору педагогической
профессии. Типы педагогического взаимодействия. Профессионально важные
качества педагога.
Тема 2. Имидж педагога (1ч)
Имидж как общественный эталон. Создание и поддержание имиджа.
Самопрезентация и позиционирование.
Тема 3. Педагогическая культура (3ч)
Педагогическая культура как компонент нравственной культуры личности.
Взаимосвязь общей и профессиональной культуры. Аксиологический,
технологический, эвристический, личностный компоненты педагогической
культуры. Педагогический интеллект. Педагогический такт. Стили
педагогического общения.
Тема 4. Педагогическое мастерство (2ч)
Этапы профессионального становления педагога. Учитель-мастер.
Конкурсы профессионального мастерства.
11 класс
Модуль 1. Основы теории обучения (17 часов)
Тема 1. Кого и зачем учить (4ч)
Педагогическая
периодизация.
Возрастные
особенности
детей.
Целесообразность дифференциации обучающихся по полу, способностям,
уровню обученности. Педагогические идеалы разных эпох. Роль учителя в
образовательном процессе. Портрет современного школьника.
Тема 2. Как учить (4ч)
Дидактические принципы Я.А.Коменского. Проблемное обучение.
Программное обучение. Развивающее обучение. Выбор методов обучения.
Средства обучения. Урок как основная форма обучения. Типология
современных уроков. Критерии отбора содержания образования. Учебник как
главное средство обучения.
Тема 3. Современные образовательные технологии (4ч)
Современные образовательные модели. Требования к образованию 21 века.
Цифровое и дистанционное образование. Технология полного усвоения знаний,
модульное обучение. Технологии разноуровневого обучения, коллективного
взаимообучения. Технология проектной деятельности.
Тема 4. Современный урок (5ч)
Урок как основная форма обучения. Внеурочные мероприятия: экскурсии,
экспедиции, полевые практики как современные формы обучения. Методы
обучения: традиционные, активные, интерактивные. Дискуссия как метод
обучения. Обучающие игры. Проблемные методы обучения. ТРИЗ как методика
проблемно-развивающего обучения. Значение самообучения для успешной
позитивной социализации личности.
Модуль 2. Основы теории воспитания (17 часов)
Тема 1. Ценности как основа воспитания личности (4ч)
Сущность понятия «ценности». Система ценностей. Взаимосвязь
общечеловеческих, педагогических и семейных ценностей. Базовые
национальные ценности, их краткая характеристика. Проблемы в социализации
личности. Развитие инклюзивного образования. Здоровьесбережение как одно
из основных направлений в деятельности современного педагога.
Педагогическая деятельность с девиантными детьми и подростками. Работа с
одаренными детьми и подростками. Профилактика асоциального поведения.
Роль семьи в воспитании детей. Ответственность родителей за образование
детей.
Тема 2. Формы воспитания (3ч)
Воспитание в урочной и внеурочной деятельности педагога. Понятие
духовно-нравственного воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание.
Экологическое воспитание. Трудовое воспитание. Эстетическая, физическая,
гендерная культура личности. КТД. Событийный подход в организации
воспитательной работы. Наставничество.
Тема 3. Методы воспитания (4ч)
Поощрение и наказание как традиционные методы воспитания. Значение
примера в воспитании личности. Убеждение, разъяснение, дискуссия как
методы воспитания. Игра как один из самых популярных методов воспитания.
Соревновательный метод в воспитании. Значение самовоспитания для
успешной позитивной социализации личности.
Тема 4. Детский коллектив в формировании личности (5ч)
Роль коллектива в обществе. Особенности коллективной системы
воспитания. Сущность и признаки коллектива. Принципы и стадии развития
коллектива А.С. Макаренко, развитие его педагогических идей в трудах В.А.
Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Е. Щурковой. Личность и коллектив.
Изучение способностей, возможностей, интересов детей. Развитие
самоуправления в коллективе. Детские и юношеские объединения.
