Принято
Педагогическим Советом МАОУ
Воскресенской СШ
протокол №6 от 24.02.2025 года
Утверждено
приказом
МАОУ Воскресенская СШ
№ 68(о) от 24.02.2025 года
Положение
об организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) в Муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении Воскресенской СШ
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение об организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детейинвалидов) в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
Воскресенской СШ (далее – Положение) определяет порядок организации
инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ), инвалидов (детей-инвалидов) в
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Воскресенской
СШ (далее – Учреждение), когда все дети, независимо от их физического и (или)
психологического развития, включены в общую систему образования и имеют
возможность получать образование и воспитание в совместной образовательной
среде с детьми, не имеющими таких ограничений.
1.2.Положение разработано в соответствии с:
-Конституцией Российской Федерации;
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
-Федеральным законом от 24 июля 1998 года № с124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
-Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09
ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования,
а также оказания им при этом необходимой помощи».
1.3.В настоящем Положении используются следующие понятия:
-инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
-обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без специальных условий;
-ребёнок-инвалид - лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
-специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ,
инвалидами (детьми-инвалидами) - условия обучения, воспитания и развития,
обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя
использование адаптированных образовательных программ, методов и средств
обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития
таких обучающихся и состояние их здоровья; проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение специальными учебниками,
учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими
средствами обучения коллективного и индивидуального пользования; обеспечение
предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую
техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика,
тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; обеспечение доступа
в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную
деятельность; другие условия, без которых освоение образовательных программ
обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) невозможно или
затруднено обучающимися;
-адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц;
-индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
1.4.Целью инклюзивного образования является реализация прав обучающихся
с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) на получение качественного образования в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,
создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации,
оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов.
1.5.Задачи инклюзивного образования:
-создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-
социального сопровождения обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) в
Учреждении с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического
развития;
-освоение обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами)
образовательных программ в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами;
-формирование у всех участников образовательных отношений толерантного
отношения к проблемам детей с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов).
2.Организация инклюзивного образования
2.1.Инклюзивное образование детей в Учреждении может быть организовано:
-посредством совместного обучения обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детейинвалидов) и обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью, в одном классе
Учреждения;
-посредством функционирования отдельного класса для обучающихся с ОВЗ
(класса коррекции) в Учреждении.
2.2.Допускается сочетание инклюзивной формы образования с другими
формами, при наличии указания на это в заключении территориальной психологомедико-педагогической комиссии (далее –ПМПК).
2.3.Выбор образовательной программы для обучающихся с ОВЗ зависит от
степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития,
сложности структуры нарушения, образовательных потребностей, уровня
готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников и
определяются ПМПК.
2.4.Форма получения общего образования по конкретной образовательной
программе
определяется
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения
образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
2.5.Обучение лиц с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) может быть
реализовано через следующие модели:
-полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, инвалиды (дети-инвалиды)
посещают Учреждение наряду с обучающимися, не имеющими ограничений по
здоровью, и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут
совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать
кружки, клубы, внеклассные школьные мероприятия и т.д.;
-частичная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, инвалиды (дети-инвалиды),
совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением Учреждения и
обучаются по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями
(законными представителями);
-внеурочная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ, инвалиды (дети-инвалиды)
обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные
мероприятия и т.д. в Учреждении по рекомендациям ПМПК и по согласованию с
родителями (законными представителями).
2.6.Прием обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) в Учреждение
по адаптированной образовательной программе осуществляется на основании
рекомендаций ПМПК, заявления родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, заполненного по форме согласно Приложения
1 к настоящему Положению, и оформляется приказом руководителя Учреждения.
Заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями
здоровья по адаптированной образовательной программе регистрируются в журнале
регистрации заявлений родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ,
оформленном согласно Приложению 2 к настоящему Положению.
Журнал регистрации заявлений родителей (законных представителей)
обучающихся с ОВЗ ведет секретарь МАОУ Воскресенской СШ.
Журнал регистрации заявлений родителей (законных представителей)
обучающихся с ОВЗ храниться у секретаря МАОУ Воскресенской СШ.
2.7.Численность детей с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов), обучающихся
инклюзивно в образовательных организациях, определяется в соответствии с
действующими санитарными нормами и правилами.
