Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя школа
ПРИНЯТО
педагогическим советом
МОУ Воскресенской СШ
протокол от 28.12.2022г. № 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом МОУ Воскресенской СШ
от 28.12.2022 г. № 539(0)
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутренней системе оценки качества образования
в Муниципальном общеобразовательном учреждении
Воскресенская средняя школа
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее Положение) определяет цели, задачи, принципы, направления, порядок организации и
функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО), а
также функции и полномочия субъектов ВСОКО, критерии, показатели и инструментарий
осуществления ВСОКО в Муниципальном общеобразовательном учреждении
Воскресенской средней школе).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральным государственным
образовательным
стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования
и
науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации № 413 от 17.05.2012;
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 №
1089 (с изменениями и дополнениями на 29.06.2017);
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 г.
№ 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года №
189/1513 (с изм. от 11.06.2020) «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования»,
приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018
(с изм. от 24.11.2020) «Об утверждении Порядка проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования»;
Порядком проведения самообследования образовательной организацией,
утвержденным приказом Министерства образования и наук Российской
Федерации № 426 от 14.06.2013 (с изменениями и дополнениями на 14.12.2017);
Показателями деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию, утвержденными приказом Министерства образования и
наук Российской Федерации № 1324 от 10.12.2013 (с изменениями и
дополнениями: приказы Минобрнауки России от 15.02.2017№ 136; от
14.12.2017 № 1218);
Уставом МОУ Воскресенской СШ;
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и
промежуточной
аттестации
обучающихся
в
Муниципальном
общеобразовательном учреждении Воскресенская средняя школа.
1.3.Положение выступает основой для проектирования систем оценки достижения
образовательных результатов обучающихся в рамках основных образовательных
программ по уровням общего образования.
1.4.ВСОКО является главным источником информации для диагностики состояния
образовательной деятельности школы и динамики ее развития, для принятия
управленческих решений.
1.5.ВСОКО предполагает проектирование, сбор, обработку, хранение данных,
характеризующих качество образования, а также представление информации о
качестве образования при проведении процедур внешней оценки образовательной
деятельности. Представление результатов ВСОКО, как правило, осуществляется в
обезличенной форме (графики, диаграммы, схемы, таблицыт.п.).
1.6.Настоящее положение обязательно для исполнения всеми обучающимися школы, их
родителями (законными представителями), работниками школы.
1.7.В Положении использованы следующие определения и сокращения:
качество образования - комплексная характеристика образовательнойдеятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического
или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная
деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы;
ВСОКО (внутренняя система оценки качества образования) – это система мероприятий и
процедур, необходимых для осуществления контролясостояния качества образовательной
деятельности посредством обеспечения своевременной, полной и объективной информации
о качестве образовательных программ, которые реализует школа, и результатах освоения
программ обучающимися;
НОКО (независимая оценка качества образования) - это деятельность официально
уполномоченных структур и организаций, направленная на выявление уровня
удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг и
соответствие качества этих услуг федеральным требованиям;
ВШК (внутришкольный контроль) - это компонент ВСОКО, который поддерживает
гарантии участников образовательных отношений на получение качественного
образования;
диагностика - контрольный замер, срез;
мониторинг - долгосрочное наблюдение за управляемым объектом контроля с целью
анализа факторов, влияющих на состояние этого объекта;
оценка/оценочная процедура - установление степени соответствия фактических
показателей планируемым или заданным в рамках основнойобразовательной программы
ГИА - государственная итоговая аттестация;
ЕГЭ - единый государственный экзамен;
ОГЭ - основной государственный экзамен;
КИМ - контрольно-измерительные материалы;
ООП - основная образовательная программа;
УУД - универсальные учебные действия;
2. Организация ВСОКО
2.1. Направления ВСОКО:
качество образовательных программ;
качество условий для реализации образовательной деятельности;
качество образовательных результатов обучающихся;
удовлетворенность потребителей качеством образования.
2.2. Направления, обозначенные в п. 2.1, распространяются как на образовательную
деятельность по ФГОС общего образования, так и на образовательную деятельность,
осуществляемую по ФКГОС.
2.3. ВСОКО формируется из мероприятий трех основных блоков (компонентов):
системы внутришкольного мониторинга качества образования (систематического
регламентированного отслеживания состояния постоянно осуществляемых
основных и обеспечивающих процессов в школе, непосредственно или
опосредованно влияющих на качество образования);
системы внутришкольного контроля (системного процесса всестороннего изучения
и анализа образовательной деятельности с целью контроля соблюдения
законодательства в сфере образования, исполнения нормативных и
организационно-распорядительных актов школы, выполнения мероприятий,
направленных на повышение качества образования);
независимой внешней оценки качества образования.
2.4. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего
учебного года; результаты обобщаются на этапе подготовки школой отчета о
самообследовании.