Организационные основы и принципы деятельности детских и юношеских
объединений. Структура и основные направления деятельности Российского
движения школьников.
Основная литература:
Педагогика: учебник для старшеклассников психолого-педагогических классов /
под ред. Е.Ю. Илалтдиновой – Н. Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2019 – 107 с.
Дополнительная литература:
Болдина Е., Ащеулова К. «Педагогические ситуации». – М.: Школьная пресса,
2000.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: изд-во «Питер», 2000.
Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. - М.: Проспект, 2019.
Мудрик А.В. «Учитель: мастерство и вдохновение» / Книга для
старшеклассников. – М.: Просвещение, 1986.
Календарно-тематическое планирование
тема
Колво
часов
содержание занятия
формы деятельности
Модуль 1.
Педагогическая
профессия в мировой
истории
15
Тема 1. Зарождение
профессии
6
Воспитание в
первобытном обществе
1
Человек в первобытнообщинном строе. Обряды
инициации. Мифомышление.
Работа с учебником,
создание ментальной
карты
Возникновение школ и
появление
профессиональных
педагогов.
1
Социальная значимость
профессии педагог. Школы
древнего Египта, Месопотамии,
Индии, Китая, Греции.
Работа с учебником,
анализ фольклорных
произведений на тему
«учитель, учение»,
создание притчи об
учителе.
Школы в различные
исторические эпохи.
1
Школа античности,
средневековья, нового времени.
Школа в индустриальном и
постиндустриальном обществе.
Выступления с
докладами,
систематизация
информации в виде
таблицы; создание
проекта «Лесная
школа».
Величайшие педагоги в
истории человечества
2
Педагогическое наследие
Конфуция, Коменского,
Песталоцци, Монтессори,
Макаренко, Корчака,
Сухомлинского.
Выступления с
докладами, создание
кластеров, написание
эссе о педагогах
прошлого.
Определение
склонностей и
способностей к
педагогической
профессии
1
Работа с опросником
Е.А.Климова
Практическая работа,
обсуждение результатов;
дискуссия о
достоинствах и
недостатках профессии
«педагог»
Тема 2. Особенности
педагогического труда
5
Специфика педагогической 1
деятельности
Общественная значимость
педагогического труда. Субъект
и объект педагогической
деятельности. Адаптивная и
гуманистическая функции
педагогики.
Работа с учебником:
систематизация
информации в виде
ментальных карт и
кластеров. Создание
карты профессий.
Профессиограмма педагога 1
Понятие профессиограммы.
Работа с учебником.
Показания и противопоказания к Дебаты на тему «Стать
выбору профессии педагог.
учителем может
каждый?»
Учащийся как объект
педагогического труда
1
Портрет учащегося поколения Z. Конспект лекции.
Портрет выпускника.
Анализ нормативных
документов.
Миссия педагога
1
Понятие миссии. Миссия
современного педагога.
Реализация миссии педагога в
учреждениях дошкольного,
начального, основного, среднего,
профессионального и
постпрофессионального
образования.
Работа с «Клятвой
учителя»
Ш.Амонашвили и
«Этическим кодексом
педагога» НГПУ.
Государство и общество о
миссии педагога
1
Общая характеристика
нормативных документов,
регулирующих
профессиональную
деятельность современного
российского педагога. Закон
«Об образовании в Российской
Федерации». ФГОСы о
целевых ориентирах
современного российского
образования.
Профессиональный стандарт.
Анализ нормативных
документов.
Тема 3. Структура
педагогической
деятельности
4
Конструктивный,
организаторский и
коммуникативный
компоненты
педагогической
деятельности
3
Воспитание, обучение и
развитие обучающихся.
Взаимосвязь компонентов
педагогической деятельности.
Трудности в работе молодого
педагога. Особенности
коммуникации с учащимися
младшего, среднего и
старшего звена.
Работа с учебником:
систематизации
информации. Анализ
видеоуроков.
Планирование урока
(проектная сессия).
