030-Положение о порядке безотметочного обучения

ПРИНЯТЫ
Педагогическим Советом МОУ Воскресенской
СШ
протокол № 1 от 15 января 2021 года

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МОУ Воскресенской СШ
№ 15(о) от 15 января 2021 года

Положение
о порядке безотметочной системе оценивания
в первых классе Муниципального общеобразовательного учреждения Воскресенской
средней школы
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с ст. 28 п.3.20 Федерального закона
Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 25
сентября 2000 года № 2021/11-13 «О направлении для использования в работе письма "Об
организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", рекомендательных
писем Министерства образования и науки Российской
Федерации «Контроль и оценка
результатов обучения в начальной школе» от 19 ноября 1998 года №1561/14-15, «Система
оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» от 03 июня
2003 г. № 13-51-120/13).
1.2.Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения в первых
классе Муниципального общеобразовательного учреждения Воскресенской средней школы (далее
–Школы).
1.3.Целью данного Положения является создание благоприятных условий для адаптации
ребенка в условиях ФГОС к Школе, обеспечивающих его дальнейшее благополучное развитие,
обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений в
начальной школе.
1.4.Задачи:
 личностно ориентированное взаимодействие учителя и обучающихся;
 ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
 учет индивидуальных способностей обучающихся;
 развитие самостоятельности и активности обучающихся.
1.5.Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка
как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
1.6.При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с
одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с
другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение обучающихся между собой, ранжирование
обучающихся по их успеваемости. Содержательный контроль и оценка должны отражать прежде
всего качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем
усвоения обучающимся знаний по предметам, но и уровнем его развития.
1.7.В 1 классе начальной школы система контроля и оценки строится на содержательнооценочной основе без использования отметок.
Наряду с выставлением отметок используется содержательно-оценочная лексика,
недопустимо использование суждений «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются
реплики «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.п.
1.8. Основными принципами безотметочного обучения являются:
 содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно
с обучающимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
 приоритет самооценки – в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки
(оценка учителя, взаимооценка) формируется способность обучающихся самостоятельно
оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется
сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и

ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка должна предшествовать оценке
учителя;
 непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от
традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса
движения к нему. При этом обучающийся получает право на ошибку, которая, будучи
исправленной, считается прогрессом в обучении;
 сочетание качественной и количественной составляющих оценки: качественная
составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей обучающихся, позволяет
отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе,
отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.
Количественная составляющая оценки позволяет выстроить шкалу индивидуальных приращений
обучающихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время
назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными категориями. Сочетание
качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную картину динамики
развития каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей;
 естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в
естественных для обучающихся условиях, снижающих стресс и напряжение;
 дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих
действий;
 гибкость и вариативность – использование различных процедур и методов изучения
результативности обучения.
1.9.Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества
школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, мышления и
т.д.).
1.10.Основные виды контроля можно определить по их месту в процессе обучения:
 предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и
развития обучающихся;
 текущий контроль, позволяющий определить уровень развития обучающихся и степень
их продвижения в освоении программного материала;
 итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний обучающихся по
предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности
школьников;
по содержанию:
 прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность
выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального
выполнения действия;
 пооперационный
контроль,
управляющий
правильностью,
полнотой
и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
 контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную
операцию с образцом после осуществления учебного действия;
по субъектам контрольно-оценочного действия:
 внешний контроль, осуществляемый педагогами или одноклассниками (взаимоконтроль
и взаимооценка);
 внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимися и
обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности
(самоконтроль и самооценка).
1.11.Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения
является определение учеником границ своего знания – незнания, своих потенциальных
возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе
осуществления учебной деятельности. Конечная цель безотметочного обучения – формирование у
обучающихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении
контрольно-оценочной деятельности.

