Положение об инклюзивном образовании

Принято
Педагогическим Советом МАОУ
Воскресенской СШ
протокол №6 от 24.02.2025 года

Утверждено
приказом
МАОУ Воскресенская СШ
№ 68(о) от 24.02.2025 года

Положение
об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) в Муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении Воскресенской СШ
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение об организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детейинвалидов) в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
Воскресенской СШ (далее – Положение) определяет порядок организации
инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ), инвалидов (детей-инвалидов) в
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Воскресенской
СШ (далее – Учреждение), когда все дети, независимо от их физического и (или)
психологического развития, включены в общую систему образования и имеют
возможность получать образование и воспитание в совместной образовательной
среде с детьми, не имеющими таких ограничений.
1.2.Положение разработано в соответствии с:
-Конституцией Российской Федерации;
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
-Федеральным законом от 24 июля 1998 года № с124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
-Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09

ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования,
а также оказания им при этом необходимой помощи».
1.3.В настоящем Положении используются следующие понятия:
-инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
-обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без специальных условий;
-ребёнок-инвалид - лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
-специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ,
инвалидами (детьми-инвалидами) - условия обучения, воспитания и развития,
обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя
использование адаптированных образовательных программ, методов и средств
обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития
таких обучающихся и состояние их здоровья; проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение специальными учебниками,
учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими
средствами обучения коллективного и индивидуального пользования; обеспечение
предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую
техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика,
тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; обеспечение доступа
в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную
деятельность; другие условия, без которых освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) невозможно или
затруднено обучающимися;
-адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц;
-индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
1.4.Целью инклюзивного образования является реализация прав обучающихся
с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) на получение качественного образования в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,
создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации,
оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов.
1.5.Задачи инклюзивного образования:
-создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-

социального сопровождения обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) в
Учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического
развития;
-освоение обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами)
образовательных программ в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами;
-формирование у всех участников образовательных отношений толерантного
отношения к проблемам детей с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов).
2.Организация инклюзивного образования
2.1.Инклюзивное образование детей в Учреждении может быть организовано:
-посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детейинвалидов) и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в одном классе
Учреждения;
-посредством функционирования отдельного класса для обучающихся с ОВЗ
(класса коррекции) в Учреждении.
2.2.Допускается сочетание инклюзивной формы образования с другими
формами, при наличии указания на это в заключении территориальной психологомедико-педагогической комиссии (далее –ПМПК).
2.3.Выбор образовательной программы для обучающихся с ОВЗ зависит от
степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития,
сложности структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня
готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников и
определяются ПМПК.
2.4.Форма получения общего образования по конкретной образовательной
программе
определяется
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения
образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
2.5.Обучение лиц с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) может быть
реализовано через следующие модели:
-полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, инвалиды (дети-инвалиды)
посещают Учреждение наряду с обучающимися, не имеющими ограничений по
здоровью, и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут
совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать
кружки, клубы, внеклассные школьные мероприятия и т.д.;
-частичная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, инвалиды (дети-инвалиды),
совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением Учреждения и
обучаются по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями
(законными представителями);
-внеурочная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, инвалиды (дети-инвалиды)
обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные
мероприятия и т.д. в Учреждении по рекомендациям ПМПК и по согласованию с
родителями (законными представителями).
2.6.Прием обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) в Учреждение
по адаптированной образовательной программе осуществляется на основании
рекомендаций ПМПК, заявления родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, заполненного по форме согласно Приложения