2.5. Основные мероприятия ВСОКО:
оценка соответствия реализуемых в школе образовательных программ
федеральным требованиям;
контроль реализации рабочих программ;
оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и
метапредметных результатов освоения основных образовательных программ;
мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении
предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных
программ;
мониторинг
личностного развития обучающихся, сформированности у
обучающихся личностных УУД;
контроль реализации Программы воспитания;
контроль реализации коррекционной работы;
оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством
образования;
систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических
документов по итогам ВСОКО;
подготовка текста отчета по самообследованию, в том числе для размещения на
официальном сайте школы;
мероприятия ВШК.
2.6. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в
годовой план работы школы.
2.7. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой качества
образования, интерпретацией полученных данных, включая независимую внешнюю
оценку, включает:
администрацию школы;
методический совет и методические объединения;
педагогический совет;
временные / аналитические / экспертные группы педагогов.
Директор школы:
осуществляет нормативное регулирование ВСОКО;
координирует деятельность всех структурных звеньев ВСОКО;
привлекает общественность к внешней оценке качества образования;
принимает обоснованные управленческие решения на основе результатов
оценочных процедур.
Заместители директора школы:
планирует и обеспечивает мероприятия внутришкольного контроля и
внутришкольного мониторинга качества образования;
планирует и обеспечивает проведение в школе контрольно-оценочных и
диагностических процедур, мониторинговых, статистических исследований по
вопросам качества образования, в том числе в рамках независимых внешних
исследований;
организует систему мониторинга качества образования, координирует сбор,
обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития
школы, анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования;
формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества
образования;
проводит сравнительный анализ внутренней оценки качества образования и
независимых оценочных процедур;
участвует в принятии управленческих решений по повышению качества
образования на основе полученных результатов.
Методический совет и методические объединения:
участвуют в разработке системы оценочных процедур и методик их проведения;
содействуют подготовке сотрудников по осуществлению контрольно-оценочных
процедур;
проводят анализ результатов контрольно-оценочных и диагностических процедур,
планируют на основе результатов анализа мероприятия, направленные на
повышение качества образования;
разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на
совершенствование ВСОКО, участвуют в этих мероприятиях.
Педагогический совет:
содействует определению стратегических направлений развития качества
образования в школе;
принимает участие в обсуждении системы критериев и показателей,
характеризующих состояние и динамику развития системы качества образования в
школе;
вносит предложения по формированию временных коллективов педагогов,
участвующих в осуществлении процедур ВСОКО.
Временные рабочие или экспертные группы педагогов:
реализуют оценочные и контрольно-измерительные процедуры в соответствии с
разработанными методиками;
проводят первичную обработку полученных результатов;
осуществляют экспертную оценку деятельности обучающихся /педагогов;
вносят
предложения
по
совершенствованию
оценочных
процедур.
3. Оценка образовательных программ
Оценка ООП предполагает, насколько они соответствуют требованиям ФГОС общего
образования и контингенту учащихся, полностью ли школа реализует учебные планы и
рабочие программы, соответствуют ли они требованиям ФГОС общего образования,
каково качество внеурочной деятельности и классное руководство. Оценке подлежат
основные образовательные программы соответствующего уровня общего образования,
разработанные согласно требованиям образовательных стандартов. Оценка ООП
проводится на этапе ее согласования и утверждения.
4. Оценка условий для реализации образовательной деятельности
Структура оценки условий для реализации образовательной деятельности разрабатывается
на основе требований ФГОС к кадровым, психолого-педагогическим, материальнотехническим, учебно- методическим условиям и информационной образовательной среде.
Условия реализации ООП согласно ФГОС общего образования
№ п/п
Направление
Что оценивать
1
Кадры
Достаточно ли укомплектована школа педагогическими,
руководящими и иными работниками.
Соответствует ли уровень квалификации педагогических и
иных работников организации требованиям трудового
законодательства и характеру выполняемой работы.
Существует ли непрерывность профессионального развития
педагогических работников организации.
2
Финансы
Достаточны ли финансовые ресурсы, чтобы соответствовать
требованиям ФГОС.
Достаточны ли финансовые ресурсы, чтобы реализовывать
ООП в полном объеме.
Есть ли четкая структура расходов, необходимых для
реализации ООП, а также механизм их формирования.
3
Материальнотехнические
условия
Достаточны ли условия для того, чтобы учащиеся достигли
установленных ФГОС общего образования требований к
предметным, метапредметным и личностным результатам
освоения ООП.
Соответствуют ли условия санитарным нормам и правилам,
иным требованиям закона.
Насколько доступна образовательная среда для детей с ОВЗ
и инвалидов.
4
Психологопедагогические
условия
Есть ли преемственность содержания и форм организации
образовательной деятельности при получении общего
образования по уровням.
Учитывается ли специфика возрастного психофизического
развития учеников.
Как формируется и развивается психолого-педагогическая
компетентность
учащихся,
педагогических
и
административных
работников, родительской
общественности.