Создание памятки
начинающему учителю.
Мой идеал учителя
1
Особенности жанра эссе.
Создание эссе «Мой
идеал учителя».
Решение задач
педагогической
викторины «Я это
знаю».
Модуль 2. Педагогика в
системе наук о человеке
9
Тема 1. Народная
педагогика
1
Роль фольклора и религии в
воспитании. Национально-
Работа с учебником.
Подбор и анализ
Народная педагогика как
1
фундамент педагогической
науки
культурный воспитательный
идеал.
фольклорных
произведений с
педагогическим
содержанием.
Работа с учебником,
создание глоссария по
теме
Тема 2. Педагогика как
наука
2
Объект и предмет
педагогики
1
«Язык педагогики» как
инструмент профессионального
общения педагогов. Сущность
понятий «образование»,
«обучение», «воспитание»,
«педагогический процесс». Я.А.
Коменский как автор «Великой
дидактики». К.Д. Ушинский как
основоположник отечественной
педагогической науки.
Педагогика среди других
наук
1
Система педагогических наук, Работа с учебником,
связь педагогики с другими создание кластера
науками.
«Педагогическое
дерево»
Тема 3. Методы
педагогического
исследования
6
Теоретические и
эмпирические методы.
Метод наблюдения.
2
Методы теоретического уровня.
Виды наблюдения как
эмпирического метода.
Работа с учебником.
Практическая работа
«Изучение
познавательной
активности учащихся на
уроке» с представлением
результатов в виде
доклада.
Опросные методы
2
Правила проведения беседы и
интервью, виды тестов.
Работа с учебником.
Практическая работа
«Интервью с родителем»
с представлением
результатов в виде эссе.
Практическая работа
«Изучение школьной
мотивации».
Математические методы в
педагогических
исследованиях
1
Шкалирование, ранжирование.
Работа с учебником.
Практическая работа
«Лестница
престижности
профессий»
Педагогический
эксперимент
1
Критерии результативности
эксперимента.
Экспериментальные и
контрольные группы. Правила
организации эксперимента.
Работа с учебником.
Проектная сессия.
Модуль 3. Личность
педагога
9
Тема 1.
Профессиональноличностные качества
педагога
3
Портрет педагога:
требования к
профессиональноличностным качествам
1
Нравственные качества
педагога. Педагогические
способности. Показания и
противопоказания к выбору
педагогической профессии.
Работа с учебником.
Самодиагностика.
Коммуникативная культура 1
педагога и педагогическое
взаимодействие
Типология педагогического
взаимодействия. Стили
педагогического общения.
Работа с учебником.
Анализ фрагментов
фильмов.
Структура личности
педагога
1
Типы личности. Понятие
направленности личности.
Работа с учебником.
Самодиагностика.
Создание кластера
«Образ личности
педагога».
Тема 2. Имидж педагога
1
Имидж как общественный
эталон
1
Создание и поддержание
имиджа. Имиджевые качества.
Самопрезентация и
позиционирование.
Работа с учебником.
Анализ образов
педагогов в литературе и
кинематографе.
Практическая работа
«Имидж современного
педагога».
Тема 3. Педагогическая
культура
3
Культура личности
1
Педагогическая культура как
компонент нравственной
культуры личности.
Взаимосвязь общей и
профессиональной культуры.
Работа с учебником.
Из чего складывается
педагогическая культура
1
Аксиологический,
технологический,
эвристический, личностный
компоненты педагогической
культуры. Закономерности
общения. Конфликты в
педагогическом общении.
Работа с учебником,
систематизация
информации в виде
кластера, создание
памяток или буклетов с
советами педагогам.
Самосовершенствование
педагога
1
Педагогический интеллект.
Педагогический такт.
Индивидуальный стиль
педагогической деятельности.
Критерии успешности учителя.
Работа с учебником,
анализ педагогических
ситуаций.