1 к настоящему Положению, и оформляется приказом руководителя Учреждения.
Заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями
здоровья по адаптированной образовательной программе регистрируются в журнале
регистрации заявлений родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ,
оформленном согласно Приложению 2 к настоящему Положению.
Журнал регистрации заявлений родителей (законных представителей)
обучающихся с ОВЗ ведет секретарь МАОУ Воскресенской СШ.
Журнал регистрации заявлений родителей (законных представителей)
обучающихся с ОВЗ храниться у секретаря МАОУ Воскресенской СШ.
2.7.Численность детей с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов), обучающихся
инклюзивно в образовательных организациях, определяется в соответствии с
действующими санитарными нормами и правилами.
2.8.При организации обучения лиц с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов)
Учреждение:
-создает специальные условия для получения образования обучающимися с
ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями ПМПК, а
для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
-разрабатывает
локальные
нормативные
акты,
регламентирующие
деятельность по организации инклюзивного образования (приказы, положения и
т.д.);
-разрабатывает
адаптированные
образовательные
программы
для
обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК;
-обеспечивает реализацию в полном объёме адаптированных образовательных
программ, соответствие качества подготовки обучающихся с ОВЗ установленным
требованиям, соответствие применяемых форм, методов и средств обучения и
воспитания возрастным и психофизическим особенностям;
-обеспечивает помощь обучающимся с ОВЗ в профориентации, получении
профессии и социальной адаптации;
-обеспечивает специальную коррекционную помощь обучающимся с ОВЗ
(наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального
педагога, тьютора, ассистента (помощника));
-создает психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) для организации
психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ;
-знакомит родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ,
инвалидов
(детей-инвалидов),
с
документами,
регламентирующими
образовательные отношения (адаптированной образовательной программой,
учебным планом, расписанием и т.д.);
-разрабатывает необходимую документацию и инструментарий, позволяющие
отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения
обучающегося с ОВЗ, инвалида (ребенка-инвалида), его коррекционную подготовку;
-обеспечивает повышение квалификации педагогов в области коррекционной
педагогики.
2.9.Учреждение осуществляет:
-учёт обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) на этапах их
поступления, обучения, государственной итоговой аттестации;

-размещает информацию о наличии условий для обучения обучающихся с ОВЗ,
инвалидов (детей-инвалидов) на официальном сайте Учреждения;
-создает в Учреждении толерантную социокультурную среду, волонтерскую
помощь инвалидам (детям-инвалидам).
-обеспечивает выполнение показателей результативности реализации
мероприятий по доступности Учреждения для детей с ОВЗ и инвалидностью.
2.10.Решение о создании в Учреждении отдельных классов инклюзивного
образования
принимается
Управлением
образования
администрации
Воскресенского муниципального округа Нижегородской области
(далее –
Управление образования) на основании ходатайства руководителя Учреждения и
оформляется приказом Управления образования.
2.11.Ходатайство Учреждения должно содержать:
-список обучающихся для зачисления в отдельный класс инклюзивного
образования;
-копии заявлений родителей (законных представителей) обучающихся об
организации обучения по адаптированной общеобразовательной программе в
условиях инклюзивного образования в отдельном классе;
-копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на каждого
ребенка;
-подтверждение наличия в Учреждении специальных условий для получения
образования обучающимся с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и
образовательных потребностей каждого ребенка.
3.Содержание инклюзивного образования
3.1.Инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может
быть организовано:
-по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
-по адаптированным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями ПМПК;
-по индивидуальной образовательной программе.
3.2.Содержание общего образования и условия организации обучения
инвалидов (детей-инвалидов) определяется в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
3.3.Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом
образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ОВЗ, инвалидов
(детей-инвалидов) на основе специально разработанных учебных планов, в том
числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.4.Адаптированная образовательная программа Учреждения реализуется
через организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.5.При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
3.6.Обучение обучающихся с ОВЗ по основным образовательным программам
учитывает программу коррекционной работы, являющейся разделом основной
образовательной программы Учреждения.

3.7.Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание
помощи обучающимся с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении
основной образовательной программы общего образования.
Программа коррекционной работы содержит:
-перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, их интеграцию в
образовательное учреждение и освоения ими основной образовательной программы
общего образования с учетом особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей;
-систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности;
-механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики,
медицинских работников;
-планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и
итоговые).
3.8.С учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ
разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения,
учебную нагрузку, сроки освоения образовательных программ, а также условия
аттестации. Индивидуальные учебные планы утверждаются Педагогическим
советом Учреждения.
3.9.В Учреждении при осуществлении образовательной деятельности по
адаптированным образовательным программам создаются специальные условия для
получения образования детьми с ОВЗ. Коррекционно-развивающие мероприятия в
Учреждении могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной
деятельности.
3.10.Образовательная деятельность по образовательным программам, в том
числе адаптированным образовательным программам, организуется в соответствии
с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности
(организованной
образовательной
деятельности),
которое
определяется
Учреждением в соответствии с установленными требованиями санитарных норм и
правил.
3.11.Режим работы при организации инклюзивного образования определяется
Учреждением самостоятельно с соблюдением санитарных норм и правил.
3.12.Адаптированные
образовательные
программы
реализуются
Учреждением как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.
3.13.В Учреждении обеспечивается участие всех детей с ОВЗ, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных,
культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятий.
3.14.Обучение детей с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) в Учреждении
осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень
учебников и соответствующим программам обучения.
3.15.Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной

аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется
организацией самостоятельно.
3.16.Освоение обучающимися основных образовательных программ
основного общего и среднего общего образования завершается государственной
итоговой аттестацией, которая является обязательной.
3.17.Лицам с ОВЗ, инвалидам (детям-инвалидам), обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным программам в Учреждении и
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об
образовании.
3.18.Лицам с ОВЗ (с нарушениями интеллекта), не имеющим основного
общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении
по образцу и в порядке, которые установлены федеральным законодательством.
4.Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ, обучающихся в форме
инклюзивного образования.
4.1.Для обучения лиц с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов), в том числе
посредством организации инклюзивного образования привлекаются педагоги,
имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и
подтвержденную документами об образовании. Обязательно знание основ
специальной психологии и коррекционной педагогики, приёмов коррекционной
работы.
4.2.Педагогические
работники
обязаны
учитывать
особенности
психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать
специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ,
детьми-инвалидами в части реализации адаптированных образовательных
программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
4.3.В штатное расписание Учреждения при организации инклюзивного
образования вводятся ставки учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителялогопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника) (с учетом особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов)).
4.4.Штатное расписание утверждается директором Учреждения.
4.5.В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности
введения в штатное расписание ставок специалистов квалифицированная
психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе
договора со специализированной (коррекционной) образовательной организацией
или организацией для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической
помощи.
4.6.Диагностико-коррекционное, психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ в Учреждении сопровождается психолого-педагогическим
консилиумом (ППк).
4.7.Специалисты ППк:
-осуществляют психолого- педагогическое обследование детей с ОВЗ;

-определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм
инклюзии;
-проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками Учреждения, направленную на
подготовку в Учреждении инклюзивного образования;
-разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные
маршруты;
-отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе,
рекомендованной ПМПК;
-организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в
условиях инклюзии;
-согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.

Приложение 1
к Положению об организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов
(детей-инвалидов) в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждении Воскресенской СШ
Директору МАОУ Воскресенской СШ
___________________________________________
от __________________________________
ФИО родителя (законного представителя)
______________________________________________

Проживающей(го) по адресу:_________________

____________________________________
телефон ______________________________
Заявление
о согласии на обучение ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной основной общеобразовательной программе
Я, ______________________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
_________________________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) __________________________________________
(нужное подчеркнуть)
(ФИО)
_________________________________________________________________________________________
дата (дд.мм.гг.) рождения
_________________________________________________________________________________________
класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся)

руководствуясь ч.3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» и на основании рекомендаций

__________________________________________________________________
(наименование психолого–медико–педагогической комиссии)
_____________________________________________________________________________________

от "____" ________________ 20_____ г. № _______________ ,
заявляю о согласии на обучение________________________________________________________
(ФИО ребенка)

__________________________________________________________________
по ________________________________________________________________
(общеобразовательная программа)

в _________________________________________________________________
(наименование образовательной организации)

Рекомендации психолого–медико–педагогической комиссии прилагаю.
"___" ____________ 20___ г.

/_____________/_____________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Регистрация заявления №__________
«_____» _______________20 __года

Приложение 2
к Положению об организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов
(детей-инвалидов) в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждении Воскресенской СШ

ЖУРНАЛ
регистрации заявлений родителей (законных представителей) обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
и/или инвалидностью
_________________________________
(наименование организации)
_____________________________________________________________________________
(месторасположение организации)

Начат «____» ______________20___г.
Окончен «____» ______________20___г.

Зарегистрировано
Номер

От кого поступило заявление
(ФИО полностью)

Краткое содержание
заявления

Дата

Фамилия, имя,
ребенка
(полностью)

отчество Программа обучения

Класс

Заключение
ПМПК
(номер, дата)

Наличие
инвалидности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».