2.8.При организации обучения лиц с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов)
Учреждение:
-создает специальные условия для получения образования обучающимися с
ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями ПМПК, а
для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
-разрабатывает
локальные
нормативные
акты,
регламентирующие
деятельность по организации инклюзивного образования (приказы, положения и
т.д.);
-разрабатывает
адаптированные
образовательные
программы
для
обучающихся с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК;
-обеспечивает реализацию в полном объёме адаптированных образовательных
программ, соответствие качества подготовки обучающихся с ОВЗ установленным
требованиям, соответствие применяемых форм, методов и средств обучения и
воспитания возрастным и психофизическим особенностям;
-обеспечивает помощь обучающимся с ОВЗ в профориентации, получении
профессии и социальной адаптации;
-обеспечивает специальную коррекционную помощь обучающимся с ОВЗ
(наличие учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального
педагога, тьютора, ассистента (помощника));
-создает психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) для организации
психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ;
-знакомит родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ,
инвалидов
(детей-инвалидов),
с
документами,
регламентирующими
образовательные отношения (адаптированной образовательной программой,
учебным планом, расписанием и т.д.);
-разрабатывает необходимую документацию и инструментарий, позволяющие
отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения
обучающегося с ОВЗ, инвалида (ребенка-инвалида), его коррекционную подготовку;
-обеспечивает повышение квалификации педагогов в области коррекционной
педагогики.
2.9.Учреждение осуществляет:
-учёт обучающихся с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) на этапах их
поступления, обучения, государственной итоговой аттестации;
-размещает информацию о наличии условий для обучения обучающихся с ОВЗ,
инвалидов (детей-инвалидов) на официальном сайте Учреждения;
-создает в Учреждении толерантную социокультурную среду, волонтерскую
помощь инвалидам (детям-инвалидам).
-обеспечивает выполнение показателей результативности реализации
мероприятий по доступности Учреждения для детей с ОВЗ и инвалидностью.
2.10.Решение о создании в Учреждении отдельных классов инклюзивного
образования
принимается
Управлением
образования
администрации
Воскресенского муниципального округа Нижегородской области
(далее –
Управление образования) на основании ходатайства руководителя Учреждения и
оформляется приказом Управления образования.
2.11.Ходатайство Учреждения должно содержать:
-список обучающихся для зачисления в отдельный класс инклюзивного
образования;
-копии заявлений родителей (законных представителей) обучающихся об
организации обучения по адаптированной общеобразовательной программе в
условиях инклюзивного образования в отдельном классе;
-копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на каждого
ребенка;
-подтверждение наличия в Учреждении специальных условий для получения
образования обучающимся с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и
образовательных потребностей каждого ребенка.
3.Содержание инклюзивного образования
3.1.Инклюзивное обучение детей с ОВЗ с учетом развития ребенка может
быть организовано:
-по образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
-по адаптированным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями ПМПК;
-по индивидуальной образовательной программе.
3.2.Содержание общего образования и условия организации обучения
инвалидов (детей-инвалидов) определяется в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
3.3.Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом
образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ОВЗ, инвалидов
(детей-инвалидов) на основе специально разработанных учебных планов, в том
числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.4.Адаптированная образовательная программа Учреждения реализуется
через организацию урочной и внеурочной деятельности.
3.5.При реализации общеобразовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
3.6.Обучение обучающихся с ОВЗ по основным образовательным программам
учитывает программу коррекционной работы, являющейся разделом основной
образовательной программы Учреждения.
3.7.Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание
помощи обучающимся с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении
основной образовательной программы общего образования.
Программа коррекционной работы содержит:
-перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных
коррекционных
мероприятий,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, их интеграцию в
образовательное учреждение и освоения ими основной образовательной программы
общего образования с учетом особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей;
-систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности;
-механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики,
медицинских работников;
-планируемые результаты коррекционной работы (промежуточные и
итоговые).
3.8.С учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ
разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения,
учебную нагрузку, сроки освоения образовательных программ, а также условия
аттестации. Индивидуальные учебные планы утверждаются Педагогическим
советом Учреждения.
3.9.В Учреждении при осуществлении образовательной деятельности по
адаптированным образовательным программам создаются специальные условия для
получения образования детьми с ОВЗ. Коррекционно-развивающие мероприятия в
Учреждении могут реализовываться как в рамках урочной, так и внеурочной
деятельности.
3.10.Образовательная деятельность по образовательным программам, в том
числе адаптированным образовательным программам, организуется в соответствии
с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности
(организованной
образовательной
деятельности),
которое
определяется
Учреждением в соответствии с установленными требованиями санитарных норм и
правил.