Тема 4. Педагогическое
мастерство
2
Когда учитель становится
мастером
2
итого
34
Этапы профессионального
становления педагога. Учительмастер. Конкурсы
профессионального мастерства.
Работа с интернетресурсами. Создание
кластера «Этапы
становления учителя».
Анализ видеоуроков
конкурса «Учитель
года».
11 класс
тема
Кол-во
часов
содержание занятия
формы деятельности
Модуль 1. Основы
теории обучения
17
Тема 1. Кого и зачем
учить
4
Педагогическая
периодизация
1
Границы детского возраста.
Работа с учебником,
Возрастные особенности детей систематизация
информации в виде
кластера
Дифференциация
обучающихся
1
Гендерные особенности
учащихся. Целесообразность
дифференциации обучающихся
по полу, психологическим
характеристикам, уровню
обученности
Педагогические
идеалы разных эпох
1
Понятие педагогического
Семинар, представление
идеала. Связь образовательных докладов на тему
целей с общественным укладом «Педагогические
идеалы...»
Портрет современного 1
школьника
Работа с учебником.
Дискуссия по проблеме
дифференциации
обучающихся
Черты постиндустриального
общества. Психологические
особенности школьников
поколения Z. Компетенции 21
века.
Круглый стол
Тема 2. Как учить
4
Основы дидактики
1
Я.А.Коменский как создатель
«Великой дидактики».
Основные дидактические
принципы. Педагогическая
инноватика. Развивающее
обучение.
Работа с учебником,
систематизация
информации.
Методы и средства
обучения
1
Методы обучения. Критерии
выбора методов обучения.
Работа с учебником,
систематизация
информации в виде
кластера.
тема
Кол-во
часов
содержание занятия
формы деятельности
Урок как основная
форма обучения
1
Типология уроков.
Взаимодействие обучающихся
и учителя в ходе урока.
Работа с учебником,
систематизация
информации в виде
кластера. Анализ уроков.
Учебник как главное
средство обучения
1
Критерии отбора содержания
образования. Критерии
качества учебной литературы.
Работа с учебником.
Анализ содержания
рабочих программ. Анализ
дидактического
инструментария школьных
учебников.
Тема 3. Современные 4
образовательные
технологии
Образовательное
пространство
современной школы
1
Понятия образовательной
среды и образовательного
пространства. Современные
образовательные модели.
Видеоэкскурсия по новым
школам Москвы и
Подмосковья, школам
Финляндии.
Систематизация
информации в виде
кластера. Проектная
сессия «Моя школа» или
«Школа мечты».
Многообразие
образовательных
технологий
1
Технология полного усвоения
знаний, модульное обучение.
Технологии разноуровневого
обучения, коллективного
взаимообучения.
Семинар. Дискуссия об
эффективности
образовательных
технологий.
Технология проектной 1
деятельности
История метода проектов.
Семинар. Изучение
Задачи проектной деятельности продуктов проектной
в современной школе.
деятельности.
Типология проектов.
Цифровое и
дистанционное
образование
Основные понятия цифровой
педагогики. Технологические
средства обучения.
Электронные образовательные
ресурсы. Программное и
модульное обучение.
Дискуссия «Оn-line и offline образование:
проблемы и достоинства».
Проведение исследования
степени
удовлетворенности
школьников и их
родителей
дистанционными/цифровы
ми формами обучения.
Типология современных
уроков
Работа с учебником,
анализ уроков.
1
Тема 4. Современный 5
урок
Типология
современных уроков
1
тема
Кол-во
часов
содержание занятия
формы деятельности
Методы обучения:
традиционные,
активные,
интерактивные.
1
Методы обучения:
традиционные, активные,
интерактивные.
Работа с литературой.
Мозговой штурм.
Проблемные методы
обучения
1
Проблемные методы обучения
Работа с литературой.
Мозговой штурм.
Игровые методы
2
Общая теория игровой
деятельности. Социальная роль
игры. Особенности
дидактической игры. Структура
игры. Основы планирования
игры. Учёт возрастных и
психолого-когнитивных
особенностей.