2. Контроль и оценка достижения личностных
и метапредметных результатов
2.1.Содержательный контроль и оценка обучающихся 1 класса должны быть направлены на
выявление индивидуальной динамики развития обучающихся (от начала учебного года к концу, от
года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных успехов обучающихся за текущий
и предыдущий периоды.
2.2. Основными показателями развития обучающихся являются:
 сформированность учебно- познавательного интереса;
 сформированность
основных
ценностных
ориентиров,
которые
определяют
мотивационно-потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения;
 сформированность универсальных учебных действий;
 способность определять границы своего знания- незнания;
 сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных
способностей субъекта учебной деятельности;
 способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми
условиями учебной задачи;
 самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям.
 способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.
2.3.Одной из форм отслеживания результативности продвижения обучающегося в
нравственном развитии, сформированности его мотивации к обучению, уровня его воспитанности
остаются методы наблюдения, анкетирование учащихся, их родителей (законных представителей).
3. Контроль и оценка достижения предметных результатов
3.1.Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной
динамики усвоения обучающихся опорных знаний и умений по учебным предметам и не
допускает сравнения его с другими детьми.
3.2.Для отслеживания уровня усвоения опорных знаний и умений используются:
 стартовые и итоговые проверочные работы;
 текущие проверочные работы;
 тестовые диагностические работы;
 устный опрос;
 проверка сформированности навыков чтения;
 демонстрация достижений обучающегося с предъявлением накопленного в течение года
материала (пакет достижений, включающий характеристику обучающегося).
3.3.При определении уровня развития навыка чтения необходимо учитывать: осознанность,
способ чтения, беглость, правильность, выразительность, владение речевыми умениями и
навыками работать с текстом.
Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует плавный
слоговый способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту (на конец учебного
года), понимания значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль
прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если
при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слов в минуту (на конец учебного
года). Обучающийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного,
умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие
эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по слогам при темпе
ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего
смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.
3.4.При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо
учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии,
сформированность устной речи.

Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной
каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта.
Среднему уровню развития навыка письма соответствует письмо, если имеется 2-3
существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами,
несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта.
Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в
целом не соответствует перечисленным выше требований, небрежное, неразборчивое, с
помарками.
К числу негрубых недочётов относятся:
 частичные искажения формы букв;
 несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
 наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
 выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;
 крупное и мелкое письмо;
 отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
3.5.Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии
соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.
Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует
письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочётов.
Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует
письмо, в котором число ошибок без ошибок и недочётов превышает указанное количество.
3.6.Критериями оценки сформированности устной речи являются
 полнота и правильность ответа;
 степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
 последовательность изложения;
 культура речи.
Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связные,
последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в
речи.
Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям,
удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом
оформлении ответов.
Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом
обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам,
затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с
текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает
материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и
построении словосочетаний или предложений.
3.7.При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо
учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения
решать простые и составные задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.
Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует
осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться,
производить вычисления правильно и достаточно быстро.
Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в
которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует
рациональные приёмы вычислений.
Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в
которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.
3.8.Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют
работы, выполненные безошибочно.
Среднему уровня развития письменных вычислительных навыков соответствуют
работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.

Низкому уровня развития письменных вычислительных навыков соответствуют
работы, в которых допущено более 3 грубых ошибок.
3.9.Высокому уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и
ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план,
решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи.
Среднему уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в
которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в
вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах
не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.
Низкому уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в
которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя.
Допускает 2 и более грубых ошибок.
3.10.Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических
понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки
(кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник,
квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник,
циркуль.
Среднему уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических
понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом
ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.
Низкому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических
понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям.
3.11.Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с
окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа
результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.
Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы,
представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои
непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик
способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на
практике.
Среднему уровню развития умений и навыков по данному предмету соответствуют
ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает
отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи
явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.
Низкому уровню развития умений и навыков по данному предмету соответствуют
ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не
справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
3.12.При определении уровня сформированности универсальных учебных действий
необходимо учитывать умения обучающихся работать с книгой, планировать свою работу,
наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения.
Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность
ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения,
легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём расскажет
книга), сопоставляя три внешних показателя её содержания (фамилию автора, заглавие,
иллюстрации на обложке и в тексте).
Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение
самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и
прочитывать название книги (фамилия автора и заглавие книги), определять тему, сопоставляя не
менее двух основных внешних показателей её содержания (фамилию автора или заглавие и
иллюстрации на обложке и в тексте).
Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность
ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно
ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с

помощью учителя, определяет тему (о чём расскажет книга), принимая во внимание главным
образом иллюстрации на обложке и в тексте.
3.13.Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе
наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.
Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу,
самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и
способы работы.
Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью
учителя составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы.
Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи, составление
последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя,
существенные затруднения при выборе рациональных приёмов и способов работы даже при
помощи учителя.
4.Взаимодействие с родителями в процессе
безотметочного обучения
4.1.На родительских собраниях учителя знакомят родителей обучающихся с особенностями
оценивания обучающихся 1 класса, приводят аргументы по данной системе оценивания, называют
преимущества. Для информирования родителей о результатах обучения и развития обучающихся в
конце каждого триместра учитель проводит родительские собрания и индивидуальные
консультации.
4.2.Информация о предметных и метапредметных результатах обучения и развития
обучающегося фиксируется в «Листке достижений» и технологических картах, «Портфеле
достижений» обучающегося.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».