3.11.Режим работы при организации инклюзивного образования определяется
Учреждением самостоятельно с соблюдением санитарных норм и правил.
3.12.Адаптированные
образовательные
программы
реализуются
Учреждением как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.
3.13.В Учреждении обеспечивается участие всех детей с ОВЗ, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных,
культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятий.
3.14.Обучение детей с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов) в Учреждении
осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень
учебников и соответствующим программам обучения.
3.15.Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или
всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяется
организацией самостоятельно.
3.16.Освоение обучающимися основных образовательных программ
основного общего и среднего общего образования завершается государственной
итоговой аттестацией, которая является обязательной.
3.17.Лицам с ОВЗ, инвалидам (детям-инвалидам), обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным программам в Учреждении и
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об
образовании.
3.18.Лицам с ОВЗ (с нарушениями интеллекта), не имеющим основного
общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении
по образцу и в порядке, которые установлены федеральным законодательством.
4.Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ, обучающихся в форме
инклюзивного образования.
4.1.Для обучения лиц с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов), в том числе
посредством организации инклюзивного образования привлекаются педагоги,
имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и
подтвержденную документами об образовании. Обязательно знание основ
специальной психологии и коррекционной педагогики, приёмов коррекционной
работы.
4.2.Педагогические
работники
обязаны
учитывать
особенности
психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать
специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ,
детьми-инвалидами в части реализации адаптированных образовательных
программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
4.3.В штатное расписание Учреждения при организации инклюзивного
образования вводятся ставки учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителялогопеда, социального педагога, тьютора, ассистента (помощника) (с учетом особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ, инвалидов (детей-инвалидов)).
4.4.Штатное расписание утверждается директором Учреждения.
4.5.В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности
введения в штатное расписание ставок специалистов квалифицированная
психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе
договора со специализированной (коррекционной) образовательной организацией
или организацией для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической
помощи.
4.6.Диагностико-коррекционное, психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ в Учреждении сопровождается психолого-педагогическим
консилиумом (ППк).
4.7.Специалисты ППк:
-осуществляют психолого- педагогическое обследование детей с ОВЗ;
-определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм
инклюзии;
-проводят предварительную работу с обучающимися, родителями (законными
представителями), педагогическими работниками Учреждения, направленную на
подготовку в Учреждении инклюзивного образования;
-разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные
маршруты;
-отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе,
рекомендованной ПМПК;
-организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в
условиях инклюзии;
-согласуют со специалистами ПМПК оценку результатов обучения.
Приложение 1
к Положению об организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов
(детей-инвалидов) в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждении Воскресенской СШ
Директору МАОУ Воскресенской СШ
___________________________________________
от __________________________________
ФИО родителя (законного представителя)
______________________________________________
Проживающей(го) по адресу:_________________
____________________________________
телефон ______________________________
Заявление
о согласии на обучение ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной основной общеобразовательной программе
Я, ______________________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
_________________________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) __________________________________________
(нужное подчеркнуть)
(ФИО)
_________________________________________________________________________________________
дата (дд.мм.гг.) рождения
_________________________________________________________________________________________
класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся)
руководствуясь ч.3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» и на основании рекомендаций
__________________________________________________________________
(наименование психолого–медико–педагогической комиссии)
_____________________________________________________________________________________
от "____" ________________ 20_____ г. № _______________ ,
заявляю о согласии на обучение________________________________________________________
(ФИО ребенка)
__________________________________________________________________
по ________________________________________________________________
(общеобразовательная программа)
в _________________________________________________________________
(наименование образовательной организации)
Рекомендации психолого–медико–педагогической комиссии прилагаю.
"___" ____________ 20___ г.
/_____________/_____________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Регистрация заявления №__________
«_____» _______________20 __года
Приложение 2
к Положению об организации инклюзивного образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов
(детей-инвалидов) в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждении Воскресенской СШ
ЖУРНАЛ
регистрации заявлений родителей (законных представителей) обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
и/или инвалидностью
_________________________________
(наименование организации)
_____________________________________________________________________________
(месторасположение организации)
Начат «____» ______________20___г.
Окончен «____» ______________20___г.
Зарегистрировано
Номер
От кого поступило заявление
(ФИО полностью)
Краткое содержание
заявления
Дата
Фамилия, имя,
ребенка
(полностью)
отчество Программа обучения
Класс
Заключение
ПМПК
(номер, дата)
Наличие
инвалидности