Конспект лекции.
Проектирование,
проведение и анализ
игровой сессии для
учащихся младших
классов.
Модуль 2. Основы
теории воспитания
17
Тема 1. Ценности как 4
основа воспитания
личности
Взаимосвязь
общечеловеческих,
педагогических и
семейных ценностей
1
Сущность понятия «ценности». Круглый стол
Система ценностей. Базовые
национальные ценности.
Воспитание,
социализация и
инкультурация
1
Сущность, механизмы и агенты Конспект лекции, анализ
социализации личности. Роль
педагогических ситуаций
семьи в воспитании детей.
2
Проблемы
социализации личности
Развитие инклюзивного
образования.
Здоровьесбережение.
Физическое, психическое и
нравственное здоровье. Работа
с девиантными детьми и
подростками. Профилактика
асоциального поведения.
Конспект лекции, анализ
педагогических ситуаций,
Тема 2. Формы
воспитания
3
Воспитание в урочной
и внеурочной
деятельности педагога
1
Типология видов, форм и
средств воспитания
Работа с интернетресурсами. Создание
кластера «Виды, формы и
средства воспитания»
Виды воспитания
1
Понятие духовнонравственного воспитания.
Проектная сессия
«Воспитательная
тема
Кол-во
часов
содержание занятия
формы деятельности
Гражданско-патриотическое
программа класса»
воспитание. Экологическое
воспитание. Трудовое
воспитание. Эстетическая,
физическая, гендерная культура
личности.
Воспитательная
система школы
1
Тема 3. Методы
воспитания
4
Событийный подход в
организации воспитательной
работы
Анализ воспитательных
программ. Проектная
сессия «Воспитательная
программа школы»
Традиционные методы 1
воспитания
Поощрение и наказание.
Значение личного примера в
воспитании.
Дискуссия о методах
воспитания,
представленных в
отечественных и
зарубежных
художественных фильмах
о школе
1
Убеждение,
разъяснение, дискуссия
как методы воспитания.
Субъект-объектные и субъектсубъектные модели
взаимодействия. Средства
убеждения. Правила дискуссии
Тренинг общения.
Создание обобщенного
портрета воспитателя
прошлого и настоящего
1
Игра и соревнование
как методы воспитания
Сущность и структура игры.
Ролевые игры. Роль
конкуренция и кооперации в
деятельности.
Проектная сессия «Ролевая
воспитательная игра»
Роль самовоспитания 1
для успешной
социализации личности
Понятие самовоспитания,
средства самовоспитания
Дискуссия о
самовоспитании на основе
анализа литературных
произведений о
взрослении
Тема 4. Детский
коллектив в
формировании
личности
5
Коллективная система
воспитания
1
Роль коллектива в обществе.
Семинар, выступление с
Сущность и признаки
докладами
коллектива. Принципы и
стадии развития коллектива.
Идеи А.С.Макаренко,
В.А.Караковского,
Л.И.Новиковой, Н.Е.Щурковой.
Личность и коллектив
1
Позитивное и негативное
влияние коллектива на
Семинар, дискуссия по
проблемным вопросам,
тема
Кол-во
часов
содержание занятия
формы деятельности
личность. Проблема буллинга.
Сущность лидерства. Развитие
самоуправление в коллективе.
анализ педагогических
ситуаций
1
Организационные основы и
принципы деятельности
детских и юношеских
объединений. Структура и
основные направления
деятельности Российского
движения школьников.
Семинар, выступление с
докладами об истории
детско-юношеских
движений в России и за
рубежом
Роль педагога в детско- 2
взрослой общности
Наставничество, тьюторинг,
менторинг, медиация. Роль
классного руководителя.
Создание глоссария по
теме. Практикум
«Вожатские игры»
Подведение итогов
курса
1
Эссе «Мое будущее в педагогике»
итого
34
Детско-юношеские
объединения