5
Информационнометодические
условия
Достаточно ли укомплектована школа оборудованием и
программами, чтобы организовать свою информационнометодическую поддержку, использовать современные
процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки,
хранения и представления информации.
Организовано ли дистанционное взаимодействие всех
участников образовательных отношений, в том числе в
рамках дистанционного образования.
Организовано ли дистанционное взаимодействие школы с
другими образовательными организациями и организациями
социальной сферы.
Есть ли информационная поддержка деятельности
обучающихся и педагогических работников на основе
современных информационных технологий в области
библиотечных услуг.
Укомплектована
ли
школа
учебниками,
учебнометодической литературой и материалами по всем учебным
предметам основной образовательной программы.
Оценка условий реализации образовательных программ предусматривает проведение
контроля состояния условий. Совокупность критериев оценки и их распределение по
группам условий реализации образовательных программ соответствует федеральным
требованиям к показателям эффективности деятельности организации, подлежащей
самообследованию.
Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка);
ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании.
Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при планировании
результатов образовательной деятельности и состава мероприятий по их достижению.
Ежегодно
в
ходе подготовки отчета о
самообследовании проводится
контроль состояния условий.
Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий образовательной
деятельности школы включаются в отчет осамообследовании.
Для отчета о самообследовании используются те же критерии, которые составляют
структуру оценки условий реализации образовательных программ.
5. Оценка образовательных результатов обучающихся
Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в соответствии с ФГОС
проводится в следующих формах:
промежуточная аттестация;
накопительная
оценка
индивидуальных
образовательных достижений
учащихся (с использованием технологии портфолио);
анализ
результатов внешних
независимых диагностик, всероссийских
проверочных работ;
итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА;
анализ результатов ГИА.
Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП проводится по
достижению метапредметных результатов освоения ООП.
Итоговой оценке достижения метапредметных результатов предшествует оценка этих
результатов в рамках промежуточных аттестаций. Продвижение обучающегося в
достижении метапредметных образовательных результатов выступает предметом
обязательного мониторинга.
Достижение личностных результатов освоения ООП, в том числе сформированность
личностных УУД, не подлежит итоговой оценке, а диагностируется в ходе мониторинга
личностного развития обучающихся по параметрам согласно методическому
инструментарию.
Результаты мониторинга могут быть дополнены справкой о занятости обучающихся во
внеурочной деятельности (студии, клубы, мастерские), или справкой о школьной системе
дополнительного образования и (или) о системе учета занятости обучающихся в
организациях дополнительного образования детей.
6. ВСОКО и ВШК
Мероприятия ВШК являются неотъемлемой частью ВСОКО, целью которой является
получение объективной информации о функционировании и развитии системы
образования в школе, тенденциях ее развития и изменениях, причинах, влияющих на ее
уровень.
Цель ВШК – контроль состояния образовательной системы, обеспечение ее стабильности
и конкурентоспособности; получение информации для принятия внутренних
управленческих решений.
Цель
внутришкольной системы оценки качества образования – самоаудит
образовательной системы с последующим информированием заказчиков и потребителей
образовательной услуги о степени соответствия качества предоставляемого обучения
требованиям ФГОС.
Под ВШК понимается система управления качеством образовательной деятельности
посредством планирования, организации и проведения контрольно-оценочных
мероприятий, соответствующих направлениям ВСОКО.
ВШК реализуется через плановые проверки в соответствии с планом-графиком;
оперативные проверки (в случае факта жалоб), а также может осуществляться в виде
мониторинга (внеурочная деятельность, внеклассные мероприятия, экспертиза
педагогической деятельности учителя, мониторинг образовательного процесса,
тестирование, анкетирование, полнота выполнения программ, заполнение журнала и
ведение школьной
документации, корректировка рабочих программ, повышение квалификации учителей),
результаты которых оформляются в виде аналитической справки.
Мероприятия ВШК и обеспечивающие их контрольно-оценочные процедуры ВСОКО
включаются в годовой план работы МОУ Воскресенской СШ.
Данные ВШК используются для установления обратной связи субъектов управления
качеством образования в МОУ Воскресенской СШ.
Данные ВШК выступают предметом различных мониторингов, перечень которых
определен настоящим Положением.
7. Мониторинги в рамках ВСОКО
Мониторинги - это системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым
объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и
«выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим
инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения.
Различают обязательные мониторинги, которые проводятся по требованиям ФГОС,
мониторинг показателей отчета о самообследовании и мониторинги, которые проводятся в
соответствии с Программой развития МОУ Воскресенская СШ.
Мониторинг показателей отчета о самообследовании проводится один раз в год, а его
результаты вносятся в аналитическую часть отчета о самообследовании.
8. Документация ВСОКО
Документация ВСОКО - это совокупность информационно-аналитических продуктов
контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО.
Обязательным, подлежащим размещению на сайте ОО, документом ВСОКО является отчет
о самообследовании.